Пасхальные яйца Фаберже

Ирина Дмитренко
     - Завтра идем смотреть на пасхальные яйца Фаберже, - сказал папа.
     - Замечательно! – обрадовалась мама.
     Воображение Верочки тут же нарисовало пасхальный кулич, на большом блюде, обложенный со всех сторон пестро раскрашенными яйцами. Пасха уже давно миновала, в разгаре было лето, но Верочка была не прочь снова отпраздновать ее, а потому спросила:
     - Они уже вареные? Мы будем их есть?
     Папа поперхнулся чаем. Мама неестественно широко улыбаясь ответила:
     - Нет Верочка, мы их есть не будем, потому что это ювелирные изделия в виде яиц. Очень-очень красивые.
     Мама перестала улыбаться и пояснила:
     - Коллекция пасхальных яиц Фаберже находится в музее Фаберже, в музее знаменитой ювелирной фирмы Карла Фаберже. Карл Фаберже – всемирно известный, не только основатель ювелирной фирмы, но и сам талантливый ювелир позапрошлого и прошлого веков.
     Верочка смутилась и больше вопросов не задавала.
     Весь оставшийся вечер она размышляла о том, как это яйцо может быть ювелирным изделием. С этими размышлениями она и легла в постель, и уснула.

     Верочка стояла на мраморном, как ей показалось, полу в огромном-огромном помещении. Потолок и стены тонули в темноте, но там, где она стояла было очень светло. Пол был белый в серую крапинку, и на этом крапчатом полу лежало на боку огромное яйцо. Оно было таким большим, что даже лежа доставало Верочке до плеч. Верочка не могла оторвать от него глаз. Еще бы! Яйцо так и светилось, так и переливалось оттенками солнечного желтого цвета. Верочка осторожно, словно боясь потревожить яйцо, подошла к нему вплотную и принялась его рассматривать. Яйцо, одетое в плетеную из желтого металла решетку, казалось поделенным решеткой на ромбы. В каждом ромбе находилось маленькое солнышко с переливающимися длинными лучами. Сама решетка тоже была удивительная – ее прутья напоминали веточки, с очень густо растущими на них листиками. Верочка покопалась в памяти, вспоминая, где она могла видеть такие листики. Ну да! Листики как две капли воды были похожи на лавровые, которые мама бросала в кастрюлю с супом. В каждом пересечении веточек, к большому своему удивлению Верочка обнаружила двуглавых орлов, выкрашенных черной краской, а в груди каждого орла – прозрачный камешек. А еще Верочка обнаружила на яйце желтый металлический обруч, деливший яйцо поперек на две части. Часть яйца, с тупым концом, смахивала на крышку. Верочка обернулась к острому концу и увидела выглядывающие оттуда кончики тоненьких лепестков. Верочка подошла поближе. Острый конец яйца утопал в лепестках цветка, а в середине этого цветка, за толстым прозрачным, ограненным по краю стеклом были видны цифры – один, восемь, девять и семь. Рассмотрев, как следует острый конец яйца, Верочка решила обследовать тупой. Только она чуть прошла в ту сторону, как послышалось чье-то бормотание, затем щелчок, и часть яйца с тупым концом стала отходить и опускаться в отверстие в полу. Верочка осторожно пробралась поближе к этому месту и увидела бородатого мужчину, с длинными, перехваченными лентой вдоль лба, волосами. Он был одет в белую с закатанными по локоть рукавами рубашку и длинный черный фартук. Мужчина, сидя на корточках, сосредоточенно прилаживал широкую доску на отверстие, вглубь которого ушла часть скорлупы. Верочка осторожно заглянула внутрь яйца и увидела там карету.
     Приладив доску, мужчина занялся каретой. Поднатужившись, он выкатил ее наружу. Отогнав карету подальше от яйца, он наконец заметил Верочку.
     - Э-э-э! Да у меня гостья! – воскликнул он. – Позвольте представиться, милая барышня, - Смотритель коллекции пасхальных яиц музея Фаберже. Можно просто Смотритель, - представился мужчина и церемонно поклонился.
     - Посетительница музея Фаберже. Можно просто Посетительница, - попадая в тон Смотрителю, представилась Верочка, и, желая выглядеть как можно более достойно, сделала маленький реверанс.
     - Ишь, насмешница какая, - весело произнес Смотритель.
     Верочка слегка смутилась.
     - Ну-ну, не смущайся. Я люблю смышленых и веселых. Нам смотрителям имен не полагается, а у Посетительницы имя есть?
     - Верочка, - тихо ответила Верочка.
     - Верочка, Вера. Очень хорошее имя, а главное подходящее, - заметил Смотритель.
     Не успела Верочка спросить к чему подходит ее имя, как карета, запряженная неизвестно откуда взявшейся шестеркой лошадей с плюмажем в виде султанов на лошадиных головах, понеслась прочь. Карета лихо развернулась, отчего передние колеса повернулись, но не так как у машины, а так, как будто вокруг какой-то оси, прикрепленной к днищу кареты.
     - А! Что, хороша карета на ходу? – обратился Смотритель к Верочке, впрочем, не ожидая ответа.
     Карета примчалась назад. Лошади куда-то пропали. Верочка и не заметила куда и когда. Пока Смотритель осматривал днище кареты, она принялась разглядывать ее.
     - Ну как? Нравится? – услышала она голос Смотрителя рядом с собой.
     - Очень! – Верочка не скрывала своего восторга. – А из чего она сделана? – спросила она в свою очередь.
     - Из золота.
     - Из золота? – недоверчиво переспросила она.
     - Вся коллекция пасхальных яиц сделана из благородных металлов, в основном из золота, и драгоценных и поделочных камней.
     - А красный цвет? – Верочка провела пальцем по красному фону дверцы кареты, виднеющемуся из-под золотой сетки.
     - Это золото, покрытое эмалью, - принялся объяснять Смотритель. – А здесь и здесь, и здесь, - Смотритель дотрагивался до частей кареты из желтого металла, - непокрытое эмалью золото. А вот обручи на колесах из платины. Слышала о таком металле?
     - Да, - гордо ответила Верочка.
     - Вон, посмотри, на крыше кареты в центре бриллиантовая корона, а по краю шесть двуглавых золотых орлов. А еще двуглавые орлы на дверцах кареты.
     - А окна из стекла? – полюбопытствовала Верочка.
     - Нет, из горного хрусталя. А вот здесь в уголке окошка награвирована шторка.
     Верочка внимательно присмотрелась к уголку окна и увидела белую чуть-чуть спущенную шторку.
     - А вот еще одна любопытная деталь, - сказал Смотритель, распахнул дверцу кареты и спустил подножку.
     - Ух ты! – восхищенно выдохнула Верочка.
     - Ну вот, пора и другие экспонаты проверить, - сказал Смотритель.
     Смотритель загнал карету внутрь яйца, убрал доску, поднял находившуюся в отверстии стола часть яйца и закрыл его.
     - Идем, Верочка.
     - Куда?
     - Как куда. Надо проверить все ли в порядке с другими пасхальными яйцами.
     - А их много?
     - Смотри сама, вон они, - махнул рукой Смотритель, указывая на череду пасхальных яиц, уходящую вдаль.
     - Здорово! – просияла Верочка.
     Следующее яйцо тоже лежало на боку, но не само по себе, а на подставке, украшенной зелеными листочками вперемешку с золотисто-красными кисточками. Яйцо было пониже первого и Верочка, подойдя к нему, без труда разглядывала верхнюю его часть. А посмотреть было на что. В глаза сразу бросился красный овал, на котором располагались усыпанные бриллиантами цифры. Цифры были странные – перегибистые и в завитушках, но Верочка все равно догадалась, что это были единица, восьмерка, девятка и четверка. Правда, над последней цифрой пришлось немного поломать голову. А вокруг цифр Верочка увидела четыре зеленых веера. Они были металлические и напоминали страусиные перья. Перьев было по пять. Все они, кроме центрального загибались в стороны. Перья, расположенные слева загибались в левую сторону, справа – в правую.
