Чистые листы

Олеся Бондарук
Запись 1
 
Привет! Не знаю, что писать. Когда я училась писать от руки, не думала, что буду реально использовать эту способность. Я нашла старые книги в подвале. Мой дом — один из немногих домов, которые остались со старых времен. Помощник говорит, что так лучше для сохранения культурной преемственности. Кто-то должен жить в старых домах. Мне больше нравятся новые, как у моих родителей, но с помощником не спорят. Зато я нашла много чего, когда осматривала цокольный этаж. Так странно, я живу здесь уже четыре года, а в подвал спустилась только несколько месяцев назад.

Помощник был обеспокоен уровнем моей тревожности. Он сказал, что надо попробовать естественные способы борьбы с этим, например, ручной труд. Можно было бы смастерить шкатулку или связать шарф, но я выбрала разбор старых вещей.
В подвале система не установлена, здесь даже свет приходится включать вручную. Роботы не спускаются сюда для уборки, а в больших коробках хранится множество вещей. Я сказала помощнику, что буду сортировать их, но дело мало продвинулось.
Я нашла старинные прописи, в которых объяснялось, как выводить буквы. Они не совсем похожи на печатные, но тем интереснее было учиться. Запас ручек, карандашей и чистых тетрадей нашелся в той же коробке. Помощник прав — ручной труд успокаивает. Наверное, письмо — это тоже труд. Я сначала просто переписывала абзацы из детской книжки с пожелтевшими страницами, но потом мне стало скучно, и я придумала писать что-то от себя. Это очень весело, но только я не знаю, что писать, так что на сегодня все.
 
Запись 2
 
Кажется, моя тревожность опять растет. Я подала заявку на посещение родителей, но помощник ответил, что это нецелесообразно. Я всегда могу им позвонить, мы можем оставаться на видеосвязи хоть целый день, но мне так хочется увидеть их по-настоящему! Обнять маму, прижаться к ней, почувствовать ее запах, и чтобы она погладила меня по голове, как в детстве. После моего совершеннолетия они один раз навестили меня в этом доме, в самом начале, а потом были только звонки. Помощник говорит, мне не дадут разрешения видеть их или других людей, пока мое эмоциональное состояние не стабилизируется. Я даже хотела наорать на него, но сдержалась. Мне уже отключили видеозвонки с друзьями, можно общаться только текстом. Если то же самое будет с родителями, я вообще никогда не стабилизируюсь!

Я знаю, что это только во благо, мне и всем людям. Помощник постоянно напоминает про старые времена, когда людям позволяли бесконтрольно общаться, с кем они хотят. Из-за этого случались конфликты, убийства, войны. Мне страшно представить, как людям приходилось жить вместе в городах, постоянно сталкиваться друг с другом, видеть тысячи лиц в день! Неудивительно, что они не выдерживали.
Я так рада, что однажды это безумие закончилось. Антропологи говорили, что человек способен нормально общаться в группе только до тридцати человек, такими группами жили наши древние предки. И когда население Земли начало уменьшаться из-за низкой рождаемости, а искусственный интеллект взял на себя управление производством и безопасностью, мы смогли вернуться в этот идеальный формат общения, намного усовершенствовав его. Семейные пары живут вместе, их дети покидают их в день совершеннолетия. Все живут далеко друг от друга, в собственных домах. Мы работаем через систему ИИ: разрабатываем новые продукты, пишем программы, занимаемся творчеством. Весь физический труд — дистанционный, при помощи роботов.

Наше общение максимально безопасно и бесконфликтно. В мою тридцатку, кроме родителей и сестры, входит несколько ровесников, с которыми мы вместе играли малышами, коллеги и просто друзья, которых нашел для меня помощник. Мы созваниваемся, переписываемся, играем в игры и даже поем хором. Точнее, теперь, когда отключили видеозвонки, я могу им только писать. И мне уже давно не дают разрешения на их посещение.

