Друг мой Пашка

Ирина Пестрикова
 Дождливым,  осенним днём, не многочисленная  похоронная  процессия двигалась в сторону  старого,  деревенского  кладбища. Впереди вышагивал  местный пьяница   Колян,  бережно неся  урну с прахом. Сегодня в последний путь он провожал своего самого лучшего дружка Паху.
 
 С детства  они были,   не разлей вода, в школе сидели за одной партой, на улице дела проворачивали тоже вместе. Ох,  и  натворили они за  свою жизнь.  Первый раз милиция обратила внимание на эту компанию, еще,  когда те учились в шестом классе. Уже в то время  они доставляли неприятности родным и соседям. Хулиганили, лазили по чужим огородам,  напакостят,   и  убегают. Позже начали подворовывать, а после окончания школы, вообще как будто в них бес вселился. Нигде не работали, учиться тоже желания не было. Иногда на пару калымили, вырученные деньги тратили только на себя любимых. В семью за всю жизнь копейки не перепало. Сколько слёз,  матери выплакали одному Господу известно.

 Проходили годы, а  у нашей «Сладкой парочки»,  как их называли в деревне, не  семьи не детей так и не было. Жили  в своё удовольствие,   пили, когда было на что, редко помогали родным  по хозяйству. Постоянно ввязывались в какие-то пьяные драки. Лодыри,  и бездельники.

-Паша, ну,  сколько можно жизнь прожигать, ведь уже пятый десяток разменял, а не семьи, не детей. Когда ты уже одумаешься, опять пьяный за полночь вернулся. Всю душу,  ты мне вымотал, отец от пьянки, сгорел, и ты туда же. По его стопам пошёл?- причитала мать.
-Уж сдох  бы быстрей, переплакала, может жизнь наладилась, да и соседи бы успокоились. А то  прямо стыдно уже в глаза  людям глядеть, что не день, то  драки. Сколько в тебе агрессии.
-Паша, сынок Христом Богом прошу,  угомонись, устройся на работу, тяжело мне вас с Алёнкой одной тянуть. Пожалей меня, ведь от отца твоего ничего хорошего не видела, думала ты,  вырастишь помощником, а ты по его дорожке пошёл. Помру,  на кого Алёнка останется.
-Ладно,  мать не бурчи, завтра в город поеду, может какую работёнку,  и найду,- очередной  раз обещал Павел.

Приехав в город,  Пашка  случайно увидел баннер, «Служба по контракту в зону СВО», обращаться по телефону 898……
Уже через полчаса он стоял в кабинете военкома.
-Добрый день ! Вот зашел узнать, как записаться добровольцем в зону военных действий.
-Фамилия? Имя?  Служил? Где проживаешь? - спросил военком.
Васюткин Павел Иванович, 197.. года рождения, проживаю в деревне «Курьяновка», не женат, детей нет. Хочу отдать долг Родине.
-Ну,  раз хочешь, завтра жду  вот с такими документами.
 
 Вечером Паха встретился с Коляном. Кратко  обрисовал ему обстановку, не забыл рассказать и  про сумму заработка.   Агитировал  дружка с собой, но тот наотрез  отказался.
-Ну,  что  ж друг, думал,  хоть  что-то хорошее в этой жизни с тобой сделаем, послужим на благо Отечеству. А ты,  значит, трухнул, не замечал  я за тобой такого. Ну ладно не поминай лихом, повоюю за нас двоих. А ты тут, если что  за  моими присмотри. Может,  помощь  понадобиться не откажи.
-Да ты что братуха, конечно помогу, не сердись на меня, не боец я, не боец.
На том и расстались. Потом и времени не было попрощаться,сборы, оформление документов, а там уже и ехать надо.

 -Мама ухожу я на войну, - как-то вечером проговорился Павел.
 -Понимаю, устала ты от меня, от моих бесконечных драк и пьянок. Прости меня, обещаю, вернусь,  и всё у нас будет по другому, найду себе жену, ты еще внуков будешь нянчить. Заработаю денег Алёнке на учёбу  и  приданое. Вот увидишь, совсем  другим человеком стану. Воевать буду достойно, ты будешь еще мной гордиться.

-Мать так и ахнула! Что в сердцах  не наговоришь, жалко своя кровиночка, пусть и беспутный, но родной.
-Сынок, может,   не поедешь, здесь работу найдёшь, проживём,  и Алёнке на учёбу насобираем. Ты только брось пить и всё у нас без этой проклятой войны наладиться. Прошу откажись, как я без тебя здесь буду, - со слезами уговаривала мать.
-Нет,  мама всё решено, завтра  утром уезжаю.

 Колян нёс прах своего друга, и не понятно слёзы ли катились по щекам, или это дождь прощался с Пашкой. Процессия подошла к могиле, люди молчали, мать тихонько  плакала. Ни кто не мог сказать последнее, хорошее слово о покойном. Не чего было сказать, не тот человек был Пашка. Наверно многие даже в душе порадовались, что на одну пьянь в деревне стало меньше. Так бы молча,  и закопали, только  слово  взял подошедший  во время  военный.

-Сегодня мы провожаем в последний путь, Вашего односельчанина, не знаю как он тут жил, правильно, не правильно, но воевал он более чем достойно. Пятерых  раненых  мальчишек  вытащил на себе  с поле боя. А шестого закрыл своей грудью. Хорошего человека Вы вырастили и воспитали, обращаясь  к матери,  говорил военком. Ваш сын посмертно награждён  медалью за отвагу. Примите награду, пять миллионов рублей,  и мои искренние соболезнования.
После таких слов и соседи начали говорить.

-Он  был добрый, мне однажды дров наколол, бесплатно, - высказалась Мария Петровна. А мне,  добавила бабка Лукерья, калитку поправил. И не раз помогал сумку с магазина донести. Каждый начал высказываться, вспоминая хорошие Пашкины дела. И как оказалось, человек то он был не совсем пропащий. Колян  всхлипывал стоя у могилы, корил себя за то, что не отговорил друга. Не уберёг. Мать,  слушая односельчан,  уже навзрыд рыдала.

-Прощай сынок! Как ты и обещал, заработал  Алёнке на учёбу и на приданное. Только вот деток твоих я уже не по нянчу.

22.06.2023. ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА.