Записки русской путешественницы. Волга - Волга

Татьяна Соснина
"  Кто сказал, что Волга впадает в Каспийское море?! Волга в сердце впадает моё!"
Да! Я столько раз переезжала её у Казани на поезде "Москва - Омск", шла по Каспию прямо в Волгу на танкере"Волга - нефть". Пила воду из Волги, нам привозили её в чёрных огромных канистрах знакомые отца.Смотрела на неё с высоты Мамаевы кургана и с набережной Самары. Великая русская река! Она действительно великая. Широкая, вольная, просторы её неоглядны, берега её высоки, за каждым поворотом - картина Шишкина!
Поезд "Москва - Самара" прибыл утром в бывший город Куйбышев, теперь опять - Самару.У нас был целый день до посадки на теплоход "Александр Невский" Первым делом мы едем к дому Зои, где было её Великое стояние. Этот факт скрывался в советское время, начальство не хотело признавать чудо Стояния, тогда надо было признать Бога, теперь признали всё. Но и в советские годы ходили рассказы о девушке Зое, которая решила "пошутить" с иконой Николая Угодника. Мне рассказывала об этом случае  подруга Земфира в далёком 1972 году, она была родом из Куйбышева. Нашли дом, перед домом - памятный знак с изображением Николая Чудотворца, стоят живые цветы. Муж так долго хотел приехать сюда, пережил операцию, реабилитацию и вот - он здесь! Муж хочет сфотографировать дом, который покрашен зелёной краской, с белыми ставнями и чистенькими занавесками, но я его останавливаю: " Алик, это не тот дом. Посмотри за ворота. Тот дом внутри ограды!" Алик смотрит на меня с раздражением и с удивлением, будто бы я что - то нарушила в его мечтах. Он дёргает кольцо калитки, оставляет меня с вещами на улице,уходит за ворота и  долго не возвращается. Через щель в заборе я вижу, как он там ходит, слышу - с кем - то разговаривает, даже смеётся. Через двадцать минут муж появляется: "Зайди, посмотри!" Я не могу долго смотреть на руины сгоревшего "Дома Зои", мне жутко. Что же там произошло?! Почему он сгорел?! Почему не сохранили?!Обычное головотяпство, никакого порядка (как всегда!), никто не захотел взять на себя ответственность за этот "памятник", "Памятник Чуду" - доказательства Бога. Из соседнего строения вышел местный житель и начал рассказ, улыбаясь беззубым ртом. Он рассказывал о пожаре, о паломниках, о том, что он - единственный хранитель этого дома. Сергей, так звали "экскурсовода", попросил двести рублей на сигареты, мы истолковали его слова так "на пиво". Сергей предложил проводить нас к Волге, но муж заплатил ему и от дальнейших его услуг отказался.
К Волге мы вышли самостоятельно. По дороге смеялись находчивости местного старожила. Улицы Самары были прибраны, с Волги дул свежий ветер. По набережной можно было прогуливаться бесконечно, но мы заглянули в кафе "Хлеб и любовь", захотели выпить кофе и позавтракать. На набережной нашли несколько памятников и городских скульптур. В городе готовились к празднику - завтра День России. Вышли на центральную улицу, вспомнили, что нам рекомендовал посетить обязательно местный житель, ехавший с нами в одном купе из Москвы. Нашли бар "На дне", старинное здание пивзавода. В баре "На дне" было вкусное пиво и кальмары в кляре, а в магазине пивзавода - много интересных сувениров. Одна композиция из фарфора под Гжель мне очень понравилась. Мы даже планировали её купить на обратном пути.
Опять вернулись на набережную Самары, посетили парк, в котором цвели розы, но не было спасения от солнца. Зашли в уютный шатёр с видом на Волгу, в моей чашке плавал солнечный зайчик. Из шатра не хотелось уходить, но нас ждал теплоход "Александр Невский" и круиз. Тихо дошли до речного вокзала, попробовали несколько сортов Самарского мороженого. Моего мужа заинтересовало "Жареное мороженое", но сил есть мороженое уже не было.
На причале скопилось несколько круизных теплоходов. У каждого причала по два! Каждый теплоход, перед тем как отправиться в путь, делал большой крюк по акватории, разворачивался. У нашего причала было две очереди , вперёд пропускали пассажиров "Алексея Толстого" На борту играла музыка, разыгрывали призы, угощали сладким вином.
Ожидание затягивалось, очередь путалась. Но вот, мы на борту, нас встречают хлебом с солью, мы получаем карту от своей каюты и удаляемся от стойки информации. А через пятнадцать минут, сделав крюк, развернулись и пошли на Казань. Вечером с палубы слышались: песни, тосты, смех. Начался круиз выходного дня.
