Бухарин колесом на руках влетел в комнату к Ленину

Владлен Дорофеев
Бухарин «колесом» на руках влетел в комнату к Ленину
О взаимной любви и ненависти революционеров-соратников

«Я знаю это с детства и из рассказов моей матери… Отец (Н.И. Бухарин) часто бывал в Горках. У него была там комната, где он мог даже ночевать ещё при жизни Владимира Ильича. И он мог запросто приезжать туда, что он и делал,» - вспоминала в радиоинтервью в 1988 году дочь Николая Бухарина от второго брака - Светлана Николаевна Гурвич–Бухарина.

Гурвич–Бухарина Светлана Николаевна (1924 – 2003 гг.) – историк, доктор исторических наук, дочь Н.И. Бухарина. В 1937 году взяла фамилию матери. Светлана училась на историческом факультете МГУ, в 1946 году была исключена. Лишь в 1954 году окончила исторический факультет Горьковского государственного университета. В 1949 году была арестована, приговорена к пяти годам ссылки с отбыванием в с. Пихтовка Новосибирской области. Освобождена по амнистии после смерти Сталина. В 1956 – 1960 годах училась и работала в аспирантуре Института истории АН СССР. С 1969 года работала в Институте всеобщей истории. Автор работ по политической истории и истории рабочего движения во Франции ХХ века, а также об общественно-политических взглядах Бухарина.

Продолжала она воспоминания: «И он там часто беседовал с Владимиром Ильичом по самым насущным и злободневным политическим вопросам. Иногда эти беседы превращались, естественно, в споры. И иногда беседы доходили до тупика, когда все уставали, истинна ещё не была выяснена, нужно было продолжать, но уже не было сил, чтобы разрядить обстановку, отец хватал первый попавшийся стул, ставил его по середине овального зала, делал стойку на голове, а ногами размахивал в воздухе. И эта сцена смешила Владимира Ильича, и он страшно хохотал. Напряжение снималось и жизнь продолжалась уже в весёлой дружеской обстановке. Вот такой номер он выделывал! А в Горки один раз он влетел «колесом», в комнату «колесом» на руках.».
Вторит Светлане Николаевне и Лев Троцкий: «Бухарин был влюблен в Ленина и привязан к нему, как ребенок к матери. Острота полемики никогда не нарушала их дружеских отношений.».

И всё же, столкнувшись со свидетельством дочери Бухарина, видевшей живьём отца в последний раз хорошо если в четырехлетнем возрасте, когда её мать публично отказалась от мужа (с 1921 по 1929 год Бухарин был женат на Эсфири Исаевне Гурвич - прим. автора) подумалось, что её «воспоминания» перед микрофоном скорее всего навеяны романтикой всепрощенчества наступившей горбачёвской «перестройки» и «гласности». Ведь ни о какой любви между товарищами-революционерами речи не было и не могло быть!

Эсфирь Исаевна Гурвич (1895 - 1989 гг.). В 1917 году она вступила в партию большевиков. Задолго почуяв неладное отреклась от мужа, и всё же в 1937 году была исключена из партии. В 1947 году уволена из Института мирового хозяйства и мировой политики АН СССР. В 1949 году арестована и приговорена к 10 годам, реабилитирована в 1956 году Хрущевым. Доктор экономических наук. Умерла в Москве. В этом браке родилась дочь Светлана. Эта семья отреклась от Бухарина ещё в 1929 году.

Светлана Николаевна Гурвич–Бухарина дальше вспоминала об отце: «Он всегда был очень моложавый. А когда молодой, он был, как говорят, даже инфантильный как-то, весёлый, подвижный, общительный. Человек открытый. Несмотря на то, что он прошёл школу конспирации – подпольной работы, он как-то сумел соединить в себе открытость и знание всех конспиративных правил. Он не искал для себя никаких выгод, не материальных, не в смысле какой-либо власти, не в смысле каких-то преимуществ. Это ему было противно, его природе. И, вот, недаром Ленин сказал, что нам нужна в партии хотя бы одна голова без бюрократического извращения. Он был по натуре своей антибюрократ, очень демократичный. И пользовался он колоссальным авторитетом не только среди своих сотрудников, но и в широких кругах, благодаря своему интеллекту, огромным знаниям, он был исключительно образованный человек – знал несколько иностранных языков, лучше всех немецкий, французский и английский. В гимназии имел отличные отметки по латыни и греческому... Он окончил Первую московскую гимназию с золотой медалью…».