     - Какие смешные веера, - обратилась Верочка к Смотрителю.
     - Это не веера. Этот рисунок называется раковина и к вееру не имеет никакого отношения.
     - А из чего они сделаны?
     - Из золота и покрыты зеленой эмалью. Узкая сторона раковин уходит в золотые трилистники, покрытые синей эмалью. Под цифрами красная эмаль. Этот цвет еще называют землянично-красным. Цифры выложены бриллиантами. А сетка на верхней половине яйца покрыта белой эмалью. На каждом пересечении сетки цветок. Четыре лепестка с алмазами, а в середине рубин, - ударился Смотритель в пространные объяснения.
     - Интересно, а почему прозрачные камни цифр вы назвали бриллиантами, а в цветочных лепестках алмазами? Это что, разные камни? – озадаченно спросила Верочка.
     - Нет, камни одни и те же. Огранка разная. В бриллиантах грани на камнях и сверху, и снизу, в общем, со всех сторон. А на тех камнях, что в лепестках цветов, грани только сверху, а снизу плоская ровная поверхность. У такой огранки даже название специальное есть – «роза».
     - Понятно, - сказала Верочка. – А вот этот красный тоненький ободок по краю сеточки тоже золото, покрытое землянично-красной эмалью?
     - Верно.
     - А под ободком землянично-красные раковины?
     - Молодец! Схватываешь быстро – похвалил Смотритель и сам продолжил увлеченно описывать украшения пасхального яйца. – Между землянично-красными раковинами завитки в белой эмали, в них круги, покрытые синей эмалью, а в центре синих кругов алмазы в золотой оправе. Под красным ободком, что потолще, - синие раковины с алмазами. К раковинам прикреплены гирлянды из листьев и жемчужин, спускающиеся до самого низа яйца. Тупой и острый концы яйца украшают маскароны.
     Верочка весело расхохоталась.
     - Очень похоже на макароны, - ответила она на недоумевающий взгляд Смотрителя.
     Тут уж и Смотритель расхохотался.
     - Давай-ка поближе рассмотрим эти маскароны-макароны, - предложил он.
     Они подошли к маскарону и присели рядом на корточки. Прямо на них сурово смотрела золотая голова льва. Голова держала в зубах большое кольцо.
     - Вообще-то, маскарон – это от латинского слова маск, что переводится как дух, призрак. В Древней Греции такие украшения оберегали нечто святое.
     - А что святого в этом пасхальном яйце? – удивленно спросила Верочка.
     - Кое-что есть, - отозвался Смотритель. – Это пасхальное яйцо – шкатулка, и по одной из версий в этом яйце хранилось другое пасхальное яйцо – пасхальное яйцо «Воскресение Христово». По размеру оно как раз подходит.
     - Как интересно! А сейчас оно там?
     - Нет, стоит отдельно. Мы к нему еще подойдем.
     - А все пасхальные яйца имеют названия или только «Воскресение Христово»?
     - Все.
     - А как это называется?
     - «Ренессанс».
     - А с каретой?
     - «Коронационное».
     Смотритель поднялся и немного прошел вдоль яйца. Верочка последовала за ним. Отжав, находящийся сбоку зажим, Смотритель поднял верхнюю часть яйца. Верочка заглянула внутрь. Стенки яйца оказались полупрозрачными. Все внешние декоративные детали просвечивали сквозь них внутри слегка размытыми тенями.
     - Из чего сделана скорлупа яйца? – спросила Верочка.
     - Оболочка. Правильно говорить оболочка яйца, ведь это ювелирное изделие. Она из камня – агата, - ответил Смотритель и добавил, - из молочного агата. Его молочный цвет имеет легкий голубоватый оттенок.
     - Красиво. А мама называет молоко такого цвета синим и супердиетическим, потому что в нем почти нет жира.
     - Супердиетическое молоко – чудеса, да и только, - вздохнул Смотритель. – Ну что ж Верочка, пора идти дальше, - сказал он, закрывая яйцо.
