Воспоминания об одном велопоходе

Пётр Славин
 Ты горишь как огонь,у меня агония! Ля ля ля...-разрывался мобильник модной мелодией звонка. Я с трудом открыл глаза,соображая где я,и кто я. В горле горело,в голове гудело словно и в правду была агония. Нехотя протянув руку я нашарил телефон. Звонил мой давнишний товарищ и компаньон по турпоходам,Дмитрий Твердохлебов.
- Не хочешь,на велосипеде прокатиться? Тоном,не предполагающим отказ спросил Дима.

- Какой там! У меня голова....Начал было отнекиваться я.

- Ты же говорил, у тебя отпуск,- обиженно засопел Дмитрий.

Ах,отпуск! Вот она причина моей агонии. Мы же вчера,с мужиками с работы отпуск отметили. А хотели по бутылочке пивка...Не получилось! Трубка настойчиво ждала ответа. Я не уверенно начал отнекиваться.

- Я собираюсь в не большой велопоход,на пять дней. Поедешь со мной,ты же хотел?

Ах,вот оно что. Ну ,конечно,какой разговор,мне и самому не терпелось испытать на пересеченной местности,новенький Specialized,гордо красовавшийся у стенки.

- А что за поход? На всякий случай поинтересовался я.

Дима начал педантично,в деталях рассказывать мне маршрут предстоящего похода. Мне сразу вспомнилось толстовское: -die erste Kolonne marschiert, die zweite Kolonne marschiert...но я молча продолжал выслушивать. Все детали,ньюансы и особенности были предусмотрены,возражения не принимались. Я это давно знал. Когда то,по молодости,я возразил ему,дескать,всякое бывает. - У меня не бывает,бескомпромисно ответил Дмитрий. И наверное,он был прав.

Дмитрий человек весьма неординарный. Опытный турист исходивший и изьездивший на велосипеде если не пол России,то пол Челябинской области- это точно. Помню,как я заслушивался,от удивления открыв рот,как он в одиночку бродил по совершенно диким лесам Ашинского района и Башкирии,с травмированной ногой форсировал разлившиеся реки,спускался в пещеры,встречался с медведем... Вообщем,человек это бывалый и надежный,и в походе ему можно было полностью довериться.

Со слов Дмитрия,нам предстояло стартовать в славном городе уральских металлургов и оружейников,Златоусте,двигаясь в Южном направлении углубиться в горно-таежную зону,перевалив через горы,в районе Учалов,вырваться на степные просторы,проехать через Санарский бор и под звуки фанфар,финишировать в Южноуральске. Проехать чуть более 200 км. Немного,но по весьма сложному (в горах) маршруту.

Как поется в песне: были сборы не долги и в воскресенье вечером,под накрапывающий дождик,на упакованном байке я выехал к Дмитрию,дабы на следующий день стартовать от него. Внезапно налетевший ветерок разогнал хмурившиеся тучи и в небе засияла великолепная,на все небо,радуга. Отличный знак,поездка будет удачной!

На следующий день,без проблем,добравшись до Златоуста на электричке,мы начали наш небольшой поход. Сорок километров отличного асфальтированного практически пустого шоссе,- и мы в деревне,скорее дачном поселке Веселовка. Здесь мы не задерживаемся,лишь фоткаемся у живописного моста через речушку. Но последующие двадцать километров дались сложнее. Асфальт кончился и шоссе превратилось в жесткую гравийную дорогу. О,эти уральские гравийники! Для автомобиля эта дорога может быть и терпима,но для велосипеда,вернее для седока,эти километры могут превратиться в ад. Помню как я обьезжал Челябинск с юго-востока,в районе Октябрьского,на "Туристе",то есть без каких либо амортизаторов. Унылый болотистый пейзаж вокруг,отсутствие воды,палящее солнце и жесточайшая гравийка. Сказать просто,что я остался "без рук",значит ничего не сказать. Здесь картина была похожа. Вознаграждением для нас стал маленький,изолированный от цивилизации дачно-охотничий поселок Плотинка. Главной его достопримечательностью и была небольшая плотинка на каком то толи ручье,толи речке и образовавшийся пруд. На площадке возле закрытого магазина висел небольшой колокол,предназначенный вероятно для сбора местных аборигенов.

