Случай на охоте

Пётр Славин
  Скажу сразу : охотник из меня не важнецкий,никакой охотник. В самом деле,не будешь же любого счастливого обладателя почти раритетной,1952 года выпуска,двухствольной "тулки", только на этом основании считать охотником.Поход на охоту для меня - это не добыча пропитания,не спортивное увлечение,а очередная встреча с природой,повод встретиться с друзьями и отлично провести время.И действительно,что может быть лучше после длинной,холодной и слякотной зимы,проведённой в скучном городе,оказаться у водоёма,под весёлым весенним ветром,вдыхая запахи проснувшейся земли и зеленеющего леса. А осень! Когда гремит под ногами жёлтый лист,по утрам стелятся туманы над жнивьём,а вечерний воздух звонок и прозрачен.И караваны птиц: где то в высе курлычет журавлиный клин,тяжело идут на подъём жирные гуси,лихо тормозит крыльями стайка чирков,щебечут какие то мелкие птахи.И здесь у озера,в лесу ли или на горном перевале,вдохнёшь полной грудью,забудешь все печали и проблемы,и жизнь станет веселее и осмысленней.

Ружьё же это - с поцарапанным прикладом и отличным боем,двуствольное ТОЗ 16,- досталось мне почти по наследству. Мне подарил его ( конечно я его купил) мой старший коллега,мой наставник,Иван Абрамович Шпонькин,- человек насколько опытный и бывалый,настолько правдивый и честный.Ещё в 30 е,ловил он дальневосточных леопардов,а затем,уже сотрудником ОГПУ, и японских диверсантов. Леопардов то ловил,а тигра,правда двуногого,по его словам,упустил.Тигр был ещё какой,матёрый,сам начальник краевого ГПУ предатель Люшков.Формально Шпонькин был не виноват:время,пароль отзыв,окно на границе,секретный агент шёл в Манджурию.Кто знал,что это перебежчик?Однако,как и полагалось по тем временам,получил десять лет.Срок отбывал здесь же,в Магадане.Как водится у чекистов,начальником охраны лагеря.Позже,в хрущевскую оттепель,полностью реабилитирован,кажется чего-то удостоен,награжден и назван молодцом.

Я знал его уже стариком,хотя и бодрым,сохранившим офицерскую выправку.Иван Абрамович учил меня премудростям милицейской службы. Он же приобщил меня к охоте и сам уехал в деревню,стал егерем.

Я не раз приезжал в его угодья,на озеро Тирикуль.Богатый на всякую охотничью живность край. Помню я приезжал сюда со своим товарищем Дмитрием Твердохлебовым.Дима не охотник и приехал со мной за компанию.Стояла очаровательная пора золотого бабьего лета.Вечерело,воздух был звонок и прозрачен.Мы медленно брели по осенним протокам.Я предложил Дмитрию проверить небольшую берёзовую рощу. Он шёл загонщиком,я же засел напротив в засаде.Ружьё у меня было заряжено крупной дробью.Через некоторое время я услышал звонкое цоканье копыт.Вернее,я сначала не понял,что это за звук.Одно дело подкованная лошадь,да на асфальте.Но здесь,в лесу...И,тем не менее в прозрачном воздухе отчётливо цокали серебряные копытца.Вдруг из леса выскочили и замерли парочка красавцев оленей.Первый,вероятно самец,крупный с мощными раскидистыми рогами,застыв как вкопанный,водил по сторонам головой пристально всматриваясь и вбирая носом воздух.Самочка скромно стояла сзади.

Осмотревшись,звери не торопясь,рысцой двинулись прямо на меня.Видно ветерок был в мою сторону и олени проскакали буквально метров в двадцати от меня. Я,конечно,не стрелял! И дело не в том,что не было разрешения,что не тот боеприпас.Разве мог я стрелять в такую красоту?!

А вот вылетевший следом,с громкими хлопками,здоровенный глухарь - был добычей подходящей,но вот беда,вылетел далеко от меня.

Однако,я не хотел бы утомлять читателя бесконечными охотничьими байками,но хотел бы рассказать случай может быть не такой уж и загадочный,если б не комментарий к нему моего друга егеря.

Итак,в тот раз мы приехали на охоту довольно большой компанией,на двух машинах.Расположились в лесочке недалеко от озера.Как водится разожгли костёр,поужинали,поболтали,немного выпили и ,в предвкушении ранней охоты,стали укладываться.Огромная жёлтая луна и чистое звёздное небо,предвещали хороший завтрашний день. Палатки не ставили,уснули кто где. Я решил подежурить у костра,поглядывая на две вещи,на которые можно смотреть бесконечно,то на звёздное небо,то на огонь костра.

Проснулся я от холода.Костёр потух,но свет от него был довольно ярок.Подняв взгляд,я понял что этот свет исходит не от костра,а от стоящей напротив машины упершейся фарами прямо в меня.

- о,молодец племянник Юрка,догадался завезти машину чтобы погреться. Подумал я.

- стоп,но ключи то от машины у меня в кармане,вот они. Да и вообще,это не моя машина!

Я из под лобья осмотрелся по сторонам: все мои компаньоны дрыхли кто где,рядом лежали ружья.Напротив стоял чей-то автомобиль,возможно УАЗ патриот и мощными фарами,как какой-то корабль пришельцев освещал нас.Моя старенькая тулка была под рукой.Я резко встал и направил ружье на пришельцев.Машина какое-то время постояла,потом глухо заурчал мотор и УАЗИК пополз назад. Он не разворачиваясь скрылся в ночном тумане.Кажется машина так и растворилась в озере.

Сон как рукой сняло.Я разжог потухший костер,вскипятил чайник.До утра я так и не уснул.Утром я рассказал ночную историю,но впечатления она не произвела.

- хорошо что ружья целы.Верно подметил кто то из ребят.

Но было не до того.На зорьке мы неплохо постреляли,добыв десятка два уток.Днём кто спал,кто собирал грибы,а к вечеру заморосил противный дождик и ночевать мы отправились на базу,к Шпонькину.

Поужинали,похвалились добычей и я рассказал ночную историю.Я не ожидал такой реакции егеря.Он помрачнел,как-то обмяк,налил стакан водки,выпил и закурил.А помолчав добавил:

- легко вы отделались,ребята.

Видя наши недоумённые взгляды,Шпонькин добавил:

- да,случай тут был,лет пять назад.Егерь один погнался за браконьерами,вот на таком же УАЗИКе.В начале зимы дело было,браконьеры на снегоходе,через болотце и по озеру удирать.Егерь за ними,думал выдержит лёд,догонит.

Да где там! Метров через пятьдесят треснул лед,ушёл УАЗИК под воду,и егерь погиб.

Иван Абрамович ,помолчав,добавил:

- только вот странное дело,сколько не искали,ни машину не егеря,не нашли. А ведь там не глубоко и водолаза вызывали.А ещё странно,что с тех пор встречают люди его авто.Ездит он,всё тех браконьеров ищет. Пока не нашёл.Ну,и случаи браконьерства у нас прекратились,- кому охота с таким связываться,у него разговор короткий.

Кстати,не только с браконьерами он разбирается.Кто вот так оружие бросит или там костёр,не по уму разведет,пьяницы опять же - всех к ответу призовёт.

Так что ребята,считай,вы легко отделались.

Мы помолчали и уставшие пошли спать.

Вот такую историю рассказал нам И.А.Шпонькин,- честнейший и правдивейший человек.

Ну,а я вам.