Утро двенадцатого июня было солнечным, мы проходили Жигулёвские горы, красота берегов, рассказ ведущего по громкой связи, долго удерживали нас на открытой палубе. Пригласили на танцевальную площадку, я прошла ускоренное обучение латино - американским танцам. Потом был концерт и приветствие капитана. Капитан поздравил всех с "Днём России", девушки в кокошниках принесли шампанское и канапе из фруктов. Капитан поднял тост : "За Россию!", раздался звон бокалов.
После обеда мы причалили в Казани. Конечно, все отправились на экскурсию в Кремль. У старинных стен шёл концерт, ничего нельзя было понять из рассказа экскурсовода.
В Казанском Кремле долго поднимались по винтовой лестнице под купол мечети. Поднимались маленькими группами, в группах были дети, в нашей - мальчик лет восьми, уговаривал своего дедушку купить ему татарский головной убор из зелёного бархата. Дедушка сомневался и напоминал внуку, что совсем недавно он просил купить ему шляпу с маленькими полями. Внук снял со своей головы шляпу и отдал её бабушке. Уж очень мальчику понравилась "тюбетейка", она была расшита узорами и стоила дороже шляпы.
В Кремле, в нескольких метрах от мечети стоял православный храм, но нас повезли к другому, к Храму "Иконы Казанской Божьей матери". Настоящую икону уже давно украли и не нашли. Сделали список с неё, и все стремятся прикоснуться к этому списку. Очередь к иконе была так велика, что экскурсовод нас предупредила: "У вас всего двадцать минут!" Я постояла в очереди, через пятнадцать минут поставила свечи к другой иконе и вышла из храма.
В Казани много памятников и много памятных мест, связанных с историческими личностями.Здесь жил и пел великий  Фёдор Шаляпин, блистал на балетной сцене Рудольф Нуриев, учился в Казанском университете Владимир Ульянов - Ленин и будущий временный правитель России - Александр Керенский. Богата Казань историей, широки её улицы и проспекты. Прекрасны старинные здания, оригинальны новые сооружения, вольны её реки, чисты озёра!
После экскурсии, побежали искать "Чак - чак" . Чем ещё знаменита Казань! В магазине рядом с причалом  я накупила разных "Чак - чаков" и спокойно поднялась по трапу корабля. После ужина начался концерт популярной классической музыки. На концерте мы встретили знакомого мальчика. Он улыбался нам, на голове его красовалась зелёная "тюбетейка".
Поздним вечером наш теплоход, отойдя от Казани, стал заправляться прямо посередине реки, качая топливо из трюмов маленького танкера - заправщика.Эта остановка для нас обернётся волнением и нервотрёпкой уже завтра!
"Александр Невский" возвращался в Самару. Пассажиров развлекали разными действами: плетением макраме, разучиванием песни: "Наш любимый теплоход - "Александр Невский", приглашали на просмотр документального фильма о Волге. Фильм был честным и серьёзным, за кадром звучала грустная музыка, почему - то из "Крёстного отца". Фильм о великой русской реке, и музыка из фильма про сицилийскую мафию.
Алик начал нервничать - понял , что "Александр Невский" выбился из графика, (сказалась часовая остановка для заправки!). Алик купил билеты на поезд и заложил всего полтора часа между прибытием и отходом поезда. Начали отчаянно вызывать такси к причалу,но нам объяснили: такси будет подано нам через пять минут, лучше его вызывать когда уже пришвартуемся. Очень ждали подачи трапа, стояли на старте у выхода, мы опаздывали ровно на час. До поезда оставалось тридцать минут! Алик бежал с сумками к зданию речного вокзала.Я отстала , но продолжала бежать, увидела - муж делает мне знаки :"Быстрее!" Я ускорилась, увидела как он уже открывает дверцу жёлтого такси. Нам повезло, Алик увидел машину, которая привезла пассажиров, и сразу её перехватил.Машина мчалась по самарским горкам, водитель выбирал кратчайший путь к вокзалу. К поезду прибежали за пять минут до отхода.В голове уже крутились назойливые мысли о покупке билетов на другой поезд, если опоздаем на этот. Но ничего покупать не пришлось. Купе было старое, без кондиционера, но мы смеялись, называли его "Назад в СССР", были страшно довольны,  успели! Алик сказал: "Ненавижу песню "Ах Самара городок". Песня теперь у него связана с неприятными воспоминаниями. А я сказала: "Нельзя закладывать полтора часа между кораблём и поездом" Река - это не земля, не ровная дорога.На реке могут быть разные обстоятельства, швартовка тоже занимает время. Я знаю, о чём говорю. Всё проходит, через год мы опять собрались в путешествие по Волге.