Мне кажется, что дочь забыла, а может и не знала, что именно Бухарину принадлежат слова, сказанные им сразу же после большевистского переворота: «У нас, могут быть только две партии: одна у власти, другая в тюрьме». Воистину - антибюрократ!

Слухи о дружеских отношениях Ленина с Бухариным появились после смерти вождя не без усилий самого Николая Ивановича. Владимир Ильич в своей записке «Письма к съезду», уже сильно больной, писал о нём: «Бухарин не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии, но его теоретические воззрения очень с большим сомнением могут быть отнесены к вполне марксистским, ибо в нём есть нечто схоластическое (он никогда не учился и, думаю, никогда не понимал вполне диалектики)», а до этого Ленин характеризовал своего соратника: «мягок, как воск». В отличии от Ленина, уже впадавшего в болезненный маразм, Мартемьян Никитич Рютин (советский политический и партийный деятель, один из организаторов внутрипартийного сопротивление Сталину. Кандидат в члены ЦК ВКП(б) – прим. автора) развивал ленинскую мысль в здравом уме: «Если Бухарин как теоретик марксизма и ленинизма, при всех его ошибках и промахах, при всей его склонности к механическому методу мышления остаётся крупнейшей фигурой, то как политический вождь он оказался ниже всякой критики. Умный, но недальновидный человек, честный, но бесхарактерный, быстро впадающий в панику, растерянность и прострацию, не способный на серьёзную и длительную политическую борьбу с серьёзным политическим противником, легко поддающийся запугиванию; то увлекающийся массами, то разочаровывающийся в них, не умеющий организовать партийные массы и руководить ими, а наоборот, сам нуждающийся в постоянном и бдительном руководстве со стороны других – таков Бухарин как политический вождь.».
В день кончины вождя мирового пролетариата Бухарин был рядом с ним и говорят тяжело переживал утрату учителя, даже опубликовал воззвание по этому поводу. Однако, можно ли доверять его переживаниям?

В июне 1929 года Ворошилов писал в письме к Орджоникидзе: «Бухарин дрянь человек и способен в глаза говорить подлейшие вымыслы, делая при этом особенно невинную и свято-подлую мину на своём всегда иезуитском лице». И Троцкий соглашался с подобной характеристикой: «Кляуза составляет в минуты затруднения главное бухаринское орудие».

Далее Гурвич–Бухарина сообщает об отце: «В эмиграции он сложился как один из лучших знатоков марксистского учения и как специалист по экономике и политэкономии. Вот за это его особенно ценил Владимир Ильич. Там же, в эмиграции, сложилась их дружба, которая никогда не прекращалась…». Неужто?! На самом деле на Бернской конференции заграничных секций РСДРП в феврале 1915 года Бухарин и Пятаков выступили с особой резолюцией-платформой, в которой высказали свое несогласие с ленинским лозунгом поражения «своего» правительства. А в 1916 году в журнале «Интернационал молодежи» за N 6 Бухарин выступил со статьей за подписью «Нота Бэнэ», направленной, по существу против Ленина. В ней он писал: «Совершенно ошибочно искать различия между социалистами и анархистами в том, что первые сторонники, вторые - противники государства... Для социал-демократии теперь более чем когда-либо необходимо подчеркивать принципиальную враждебность к государству...» (Крайне отрицательное отношение к государству было повторено в том же году Бухариным в другой статье «К теории империалистического государства», которая не была принята к печати ленинской редакцией «Социал-демократа» - прим. автора). Ленин на выпады Бухарина отвечает в мае 1916 года: «Партийное и международное положение теперь таково, что ЦК должен продолжать идти вперед самостоятельно, не связывая себе руки ни в русских, ни в международных делах. "Издатели" никуда негодные как литераторы и как политики... хотят связать нас договором о равноправии, т. е. мы должны согласиться дать равноправие даме (Евгении Бош - соратнице и соседке Бухарина по стокгольмской квартире), ни одной строчки не написавшей и ничегошеньки не понимающей, и "молодому человеку" (Юрию Пятакову - соратнику и соседу Бухарина по стокгольмской квартире), всецело находящемуся под её влиянием. А они используют это равноправие для игры на наших разногласиях с Радеком, с Бухариным и пр.!».
Светлана Гурвич–Бухарина продолжает: «После революции какие бы не возникали между Владимиром Ильичом и отцом споры по теоретическим вопросам, будь они более серьезные или менее серьезные, основа у них была общая. Ну, по вопросу Брестского мира – это был не только абстрактный спор, но и практический. И, не смотря на самые резкие оценки и критику Владимира Ильича, дружба между ними не прекращалась. Но, пожалуйста, резкая полемика, но после подписания Брестского мира, отца отправляют в Германию, чтобы ознакомиться с общим положением в этой стране, которая находилась в предреволюционном состоянии. Т.е. задание было партийное!».
В 1917-1918 годах в качестве редактора «левокоммунистической» газеты «Коммунист» Бухарин был лидером «левых» коммунистов, совместно с соратниками и левыми эсерами выступал против подписания мира с немцами в Брест-Литовске, и против позиции главы советской делегации Льва Троцкого, требуя через войну с Германией продолжения линии на мировую пролетарскую революцию. Позже, во время дискуссии о фракциях в ВКП(б) в 1923 году, инициированной Троцким, Бухарин признал, что во время обсуждения Брестского мира часть левых эсеров предложила ему участвовать в аресте Ленина, якобы на сутки, и в создании коалиционного социалистического правительства из противников мирного договора с Центральными державами (Антантой). Подобное правительство могло бы разорвать договор и продолжить революционную войну. Но Бухарин отказался участвовать в заговоре, а вскоре после подписания Брестского мира перешёл на сторону Ленина, за что его вернули на должность главного редактора «Правды».