     Верочка, как зачарованная, смотрела на землянично-красное пасхальное яйцо, вставленное в легкую изящную подставку – в четыре сдвоенных золотых прутика, перехваченных посередине колечком. Верхние половинки прутиков с загнутыми кончиками, расходясь в стороны, обнимали пасхальное яйцо, нижние образовали четыре ножки с кокетливо выгнутыми вверх концами. Верочке издалека яйцо показалось полосатым, более светлые и более темные полоски шли от самой макушки до самого низа яйца. Но оказавшись рядом Верочка с изумлением обнаружила, что яйцо покрыто горизонтальными тоненькими маленькими волнами. Ей казалось, что гребешки волн выступают вперед, а ложбинки уходят вглубь оболочки пасхального яйца. Яйцо было поделено алмазной линией на верхнюю и нижнюю части, а еще такие же алмазные линии делили его на части по вертикали. На верхней части яйца, которую Верочка назвала про себя крышкой, гирлянды из золотых листьев переплетались в восьмерки, и снизу к ним крепились ленты в алмазах. Нижнюю часть тоже украшали переплетающиеся в восьмерки гирлянды из золотых листьев. Но самое интересное было то, что в нижней части, находились золотые стрелы с алмазными наконечниками и опереньями. Стрелы пронзали восьмерки гирлянд и упирались опереньями в низ яйца, а наконечниками в крышку. Что находится у яйца сверху Верочка не очень разглядела, даже встав на цыпочки – яйцо на подставке было почти с нее ростом.
     - Это пасхальное яйцо называется «Бутон розы», - объявил Смотритель, дождавшись, когда Верочка осмотрит яйцо.
     - Но оно совсем не похоже на бутон розы, - удивилась она.
     - Бутон розы внутри, - пояснил Смотритель.
     Он открыл пасхальное яйцо, и Верочка увидела выглядывающие, сложенные в бутон желтые лепестки и зеленые кончики чашелистиков цветка. Смотритель вынул бутон из яйца и положил его на пол рядом с Верочкой. Перед ней лежал плотно охваченный зелеными узенькими чашелистиками бутон чайной розы со смешным коротким стеблем. Смотритель нажал кнопку на стебле и бутон раскрылся.
     - А бутон тоже из золота? – с сомненьем спросила Верочка.
     - Тоже из золота, - подтвердил Смотритель.
     - Значит сверху эмаль?
     - Верно Верочка, сверху непрозрачная эмаль и желтая, и зеленая.
     Смотритель, обследовав все детали бутона, уложил его обратно внутрь яйца, закрыл яйцо, и они с Верочкой отправились дальше.
     - Оно что, настоящее? – почему-то шепотом спросила Верочка Смотрителя, рассматривая лежащее на боку белое яйцо.
     Яйцо немного не доходило Верочке до пояса.
     - Его что, сварили и разрезали пополам? – Верочка указала на поперечную борозду, опоясывающую яйцо. – А кто из него должен был вылупиться? Какой-нибудь динозавр? – засыпала она Смотрителя вопросами.
     - Почему динозавр? – опешил Смотритель.
     - Ну, ведь оно такое огромное, - пояснила Верочка
     -Это яйцо почти в натуральную величину. И если бы оно было, как ты говоришь, настоящим, то из него вылупился бы обычный цыпленок.
     - Если это яйцо почти в натуральную величину, - задумчиво проговорила Верочка, - то это значит, что мы маленькие? – завершила она свои размышления вопросом.
     - Верно, Верочка, мы маленькие. Нам смотрителям такой рост в самый раз, чтобы следить за коллекциями.
     - А как же я?
     - Ну, во сне чего только не бывает.
     - Так я во сне? И как это я раньше не догадалась! Вот здорово! – обрадовалась Верочка.
     - Помоги-ка мне, пожалуйста, обхвати яйцо снизу, - попросил Смотритель Верочку.
     Смотритель поставил яйцо острым концом вверх. Верочка присела на корточки и обхватила яйцо. Смотритель слегка повернул верхнюю часть и снял ее. Внутри пасхального яйца оказался золотой шар-желток.
