Гелотовокал Гомункулус всегда со мной Ч. IV

Сергей Десимон
На крайнем фото справа: я с мамой – отец попросил посмеяться и рассмешил.

***
В конце 80-х было время, когда обрушилась часть моей жизни, и я, естественным образом, оказался в глубокой невротической депрессии. Так бывает, – законы человеческой психики одинаковы для всех, и для психиатров, в том числе. Расстроился сон. Мысли непроизвольно возвращались к той самой ситуации, которая выбила меня из колеи. Не мог сосредоточиться на работе. Всё стало серым и неинтересным. Пропал аппетит. Ни с кем не хотелось общаться. Непроизвольно возвращался к психотравмирующей ситуации вновь и вновь. Короче, надо было что-то делать. Medice, cura te ipsum. В это время я осознал, что вывести себя из этого состояния смогу только сам.

Имея за плечами опыт работы в психиатрии, я скептически относился к фармации. Я наблюдал, что применение лекарств имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Нередко психотропные средства одно лечат, а другое калечат. Для себя решил: необходимо отмобилизовать природные защитные механизмы, способные привести психику к нормальному функционированию.

Я знал такие рефлекторные механизмы защищающие организм как чихание, кашель, рвота, понос и др. Все они способствуют единой цели: очищения организма, и как следствие соматическое выздоравливания человека. Психика работает по таким же законам, с некоторыми вариациями, она тоже имеет свойство очищаться. К защитным психическим механизмам я относил: непроизвольное зевание; транс, возникающий самопроизвольно (внешне напоминающий глубокую задумчивость); мышечное расслабление и др. Механизмов психической защиты очень много, но мне хотелось бы остановиться на гелототерапии (смехотерапии), но, замечу, в моей собственной интерпретации. Всегда интересно делиться собственным уникальным опытом.

Испытывая депрессию, я стал заставлять себя смеяться. Я проживал в это время в отдельном номере гостиницы, и со стороны это выглядело нелепо: из номера ведущего психиатра гарнизона систематически, раздавался хохот разной интенсивности и продолжительности. Не знаю доходило ли это, через посредников-доброхотов до ушей моих госпитальных коллег, но мне показалось, что они как-то странно стали поглядывать в мою сторону. Но меня это не останавливало. К косым взглядам я уже привык, дескать у работающих с сумасшедшими, у самих не всё в порядке с головой.

Позитивный эффект смеха знаком мне с детства. Бывало со сверстниками смеялся до колик в животе, до истерики, до судорожных подергиваний во всем теле, после чего наступал эффект своеобразного катарсиса (от греч. katharsis – очищение). Вспомнив это я стал заставлять себя смеяться, при этом заметил: смех имеет свои оттенки и различное вовлечение лицевых мышц. В самом деле, «аха-ха-ха» (рот максимально расширяется) отличается от «хо-хо-хо» (губы непроизвольно вытягиваются в трубочку).  «Хи-хи-хи» (губы растягиваются в стороны) совсем не похоже на грубое «хы-хы-хы» (с обнажением зубов, похожим на оскал), тихое «хю-хю-хю» вовсе не напоминает раскатистое – «хУ-хУ-УУУ» и т.д.

Когда я усвоил технику разнообразного смеха, многократно его повторяя – это стало напоминать сольфеджио, вокальные тренировки певцов и музыкантов. Затем я начал «уничтожать» воспоминания (зрительные образы), будоражащие мою душу, накладывая на них либо ха-ха-ха, либо тихое хю-хю-хю, либо раскатистое ху-ху-ууу. Иными словами я представлял неприятные картины и на фоне этих визуальных образов применял весь арсенал индивидуальной гелототерапии.

Должен заметить картины, поддерживающие моё депрессивное состояние, по мере того как соседи по гостинице недоумевали, когда наконец закончиться этот смех, стали разрушаться, а неприятные образы приобретали некоторые смешные оттенки. Мне стало понятно: обсмеять можно всё.

Есть такой психотерапевтический приём, когда врач намеренно придает психотравмирующей ситуации пациента юмористический характер, добиваясь необходимого лечебного эффекта. Но как правило сначала это встречает сопротивление. «Как, вы, доктор, можете шутить по этому поводу», –  негодует больной, не понимая, что врач пытается наградить визави великолепным природным лечебным инструментом (смехом) в борьбе со сформировавшимися неврозом или депрессией.

Сейчас по прошествии почти сорока лет во время утренних прогулок я накладываю на ходьбу «строевым» шагом (когда энергично работаю руками, максимально сгибая и разгиба их в локтевых суставах), разные там хиханьки да хаханьки, заставляя активизироваться моторные и сенсорные зоны прецентральной извилины головного мозга. И по сему Гомункулус всегда со мной.

В тот злополучный период 80-х я применял и ещё некоторые психотерапевтические методы, но об этом… отдельно.

(Продолжение следует)