Передохнув и подкрепившись,мы продолжили наш путь к находившемуся километров в семи озеру Семибратскому,где по планам товарища Твердохлебова,нам предстоял привал и ночевка.

Дорога до Семибратского была гунтовой лесной дорожкой,но вполне накатанной. Вокруг стояли высокие пихты и разлапистые ,цеплявшие нас за рукава,словно не хотевшие пускать в таежные дебри,ели. Внезапно лес кончился и мы выкатились на здоровенную лужайку. Перед нашим взором открылось не большое,заболоченное озерцо и заимка,несколько домов огороженных высоченным глухим забором. На лугу паслись с десяток коров и лошадей. Наше внезапное появление,вероятно,было для них настоящим шоком. Такого "чуда"как велосипедисты они в своей лесной жизни,наверное не видели. Коровки и лошади,как по команде,подняли головы,замерли и,кажется,перестав жевать с недоумением смотрели на нас. Осмотревшись по сторонам,мы решили подойдти к озеру,к мосткам. На берегу стояли двое ребятишек,которые с не меньшим любопытством смотрели на нас. Один ребенок был вероятно с умственными отклонениями. Поздоровавшись,мы попытались заговорить с детьми,узнать,что это за заимка и кто здесь живет. Но разговора не получилось. Взрослых никого не было видно,а из за забора раздавались строительные звуки. Я почему то подумал,что эти дети живут здесь в лесу,не посещая школу,не понятно что делают. Вообщем,место было какое то не уютное,не гостеприимное,явно нас тут никто не ждал. Набрав воды мы отьехали в сторонку оборудовать ночлег. Коровы и лошади продолжали гипнотизировать нас взглядами.
С утра мы продолжили путь. Лесная дорожка превратилась в тропинку,затем осталось лишь направление от старой лесовозной дороги. Мы давно спешились,двигаться приходилось медленно,на ощупь,то и дело сверяясь с компасом и картой. По планам нашего вожака,нам предстояло выйдти к хребту Алабия. И в подтверждение он вскоре замаячил перед нами своими островерхими скалами. Это интересный природный обьект. Маленький,километров двадцать в длину,он единственный из своих собратьев вытянулся с Запада на Восток,поперек остальных гор. Впрочем,интерес был впереди. Через какое то время мы уперлись в скалистую стену.

- Сейчас,вот так,с права,обходим его. Палец Дмитрия уверенно двигался по карте. Переваливаем,выходим в долину,а там рукой подать до озера Карагайкуль.

- Там и заночуем,подытожил я.

Однако,гладко было на бумаге,да забыли про овраги. Идти становилось все труднее,высокая трава цеплялась за велосипедыТропинка,вернее то что от нее осталось,почему то шла на подьем вместо обещанного спуска,компас показывал полную ерунду. Наконец,мы уперлись в совершенно непроходимые дебри и поняли: либо мы движемся в другую сторону,либо мы заблудились. Но где,где можно было блудить? Перед нами стеной с рваными вершинами-зубцами стоял хребет Алабия,расположенный почему то не так как на карте. За спиной такой же стеной зеленела тайга. Развернулись на 180° и поперли назад. Впечатлений добавил моросящий дождик переходящий в снежок,- обычная,впрочем,июньская погода в Уральских горах. Через несколько часов,вконец измученные,мы обогнули таки неподдающийся хребет. Нашему взору открылась обширная поляна обрамленная сказочными елями,мы лихо скатились прям по ней,на удивление не свалившись, к подножию гор. Вскоре пошел березняк,появилась дорога,выпасы,а затем и не большое стадо. Вблизи,на дохлой лошаденке гордо восседал хорошо поддатый казак. О принадлежности его к этому племени говорили штаны с лампасами и мятая папаха.Пока Дима ориентировался по карте и компасу,я подьехал к козаку,поздоровался и спросил как проехать к озеру Карагайкуль,где мы планировали ночлег.