     - Нет-нет, подержи еще немного, - остановил Смотритель отпустившую яйцо и уже готовую подняться Верочку.
     Он снял верхнюю часть золотого шара-желтка и сказал Верочке:
     - Вот теперь можешь отпустить яйцо и подняться.
     Но Верочка от неожиданности замерла, да так и осталась на корточках в обнимку с яйцом. Внутри половинки яйца, вместо положенного по законам природы цыпленка, сидела курочка. Маленький милый гребешок украшал головку курочки, ее хвостик задорно топорщился вверх. Тельце курочки плотно облегали серебристые и золотистые перышки.
     - Перышки из разноцветного золота, - пояснил Смотритель, - шар-желток и оболочка тоже золотые, вот только оболочка покрыта…, - он выразительно посмотрел на Верочку.
     -  …белой эмалью, - закончила фразу Смотрителя Верочка.
     - Молодец!
     Смотритель вынул курочку и опустил ее на пол. Курочка встрепенулась, встала на маленькие коротенькие лапки и смешно засеменила на них.
     - Пусть немного погуляет, - сказал Смотритель, провожая курочку взглядом. – А пасхальное яйцо так и называется «Курочка», - сказал он Верочке.
     Верочка наконец встала и тихонько рассмеялась, глядя на курочку.
     Пока она наблюдала за курочкой, Смотритель вынул нижнюю половинку золотого шара-желтка и внимательно осмотрел все части пасхального яйца.
     - Ну что ж, Верочка, идем дальше, - закончив осмотр, пригласил ее Смотритель.
     И они пошли дальше.
     - Это пасхальное яйцо называется «Лавровое дерево», - сказал Смотритель, подводя Верочку к стоящему в белой кадке дереву с густой зеленой листвой в почти круглой кроне.
     - Какое же это пасхальное яйцо? Это дерево совсем на яйцо не похоже! – удивленно воскликнула Верочка.
     - Похоже – не похоже, а в выставленном счете на это ювелирное изделие было указано, что это большое золотое яйцо в форме лаврового дерева. С самим Карлом Фаберже не поспоришь. Ты тут меня подожди, я сейчас, - сказал Смотритель и куда-то ушел.
     Верочка принялась рассматривать это странное пасхальное яйцо. Сочные блестящие листья кроны лаврового дерева, как и полагалось, были похожи на лавровые. Листву оживляли прозрачные розоватые и оранжевые камни и беленькие цветы. Дерево было посажено в белую кадку-куб. Сверху все четыре угла кадки украшали жемчужины, стоящие на коротких золотых ножках. Они немного смахивали на четыре настольных лампы. Бока кадки были затянуты золотой сеткой и украшены провисающими зелеными гирляндами. Кадка стояла на темно-зеленом постаменте, в каждом углу которого находился темно-зеленый низкий толстый столб в симпатичной золотой шапочке. Вместо помпонов на шапочках красовались жемчужины, выглядывающие из розеток зеленых листьев. Столбы соединялись друг с другом провисающими гирляндами из зеленых листовых розеток и жемчужин.
     Едва Верочка закончила осматривать «Лавровое дерево», как появился Смотритель со стремянкой на плече.
     - А «Лавровое дерево» все из золота сделано? – встретила Верочка Смотрителя вопросом.
     - Нет, не все. Листья и постамент – из нефрита, плоды – из аметистов, цитринов и бриллиантов, кадка – из оникса. Это все камни, ну и еще тут есть жемчуг.
     Смотритель приладил стремянку к лавровому дереву, поднялся наверх, вставил куда-то между листьями кроны большой длинный ключ, повернул его и нажал на что-то спрятанное в листьях. Верхняя часть кроны, оказавшаяся крышкой, медленно поднялась, из глубины выскочила пестрая разноцветная птичка, и Верочка услышала звонкие мелодичные трели. Птичка вертелась в разные стороны, хлопала крыльями, поворачивала головку и открывала клювик. Птичка закончила петь и исчезла в кроне дерева, а крышка опустилась на место.