Иногда у меня рождаются странные мысли. Я немножко, совсем чуть-чуть, завидую тем, кто жил в старое время, когда можно было видеть незнакомцев и ходить друг к другу в гости, когда захочешь. Я знаю, что это вредные мысли. Наверное, помощник прав, и мне надо заняться своим эмоциональным состоянием.
 
Запись 3
 
Сегодня произошла странная вещь. Здесь, в подвале, вдали от датчиков и помощника, я почему-то чувствую себя спокойнее. Я сидела здесь и думала обо всем. Раньше я мечтала выйти замуж и завести детей, потому что я всегда, каждый день, была бы с живыми людьми! Но отношения у меня ни с кем не складывались. Помощник говорит, в брак люди вступают редко, поэтому я не должна волноваться. Но мне на самом деле хотелось не брака, а просто человека рядом!

От всех этих мыслей я стала задыхаться. Подвал казался убежищем, возвращаться наверх не хотелось, но и сидеть здесь вечно тоже нельзя. И я пошла гулять, не по саду, как обычно, а далеко в лес. Не знаю, есть ли рядом другие дома, это секретная информация, которую не разглашают из безопасности. Я уже не раз бродила вокруг, не отдаляясь от дома.

Сегодня же я ушла далеко, свернула с тропинки и пошла напролом, преодолела глубокий овраг, перелезала через упавшие стволы. Я совершенно не боялась заблудиться, настолько мне противен стал собственный дом.

И когда я вышла на небольшую поляну, я вдруг увидела человека — незнакомую мне девушку, немного старше меня, которая спокойно спала прямо на траве! Я вскрикнула и разбудила ее. Она удивилась, увидев меня, но была совершенно не агрессивной, хотя нам всегда говорили, что незнакомые люди, если они не подобраны по параметрам, обязательно проявят агрессию.

Мы говорили, не переставая, я не хотела ее отпускать. Ее зовут Анна. Она сказала, что ИИ может контролировать пространство не только внутри, но и вокруг домов, но что есть “мертвые зоны”, до которых он не дотягивается. Анна рассказала, что сбежала давно, что многое узнала, и что она расскажет и мне, только надо подготовиться к побегу, если я хочу пойти с ней. Я бы пошла сразу, но на мне была неподходящая одежда и обувь, а еще лучше взять с собой хоть какие-то припасы. Ну и конечно, я хотела взять с собой и эту тетрадь, почему-то она кажется мне важной.

Анна сбежала не просто так — она идет в город людей. У нее есть бумажная карта, которую кто-то сам нарисовал, а значит, ИИ не может к ней подключиться. Я ничего не знала о городе людей и не понимаю, почему люди оставляют свои дома. Когда Анна спросила меня, почему я хочу сбежать, я даже не смогла толком ответить. Дома безопасно, комфортно, там есть помощник. Но мне тошно при одной мысли о том, что я проведу там всю свою жизнь! Неужели другие чувствуют то же самое?
 
Запись 4
 
Пришлось выждать несколько дней, прежде чем уйти. Анна предостерегала меня, говорила, что помощник ничего не должен узнать. Конечно, я злюсь на него, потому что он все время недоволен моими эмоциями, но разве он может как-то навредить? Хотя, если он запрет дом, и я не смогу выйти, радости будет мало…

Я даже в подвал не спускалась, чтобы не возбудить его подозрений. Работала, писала друзьям ничего не значащие сообщения, старалась быть спокойной, но мне кажется, он начал что-то подозревать. Почему-то он вдруг спросил, не хочу ли я подать новую заявку на посещение родителей. Ненавижу его искусственный голос, когда он пытается быть “понимающим”! Я как можно спокойнее сказала, что следую его совету и пытаюсь сконцентрироваться на своем эмоциональном состоянии. Он похвалил меня за разумный выбор, но я клянусь, что он мне не поверил! Поэтому сегодня я спустилась в подвал и хорошенько обыскала все коробки.