С ноября 1923 года Бухарин активно борется с «троцкистской» левой оппозицией. После смерти Ленина 2 июня 1924 года он становится членом Политбюро ЦК - наивысшего органа управления. Как и Зиновьев, Бухарин выступил против предания широкой огласке ленинского «Завещания».
В этот период Бухарин становится «близким другом» Сталина, один из немногих обращался к нему на «ты» и называл партийной кличкой «Коба». Ходит байка, что Сталин в одном из разговоров с ним унизительно охарактеризовал руководство партии: «Мы с тобой, Бухарчик, Гималаи, а все остальные - маленькие пятна». Бухарин оказал существенную поддержку Сталину в борьбе против Троцкого, Каменева и Зиновьева. По некоторым данным, руководил высылкой Троцкого в Верный (в Алма-Ату) в 1928 году. С освобождением Зиновьева от должности председателя ИККИ на VII пленуме ИККИ в декабре 1926 года руководящее положение в Коминтерне занял именно Бухарин.
11 июля 1928 года Лев Каменев записал о встрече с Бухариным: «дрожащим от волнения голосом Бухарин говорил, что Сталин проводит внутриполитическую линию, пагубную для дела революции. В качестве единственного выхода из затруднений с хлебозаготовками он предлагает чрезвычайные меры, что означает возврат к политике «военного коммунизма». Сталинское положение о том, что сопротивление («кто кого?») должно возрастать пропорционально росту социализма, - это «идиотская безграмотность», это формула, которая приведёт страну Советов к катастрофе». Обсуждая возможности изменений в составе Политбюро Бухарин говорил о «готовности некоторых его членов (в частности, Орджоникидзе и Ворошилова) предпочесть Каменева и Зиновьева Сталину, и Молотову… Всё это было заискиванием. Я не верю ни единому его слову.».
В 1929 году Бухарин был обвинен в «правом уклоне», снят со всех постов и подвергнут критике, но в 1934 году назначен редактором «Известий». Сталин даже поручил ему выехать за рубеж за фондами Маркса и Энгельса и принять участие в разработке Конституции 1936 года. На зиновьевском процессе 1936 года имя Бухарина всплывало не один раз и в феврале 1937 года он был арестован.
Бухарина расстреляли 15 марта 1938 года на полигоне «Коммунарка» в Московской области, там же его и похоронили. Именно он теоретически обосновал необходимость революционного насилия не только в отношении классовых врагов, но и в отношении всего человечества: «Пролетарское принуждение во всех формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи.».
Ещё 13 марта 1938 года в тюрьме Бухарин обратился: «Прошу Президиум Верховного Совета СССР о помиловании. Я считаю приговор суда справедливым возмездием за совершенные мною тягчайшие преступления… У меня в душе нет ни единого слова протеста. За мои преступления меня нужно было расстрелять десять раз. Пролетарский суд вынес решение, которое я заслужил своей преступной деятельностью, и я готов нести заслуженную кару и умереть, окруженный справедливым негодованием, ненавистью и презрением великого героического народа СССР, которому я так подло изменил… Я рад, что власть пролетариата разгромила всё то преступное, что видело во мне своего лидера и лидером чего я действительно был… Прошу я Президиум Верховного Совета о милости и пощаде… Я твёрдо уверен: пройдут годы, будут перейдены великие исторические рубежи под водительством Сталина, и вы не будете сетовать на акт милосердия и пощады, о котором я вас прошу. Я постараюсь всеми своими силами доказать вам, что этот жест пролетарского великодушия был оправдан.».