     - Ой, как здорово! – захлопала в ладоши Верочка. – А можно мне тоже наверху посмотреть на птичку? – попросила она.
     Смотритель уступил Верочке свое место. Верочка с честью справилась со всеми премудростями механизма и во все глаза смотрела на ожившую певунью, на ее переливающиеся перышки и ее открывающийся костяной клювик.
     Птичка вновь скрылась, а Верочка решила посмотреть вокруг с высоты стремянки. С высоты хорошо просматривалась череда пасхальных яиц. Но тут на глаза ей попалась курочка. Курочка, видимо устав бродить, уселась нахохлившись на пол. Головка ее была опущена. Верочке она показалась грустной и одинокой.
     - А у вас петушок есть? – спросила она Смотрителя, когда спустилась со стремянки.
     - А как же, имеется, - ответил Смотритель.
     - Вот он «Петушок», - сказал Смотритель, подводя Верочку к фиолетовому пасхальному яйцу.
     Яйцо стояло, опираясь острым концом на изящную короткую, укрытую золотыми листьями ножку. Ножка сливалась с густо украшенным золотым орнаментом постаментом. С боков яйцо поддерживали три белые, также, как и постамент, украшенные золотым орнаментом колонны. Но самым удивительным оказалось то, что это было не просто пасхальное яйцо, это было яйцо-часы! Да-да, посередине яйца Верочка увидела круглый циферблат. Цифры располагались каждая в своем кружке-плашке. В середине циферблата был зеленый кружок, а в зеленом – золотой. К золотому кружку крепились две ажурные стрелки – толстенькая покороче, тоненькая подлиннее. Коротенькая стрелка упиралась кончиком в цифру восемь, кончик длинной чуть-чуть не доходил до цифры двенадцать. Циферблат находился в круге, выложенном жемчужинами. Над жемчужным кругом располагалась гирлянда из золотых листьев, под жемчужным кругом Верочка увидела небольшие золотые раковины в ажурных фартучках. Фартучки смешно заканчивались кисточками. В самом низу Верочка увидела провисающую гирлянду из золотых фруктов. Она прикоснулась к ней - гирлянда отклонилась. Верочка отдернула руку, и гирлянда закачалась, ну точь-в-точь как качели во дворе дома.
     - Ну что, правда презабавная подвеска? – спросил Смотритель, указывая на качающуюся гирлянду.
     - Правда. Очень! – улыбаясь, ответила Верочка и тут же спросила – А почему фиолетовая оболочка яйца так переливается на свету? Я заметила, что она вся в зигзагах из меленьких полосок.
     - А это такая специальная техника. Сначала на золотой оболочке яйца вырезают сетку из тонких волнистых или переплетающихся линий, а то и рисунок какой из этих тонких линий сделают, потом оболочку покрывают прозрачной цветной эмалью. Вот так и появляется переливчатость.
     - И на пасхальном яйце «Бутон розы»?
     - Да.
     - А солнышки с длинными лучами на «Коронационном» яйце тоже от этой техники появились?
     - А как же. Именно так.
     - Ой, вы же сказали, что это пасхальное яйцо называется «Петушок», а где же сам петушок? – спохватилась Верочка, вспомнив про одинокую курочку.
     Едва Верочка успела задать этот вопрос, как верхушка пасхального яйца плавно поднялась, снизу из яйца выскочил петушок и громко прокукарекал. Верочка невольно бросила взгляд на циферблат - кончик длинной стрелки находился ровно посередине цифры двенадцать. Раздалось второе кукареку, за ним третье. Пасхальное яйцо и Смотритель поплыли куда-то в сторону, все заволокло туманом и…

     Верочка проснулась в кровати. За стеной, в спальне родителей, кукарекал петух. Верочка вспомнила, что папа закачал в будильник своего мобильного телефона петушиное пение и пошутил, что теперь они будут просыпаться с петухами.
     Ох, как жалко ей было, что такой интересный сон прервался! Но тут она очень вовремя вспомнила, что они идут в музей Фаберже смотреть коллекцию пасхальных яиц, и решила, что там-то уж она все-все посмотрит.