Интересно послушать режиссера Зайкаускаса Линаса

Валериан Чобану
Перед книжным магазином с бульвара Штефан чел Маре ши Сфынт я встретил режиссера Зайкаускаса Линаса Мариюса. Как только представился и я понял что он литовец, я сразу решил показать что помню пару слов на литовском и города кроме Вильнюса, Каунаса и др. Он в ответе добавил: И Паневежис!
Известно, что родился 22 мая 1962 года в городе Эйшишкес (Литва).
Но будущий режиссер вырос в Паневежисе, в фабричном литовском городе, в котором действовал один из лучших театров Советского Союза.
 
В 1989 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по специальности «Режиссура музыкального театра».
Театр
1992-1994 — руководитель Русского драматического театра Литвы в Вильнюсе.
1999-2001 — генеральный директор и художественный руководитель театра «Повшехны» им. Я. Кохановского в г. Радом (Польша).
2007-2010 — главный режиссер театра драмы «Старый дом» в Новосибирске.
2010-2011 — художественный руководитель Челябинского академического театра драмы им. Н. Орлова.
2011-2012 — художественный руководитель Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова.
2014-2017 — руководитель Паневежского драматического театра им. Ю.Мильтиниса.
Фестивали и награды
Лауреат фестивалей и конкурсов: Польши, Литвы, Германии, Чехии, Словакии, Латвии, Эстонии, Грузии, России, Украины, Казахстана, Армении, Индии, Турции, Иордании, Египта, Израиля, Сербии, Македонии, Италии, Албании, Франции, Австрии, Беларуси, Финляндии, Румынии, Болгарии и др.
Спектакль «УКРАДЕННОЕ СЧАСТЬЕ», который Линас Зайкаускас поставил на сцене театра для детей и молодежи «Свободное пространство», стал лауреатом V Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI» (г. Орел) в номинации «Лучший спектакль на большой сцене». А исполнитель главной роли заслуженный артист РФ Валерий ЛАГОША был обладателем призом за лучшую мужскую роль на фестивале «Липецкие театральные встречи». Также спектакль был участником международных фестивалей во Владимире, в Витебске, в Могилеве, а также в V Международном театральном фестивале «ПостЕфремовское пространство» в Ялте.
Театральные работы
Поставил более ста спектаклей в Литве, России, Польше, Турции, Румынии, Казахстане, Грузии, Украине и других странах.
Молдова в моей творческой географии появилась случайно. Я ставил много и в разных странах — России, Украине, Литве, Польше, Румынии, Турции, Грузии, Казахстане… За свою карьеру я поставил более 130 спектаклей, признается режиссер.
Последним моим пунктом работы с супругой (она у меня сценограф, и мы уже много лет работаем вместе) была Одесса. Только мы успели осенью 2021 года подписать контракт, как в феврале 2022 началась война. Нам пришлось перебираться в Молдову, мы взяли с собой один чемодан, думали, что война продлится недолго.
Национальный театр в Бельцах пригласил нас поставить спектакль, мы его сделали – война не закончилась. Нас пригласил на постановку театр в Кагуле, мы поставили там два спектакля – война продолжалась. Затем поступило предложение поставить спектакль в кишиневском театре Чехова, мы поставили – война продолжается.
Сейчас я в театре занимаю пост главного режиссера, а моя жена – главного художника. Пока мы нашли пристанище здесь, в Молдове, и хотим сказать вашей стране только самые теплые слова за помощь и нам, в частности, и всем украинским беженцам в целом.
      Театра им. Чехова я застал во время его перестройки, ушел старый директор, пришел новый – Феодор Гладкий, он юрист, и его министерство культуры назначило и.о. директора. Я видел очень большое количество директоров в разных странах и разных театрах, и могу сказать, что хороших руководителей всегда найти очень сложно. Гладкий был прекрасным юристом, и у министерства есть желание вернуть его обратно. Но мне кажется, двух неплохих юристов в Кишиневе найти легче, чем одного директора, причем в таком сложном коллективе, как коллектив театра Чехова.
Мы понимаем, в какой ситуации сейчас в мире находится все, что связано со словом «русский». Увы, идет война, увы, отношение к этому слову в мире, будем откровенны, плохое, и театру нужно сделать все, чтобы он показал свою позицию, чтобы был элементом не разъединяющим, а напротив, объединяющим нацию и национальности.
Позиция театра должна быть только антивоенной и никакой другой, а постановки — продвигать национальную драматургию (молдавскую, румынскую) на русском языке. Это очень важный момент, о котором не стоит забывать. Сейчас в Молдове объявлен год украинской культуры, и я убежден, что театр должен поставить украинскую пьесу. Я даже знаю, что предложить…
Многие театры попадают в следующую ловушку. В желании продать больше билетов они медленно скатываются на ширпотреб, а широкое потребление — это всегда потребление дешевое. Ты моментально теряешь интеллигентного зрителя, но к тебе приходит  новая публика – в театр она могла не ходить никогда, она мало развита интеллектуально, ищет в театре не развития, а развлечения. Директора радуются: «Мы ставим фуфло, а публика идет», — только они забывают, что подобные люди приходят в театр от силы раз в год, так как находят развлечения.

Было интересно его послушать.