Рассказ чекиста 2

Пётр Славин
 Шпонькин прикрыл дверь кабинета,многозначительно посмотрел на меня. Полушепотом спросил,ткнув пальцем в потолок: - у вас тут не пишут?

- Кто?! Мы,-контрразведка. Кому писать,-архиконтрразведке??

- Ну,знаешь ли...наша система не имеет пределов совершенства.

- Ну,ладно. Так вот Ежов,Николай Иваныч. Отличный парень,из рабочих-металлистов.Абсолютно предан партии,коммунизму,лично товарищу Сталину.Это-факт! Он,знаешь как взялся за чистку ягодинского отребья: пятнадцать тысяч чекистов вычистил! Но,огромная моя вина,говорит,что я мало их чистил. Остались негодяи,они его и сломили.
- А силищи какой человек был!,- Шпонькин повращал глазами,подыскивая подходящий предмет. Взгляд упал на стоящую в углу швабру,- вот такую арматурину,запросто,узлом завязывал,во как!

Но,был у него один не достаток - это его и подвело. Человек не мог остановиться,не было тормозов- и все тут. Это вон шахтеру,Стаханову хорошо- руби уголек,по 102 тонны в сутки,да ордена получай. И то,ведь надо крепеж во время ставить. А Ежов так пошел врагов по всей стране рубить,аж дух захватывало! Не было такого человека в стране,такого имени,-что б по указке Николайваныча,- в черный список не угодил. Вот такая,брат,атмосфера в стране была: с одной стороны- необычайный подъем,энтузиазм,страна героев!- ну все дела. А в то же время,прямо истерия какая то,с врагами народа. Ну,-кругом враги! Вот так: есть Вождь,- есть Ежов,- а другие:сегодня есть,а завтра нету.

У самого Сталина уверенности не было. Он рассказывал: идешь по длиннющим кремлевским коридорам,через каждые десять метров чекист. Стоят как исполины двухметровые,все в коже,руки за спину,ни один мускул на лице не дрогнет...Думаешь,-вот этот! -нет мимо;следующий...в общем,напряжение страшнейшее.

Потом,как то Маленков,Сталину знак дает,что б Николай не видел: мол пересечься надо. Вышли,как бы,в туалет,Во- обстановочка! Георгий шепчет: Коба,Ежова нужно остановить. У меня вот письма старых большевиков,жалобы трудящихся...Ведь мясорубка идет в стране.

- Тот ему:давай Георгий займись. На коленке распоряжение Политбюро ЦК написали,печать у Сталина в кармане.

- Ну,и пошло поехало: тысячи,да что там,десятки тысяч злоупотреблений;не взирая на лица,семьями брали. Дети секретарей обкомов- беспризорниками стали.

Есть информация,что этот маньяк-а по дпугому,и не скажешь,- готовил на Октябрьской демонстрации госпереворот. Ну,во-время подлеца остановили.

- Шпонькин,затянулся: кстати,когда Николая вели на расстрел,- он пел Интернационал.

Вот люди были,коммунисты,с большой буквы!

 Но,мы что то углубились в историю Иван Абрамыч. А,что по этим альбомам,-ткнул я пальцем в лежащие на столе цветные буклеты?

- Да,это ,брат,тоже уже история!

                - 2 -

Вот видишь,Шпонькин ткнул пальцем в открытый материал: 1968 год,строительство знаменитого газопровода Уренгой- Помары - Ужгород,Воргашорский участок. Надо было кое что проверить,меня внедрили в бригаду,а там одни уголовники,простым сварщиком.Ну,и вроде как скинхед начинающий. Фашист не фашист,тогда б за это урки сами морду набили,а так,- скинхед и все дела, Косуха там,татуировки соответствующие,хвостик на голове...Клоун ,одним словом,но все по теме.

Так там,слышь,анекдот вышел. Прораб наш,Салямоныч,тоже единоверец,мать его! Ко мне все заходы делает,и так ублажит,и так подмастит. Я хожу,- морда кирпичем,ничего не понимаю. Тут мне,через пару дней уезжать,Салямоныч с презентом- две рыбины копченые нельма ли,муксун,но дорогущие. А вкус,-списифический ;

Ладно,сидим мы с ребятами,эту рыбу трескаем,я им в лоб прямо вопрос и задаю: что за дела,что этот прораб меня не знает куда расцеловать: и наряды по 180% закрывает,спецовку новенькую подогнал,сапоги,вот рыба опять же...

Ребята заулыбались,да тут Ваня такие дела...