Удача улыбнулась мне: я нашла удобные ботинки своего размера и кое-какую теплую одежду, старинный фонарик с автономным источником питания и даже нож! Ума не приложу, как такой опасный предмет оставили в свободном доступе, но мне это только на руку. Я взяла с собой тетради, ручки и прописи — они спасали меня от одиночества. Записывать свои мысли стало уже привычкой, и я собираюсь продолжить это даже во время побега. Я сложу все в мешок и протолкну в узкое подвальное окошко, а потом выйду в сад “прогуляться”. Анна будет ждать меня там же, где мы встретились.

Надеюсь, что следующую запись сделаю уже в городе людей или на пути туда.
 
Запись 5
 
Я не знаю, что мне поможет, я решила просто писать, потому что я в отчаянии и больше ничего делать не могу! Вот уже две недели мы с Анной бродим по лесам, следуя ее карте “мертвых зон”. Я так устала! Хочется помыться, нормально поесть, спать в постели и забыть о муравьях и комарах!

Сначала все было здорово, мы много разговаривали, смеялись, я была полна надежд. Но сегодня случилось страшное. Мы подошли к реке, которую никак не могли ни переплыть, ни перейти бродом. На карте реки не было. И тогда я начала кричать. О том, что теперь этой карте нельзя доверять, что и самой Анне, наверное, тоже можно верить с трудом, что она затащила меня неизвестно куда, что мы могли бы спокойно жить в своих домах, а из-за нее должны голодать и мерзнуть. Она не стеснялась в ответах, называла меня трусихой, неженкой, неспособной помочь. А потом она просто ушла в лес, а я осталась сидеть на берегу реки.

Об этом ведь нас предупреждали! Теперь она захочет отомстить, побить меня, или я достану свой нож, чтобы причинить ей вред. Я боюсь ее, а еще больше боюсь себя! Что, если я не выдержу, брошусь на нее, пораню или даже убью? Как я смогу жить потом с этим? Зачем вообще я все это затеяла? Анна ушла одна в лес, и наверное, никогда не вернется. Мне все равно, что будет со мной. Просто раньше у меня была надежда. А еще у меня был друг. А теперь — я все сама разрушила. Я сама во всем виновата. Разве помощник был не прав? Никакой эмоциональной стабильности.
 
Запись 6
 
Я должна это записать! Я хочу сохранить это, чтобы не забыть, и чтобы рассказать другим.

Анна вернулась, ее не было пару часов. Она попросила прощения у меня, а я у нее, мы плакали вдвоем, обнявшись, я прижимала ее к себе и бормотала, что она мой друг, что она делает меня сильнее, что плевать на карту, что вместе мы все преодолеем, что даже если не найдем город людей, все равно нам лучше в лесу.
Я не знаю, что со мной произошло. Помощник говорил, что нельзя общаться, когда испытываешь сильные эмоции, особенно негативные. Он говорил, что это закончится агрессией или депрессией. Но это не так. Я чувствую себя… очищенной, как будто слезы вымыли из меня все плохое. Да, я кричала на Анну, а она на меня, но это позволило нам выговориться. А когда мы мирились, мы тоже не сдерживали эмоций. Я помню, как мама украдкой обнимала меня чуть сильнее, чем рекомендовал помощник. Как она учила меня не плакать понапрасну, а сама словно пыталась что-то сказать взглядом.

Мы с Анной не перестали быть друзьями. Наоборот, мы стали ближе. Неужели то, что говорил помощник про эмоции — неправда? И если другие пережили то же, что и я, то тогда понятно, почему они сбегают от всевидящего ока ИИ и возвращаются к жизни вместе.
 
Запись 7
 
Какими мы были наивными! Мы думали, что просто двигаясь по мертвым зонам, можно ничего не опасаться. Сегодня мы нашли другую группу — из трех человек. Двое были уже мертвы, третий еще дышал, но при взгляде на его раны стало понятно, что жить ему оставалось недолго.