Николай Иванович Бухарин (27.09.1888 – 15.03.1938 гг.), революционер, политический и партийный деятель. Член ЦК ВКП(б), член Политбюро ЦК ВКП. Лидер так называемой «правой оппозиции» в коммунистической партии, последовательный противник политики сталинской коллективизации. Академик АН СССР.
Родился в семье московских школьных учителей - Любови Ивановны и Ивана Гавриловича Бухарина. Николай учился в Первой московской гимназии, по окончанию поступил в 1907 году на экономическое отделение юридического факультета Московского университета, откуда был исключён в связи с арестом за участие в революционной деятельности в 1911 году. В Первую Русскую революцию 1905-1907 годов Бухарин принимал активное участие в студенческих демонстрациях. В 1906 году он вступил в РСДРП и, примкнув к большевикам, активно работал с профсоюзами.
С 1911 года женат на своей двоюродной сестре Надежде Лукиной, с которой прожил чуть меньше десятка лет (Лукина была арестована в ночь на 1 мая 1938 года, расстреляна 9 марта 1940 года - прим. автора). В 1915 году через Францию и Англию Бухарин переехал в Стокгольм. В Швеции жил под именем Мойша Долголевский. По воспоминаниям третьей жены Бухарина - А.М. Лариной этим именем он назывался и позднее, в разговорах с её отцом Юрием Лариным: «до последнего времени, приходя к отцу, Николай Иванович так себя и называл. Звонил в дверь, не успеешь открыть, как уже слышится его заразительный смех: "Откройте, Мойша-Абе-Пинкус Довголевский пришел!"». Был арестован шведской полицией 23 марта 1916 года в квартире на Сальмэтаргатан, где он жил вместе с двумя другими «левыми» большевиками Юрием Пятаковым и Евгенией Бош. После нескольких недель тюремного заключения в апреле 1916 года выслан из Швеции в Норвегию, где жил в Христиании (Осло), Копенгагене, а с октября 1916 года перебрался в Нью-Йорке (США), где познакомился с Львом Троцким и Александрой Коллонтай, и с января 1917 года редактировал вместе с Троцким газету «Новый мир».
25 сентября 1919 года Бухарин был ранен бомбой, брошенной террористами-анархистами в помещение Московского комитета РКП(б) в Леонтьевом переулке. В результате взрыва погибли 12 человек, 55 получили ранения.

Анна Ларина-Лурье - третья жена Бухарина
В 1934 году в третий раз женился на дочери партийного деятеля Михаила Лурье (Юрия Ларина) - Анне (1914-1996 гг.), написавшей мемуары о годах заключения.

Сын Бухарина и Анны Лариной - Юрий (1936-2014 гг.), художник, вырос в детском доме под именем Юрий Борисович Гусман, фамилию получил по приёмной матери Иде Гусман, тётке настоящей матери. Затем носил фамилию Ларин и отчество Николаевич. Внук Бухарина, Николай Юрьевич Ларин (р. 1972), посвятил свою жизнь футболу.

Понять и принять девичью любовь к отцу, конечно, можно. Отсюда её представление о всеобщей любви к нему. Но, мне не верится в искренность признаний дочери Бухарина, особенно, когда понимаешь, что она прошла через все шестерёнки репрессий, на которых особенно настаивал её отец. Скорее всего, просто в старости, да в мутные времена, захотелось напомнить о себе - о дочери Бухарина, которого тогда вся либеральная пресса поднимала на свои знамёна. Отсюда можно сделать вывод о том, что не все личные "воспоминания" могут быть правдивым историческим источником.

Подробности в книге Владлена Дорофеева "Прощание с Лениным. В неизвестных свидетельствах очевидцев" https://ridero.ru/books/proshanie_s_leninym/

Продолжение следует...
Владлен Дорофеев