 Прошлой осенью,может знаешь,на соседнем участке случай был. Парнишка один,тоже сварной,вроде тебя,ну весь расписной и вроде как тоже из нациков. А прораб был шипко принцыпиальный,наоборот из коммуняк.Наряды закрывает-до каждой запятой цепляется,любую царапину- давай прозвучивать,ни один дефект не пропустит. Вредный,ну контра в общем.

И вот,так достал он этого парнишку,что как то залез в трубу,швы проверять,а сварной ,глядь по сторонам- народу никого,трубу то быстренько и заварил!

Смотрит рядом вахтовка едет,он на машину и в район. В общем,наш прораб бедняга,километров пятнадцать,в полутораметровой трубе,часов пять полз! Как он выбрался: колени и ладони- в кровь,весь в холодном поту,в слезах,трясется весь...Да,что там -он седой весь вылез
 Вот,и мы Абрамыч,нашему мастаку про тебя так сказали. Уж ты,прости нас,грешных,но больно хорошо он на эту тему повелся,по гроб жизни не забудет!

- А нельма хороша,свежего посола,у у,смак!

- Да ,не нельма то,- муксун! Чо,я нельму не видел?!

Слово за слово,рыбка за икоркой,да под запрещенный спиртик,- монтажники едва не схватились за топоры,да финки!

Я по английски оставил спорщиков,а на следующий день,был уже в Ленинграде.

             - 3 -

- Иван Абрамыч,вы говорите 68ой год. Но вы не могли миновать события в Чехии. С вашим то опытом.

- А кто тебе сказал,что я там не был?

Я не случайно вспомнил про Ленинград. Там мы базировались,от туда под видом флотских офицеров управления тыла Балтфлота,прибыли и в Чехословакию.

- И,как думаете...

- А не как я не думаю! Уже давно и тебе не советую. Чекист должен думать не в смысле хорошая или плохая ему досталась доля,а как ее,задачу то есть,выполнять. Вот это - главная дума чекиста!

- Ну,положим,вы там не одни об этом думали. СССР тогда умно поступал,тоже коалицию сколотил.

- Во во,и главные в той коалиции,естественно наши,на наших все и держалось. А кто еще: поляки ?- ну ,какие они друзья мы сейчас видим;венгры - сами перед этим бунтовали; болгары,- как в той песне: смело мы в бой пойдем,а мы за вами...

Ну,немцы,ГДР - это да! Тут не дать,не взять. Одно слово- орднунг. Они нам в войну этот орднунг показали,ну а каким то там чехам,- пренепременно!

- Там знаешь,проблема со связью была. Толи случайно,а то и специально Янеки по проводу,лопатой тяп - и все,штаб корпуса остался без связи. А они потом: - Шо пан,запрошуе? Ни разумию...ну и все дела.

Наши то с ними миндальничали,все замполиты профбеседы вели. А у Гансов,- не забалуешь. Через чей то участок провод протянут,немец с автоматом хозяина в моравской шляпке подведет и тычет: - Фот профод,видиш? Ферштейн? Чех само собой,башкой трясет. Если профод будет есть поврежюден,- ты ,автоматом в грудь,-ты будешь расстреляйт. Твои фрау унд киндер - поедут в русский Сибирь. Ферштейн?

После таких профбесед,ниодного случая нарушения связи на немецких участках не было.

 Ну,да это ладно! Я о другом хотел рассказать. Как я тебе уже сказал прибыли мы в Прагу в новенькой морской форме: черные мундиры,белоснежные рубашки с галстуком,фуражки как аэродром,кортики! Ну,прям как из оперреты: последний день Помпеи!

- Это почему так? Прыснул,я со смеху!

- Да,потому что кто то,так и воспринял: трындец вобщем пришел!

Ну,после службы зашли мы в их пивную,пиво то у них знатное. Называется,э э,называется...Фурманка,-вот как называется. Заказали по кружечки,ну там закусить,а хозяин так уважительно: товарисчи командиры- это вам от нашего заведения.

Ну,ладно- разок выпили посидели. А обстановка то меняется,скажем прямо накаляется. Не до пива скоро будет. Но,мы как зайдем,хозяин чуть ли,не по стойки смирно встречает и все ласкаво просимо,добже пожаловать...Вобщем,сама любезность.

Да и все граждане,как завидят нас,кто кланяется,а лучше на другую сторону переходят.

А нас как не заметишь? Форма видная,черная,кортики...

Ну,обстановка изменилась,поспокойней стало. Мы,в своей пивнухе,хозяина за стол пригласили и прямо в лоб: так мол и так,в чем дело?

Он сперва смутился,а потом видно набрался храбрости и спрашивает: - А вы кто будете,кем служите?

- Я отвечаю,так мол и так: моряки Балтийского флота.

- Надо было видеть,как у него лицо вытянулось! А мы то думали,что вы русское ГЕСТАПО !