Он успел рассказать нам все, пока его глаза не закрылись навсегда. ИИ знает про город людей и периодически обстреливает дороги туда. В самом городе оборудование позволяло обеспечить безопасность, но добраться до него можно только по мертвым зонам, а их становится все меньше. Карты не успевают обновлять, многие идут по старым и попадают в ловушки. Один из умерших был таким путником, двое других — проводники из города, которые патрулируют местность и встречают новоприбывших.
С одной стороны, это хорошая новость, значит, мы уже почти пришли. С другой стороны, попасть под слепой обстрел или наткнуться на мину не сулило ничего хорошего. Умирающий дал нам новую карту, город на ней помечен буквой F.

Только тогда Анна рассказала, как попала к ней первая карта. Люди устраивают диверсии — посылают бумажные послания, где рассказывают о своем поселении, пряча их в посылках с доставкой покупок, на территориях вокруг домов, запускают крошечные капсулы в систему водопровода. Не все откликаются — большинство счастливы и так, многие боятся сбегать. Но есть такие, как я и Анна, кому жить по правилам ИИ оказалось не под силу.

Анна получила послание, ловко спрятанное в коробку с новой одеждой. Там была не только карта, но и крохотный кусочек бумаги с текстом, написанным мелкими буквами. К счастью, Анне удалось его разобрать, из него она узнала много нового.
В городе людей знают, как мы пришли к “идеальной системе тридцаток”. Была война, устроенная ИИ, пару веков назад, тогда были разрушены большинство городов и селений, и весь мир подчинился новым правилам. Снижения рождаемости было недостаточно, чтобы распределить людей по редко стоящим домам, произошла зачистка. Были уничтожены все транспортные системы, которые не контролировал искусственный интеллект, как и все средства связи. Да, конфликты, войны и агрессия остались в прошлом — потому что люди были практически обречены на одиночество, за исключением редких контактов. Кое-что Анна узнала из письма, которое получила с картой, кое-что поняла сама.

Мы сложили тела вместе, накрыли их ветками и пометили могилу на карте. Осталось совсем чуть-чуть, один день пути, но дойдем ли мы? Мне снова стало страшно.
 
Запись 8
 
Мы почти дошли. Обстрел начался внезапно, когда мы уже вышли из леса. Я вижу город, до него рукой подать. Но я уже ничего не хочу, ни идти, ни видеть других людей, ни жить.

Я держала Анну за руку, когда она, кривясь от боли, лежала на земле. Я что-то говорила, гладила ее по волосам. Я даже показывала ей на город, как будто убеждая ее остаться. Как же так, Анна? Мы ведь почти пришли. Почему меня не задело, а она лежит вся израненная? Почему?

Я долго плакала, кричала, надеясь, что обстрел снова начнется, и все это кончится. Но все было тихо. И в какой-то момент, когда на слезы уже не было сил, я услышала, как поет неподалеку какая-то птица. Услышала, как стрекочут кузнечики. Это было словно насмешка: жизнь, которая продолжалась, как ни в чем не бывало. Я представила, как в далеких домах люди спокойно едят, слушают музыку, звонят родным. А я сижу в траве, и моя душа застекленела, так что не было сил даже плакать.

Не знаю, сколько времени я провела, не выпуская руку Анны из своей. Я как будто проснулась, растерянная, всеми забытая. Смотрела на город и пыталась вспомнить, зачем хотела туда добраться. А потом стала перебирать свои вещи, нашла эту тетрадь и перечитала все свои записи.

Следующую запись я сделаю в городе людей, или не сделаю вообще. Мне так многое нужно рассказать! О том, как прекрасно чувствовать! Злиться, радоваться, ссориться, мириться! О том, какое счастье иметь друга, с которым можно поговорить, и на общение с которым не нужно ни у кого спрашивать разрешения. О том, как важна надежда, насколько она сильнее страха и отчаяния. Об Анне, которая позволила все это понять. О родителях, которых я так люблю, и по которым так скучаю, и которых надеюсь увидеть в городе людей.

И в следующей записи, возможно, я расскажу о других людях, которых встречу, и которых полюблю со всеми их недостатками и проблемами. И о том, как однажды кто-то скажет мне, или я скажу кому-то “Будь моим другом”.
У меня еще много тетрадок с чистыми листами.