- Нет такого озера. Категорично возразил служивый.

- Как это нет? Вот озеро,вот деревня Вознесенка. Тыкнул в карту подошедший Дмитрий.

- А вот так:нету и все. А катить вам вот в ту сторону,-махнул рукой не склонный к обьяснениям казак,пришпорил кобылку и ускакал к стаду.

Итак,странности продолжались. Однако,мы продолжили движение и через часок выехали из леса. Пред нами лежало обширное степное пространство перемежавшееся отдельными березовыми колками и небольшими шишками-горками. Вдали голубело небольшое озерцо и несколько деревень. В одной из них возвышался великолепный православный храм,огромный купол которого горел золотом в лучах заходящего солнца. В деревеньке поближе скромно красовалась не большая мечеть,но было чище и побогаче,аккуратные домики синели резными наличниками.

- Вот,вот оно озеро. В голос воскликнули мы и с удвоенной силой закрутили педали.

Подьехав к водоему мы были не мало удивлены прочитав на специальной табличке: "Памятник природы оз. Ворожеич",но в скобочках Карагайкуль. Вот что имел в виду пастух! А может и Алабия не пускала нас без волшебного слова?! Такие названия,как Ворожеич,даром не даются. Странно получается: по русски,по казачьи,это явно какой то мистический,ритуальный обьект. А по башкирски,а ведь они жили здесь испокон,обычное название,каких полно на Урале,- Карагайкуль,т.е. Черное озеро.

Впрочем,разбираться в тонкостях топонимики у нас не было не сил,не времени. Грязные,промокшие,замерзшие мы с трудом обустроили ночлег,поужинали,но долго еще сидели у костра вспоминая брожения у загадочного хребта.

Оставшиеся дни путь наш лежал по степям Уйского района. Вдоль пустынного шоссе морской зыбью волновался ковыль,в небе парили орлы и коршуны,падавшие иногда камнем к земле,изредка встречались отары овец. Ветер был попутный,настроение и скорость отличные. Вот и Уйское,- большая казачья станица,центр одноименного района. Местные жители называют его на манер города - Уйск.

Возле магазина,куда мы подьехали затарится продуктами,с нами разговорился шофер стоящего грузовика. Накануне,обсуждая маршрут,я предложил Диме немножко срезать и проехать,на мой взгляд,более интересным путем: через деревни Соколово и Вороново.

Дима как то замялся и не уверенно возразил: - мне ребята туристы не советовали там ехать. Они там как то чуть люлей не огребли.

И вот,сейчас в Уйске,я поинтересовался у водителя на счет этого маршрута. Мужичок,словно прочел Димины мысли: - туда лучше и не суйтесь! По его словам жители этих деревень воюют друг с другом смертным боем.

- Дорогу,гляди тка,перекопали,границу устроили. Чужака запросто прибьют!

А еще скажу я вам ребята,перешел на шепот все знающий водила,в Воронова бабка-колдунья жила. На всю округу знаменитая,из Москвы к ней приезжали. Она одним лихим людям такое нагодала...и все сбылось! Ее за это и прибили!

Да уж,переглянулись мы с Димой. Маршрут решили не менять. Колдовства нам хватало.

Оставшуюся часть пути мы преодолели без особенностей и при попутном ветре,что взбадривало и как бы придавало сил. Огромный Санарский бор,впечатления совершенно не произвел. Во многих местах бор выгорел и заростал чахлым березняком. Единственное в селе Санарка (родина губернатора П. И. Сумина)красовался шикарный деревянный православный храм.

В Южноуральске,дымном и пыльном,мы закончили свой пробег. Оркестра правда не было,но призывно гудела электричка до Челябинска,что было для нас подуставших лучшим подарком.