На заводе

Пётр Славин
- Не на конфетной фабрике работаете! - приговаривал обычно мой сменный мастер Михал Петрович Слепков,одергивая через чур бойких работников, недовольных тяжелыми условиями труда.Был он грузный мужчина,уже в годах,с отекшим багровым лицом,неспешной походкой и слегка трясущимися руками.Имел он заводское прозвище - Мопс,возникшее,вероятно,из первых букв его имени,но удивительным образом подходившее ему. Михал Петрович об этом знал и страшно злился услышав его от кого нибудь. Работяги тоже знали об этом и ,однажды,подшутили над Петровичем.Вновь поступивший на работу молодой наждачник поинтересовался именем своего начальника и услышал в ответ,- Мопс,- приняв это за чистую монету.Через пару смен он отправился на экзамен,на допуск к самостоятельной работе. В кабинете сидела представительная комиссия во главе с начальником цеха,здесь же был и Слепков.Поговорив с рабочим начальник вдруг спросил у него:
- ты хоть мастера своего знаешь?

- вот он,- кивнул головой рабочий

- а как его зовут?

- Мопс,- прозвучал искренний ответ

- как?!,переспросил начальник,- ответ повторился.

Члены комиссии от неожиданности хмыкнули,прыснули в кулак,сдержанно заулыбались. Начальник подытожил:

- всё,свободны.

Побагровевший Петрович дернул за руку подчиненного и выскочил из кабинета. За закрывшимися дверями послышался дружный хохот!

Петрович кинулся в цех,потрясая кулаками,заскочил в курилку. Но,куда там: рабочие,словно уже зная историю,разбежались по своим местам.

 Работали мы действительно не на конфетной фабрике,а в черной металлургии,где условия труда тоже достаточно черные. Пыль,копоть,жара от раскаленного металла,тут же сквозняки,холод,в воздухе летает вся химическая таблица Менделеева...Одним словом- это надо видеть и прочувствовать на себе. А люди проводят здесь всю свою сознательную жизнь. Мой отец,проработал здесь,на комбинате,в одном цехе,- пятьдесят лет! С 1957 по 2007 год! Работал честно и добросовестно,был на хорошем счету у начальства. С почетом проводили на пенсию,еще при Советах,в 1987м,но,как водится,продолжал работать. Не по нужде,скорее по привычке,боясь остаться не у дел. Но вот,наступили другие времена: рабочая защитница - Советская власть - приказала долго жить и работать,хоть и на пенсии,пришлось уже по нужде. Батя не раз говорил: верните мне советскую пенсию,и на хрена бы,мне сдалась эта работа?!

 В 2007м,просто сказали: - хорош,старик! Хватит тебе таскаться на работу. Выпроводили и спасибо не сказали!

Я тоже пошел по стопам отца,хотя и не собирался. Однако,завод - как болотная трясина,- засасывает крепкой хваткой.

Первый раз,я оказался на заводе,в далеком 1982 году.Никуда не поступил после школы и,чтобы не терять время,пошел на завод.Поступил я учеником электрика,но электрик из меня был тот еще. Поэтому основными моими электро инструментами были кувалда и тяжеленный съемник,- с их помощью,я снимал и надевал шкивы на электродвигатели. Работы тогда было много,работали дружно,зарабатывали хорошо. Характер работы,тогда,при социализме,координально отличался от работы нынешней - это был куда более свободный труд. Все делали свое дело,обеспеченные всем необходимым,в перерывах свободно играли в домино или шахматы,на цеховом дворе стоял теннисный стол и турник,где умельцы сражались в пинг-понг или крутили "солнце". Никто никого не понукал и не принуждал. Попробуйте ка вы сегодня сыграть в шахматы! Хамы-начальники,быстро укажут вам на ваше место.

 Из тех далеких лет,помню похороны Брежнева: заводские гудки,слегка напуганные,но и полные надежды,лица людей...Помню заводскую столовую,где за традиционный один рубль,можно было сытно и вкусно пообедать и еще осталось бы ,кому на пиво,кому на мороженое. Помню,битком набитые,занимаемые штурмом,автобусы-гармошки двухвагонные холодные "Икарусы",на которых долго- наверное с час - приходилось ехать до дома. Все это воспринималось как данность,незыблемое и вечное,со своими плюсами и минусами. Правильно сказал Д.Медведев: - современной молодежи просто непонять Советской жизни.

Второй раз я попал на завод спустя два десятка лет и проработал там больше двух десятилетий. В первый же свой день,а поступил я термистом,я неторопливо шел со своим наставником вдоль ряда здоровенных изотермических печей,прислушиваясь к словам учителя тонувшим в заводском шуме. Вдруг резко взвыла сигнализация и на печах замигали красные лампочки трвоги. Мой старшой,совершенно очарованно смотрел на печи и глаза его медленно вылезали из орбит от удивления. И вдруг,не ответив на мой вопрос,кинулся к печам выполняя какие то манипуляции. Я же,растерянно смотрел не понимая,что происходит. Через несколько минут в конце пролета пробежал печной мастер Николай Владимирович Мальков,а за ним электрик. Они нырнули в подвал вентпомещения. Еще через пару минут из подвала раздался хлопок и вылетело облако пыли. Мальков,- здоровенный кабан,за сто киллограм,- ломанулся к выходу,споткнулся об электрика,которого взрывом отбросило на пол,пробежал по нему и выскочил из вентиляторной.

- как он мне,паразит,только ребра не сломал! - то ли смеясь,то ли возмущаясь,рассказывал после электрик.

Я же увидел Малькова,черного как афроамериканец или,скорее шахтер,от высыпавшейся на него пыли,который бежал к нам и кричал:

- тушите,на хрен,печи!

Нет давно тех людей,тех профессионалов,потом и кровью строивших завод,давших стране пятьсот новых марок стали. Крупнейшим в Европе предприятием по выпуску спец сталей называли наш завод!

А сейчас?! - да и сейчас ничего! Все автоматизировано,все на кнопочках: нажмешь кнопочку- и спина мокрая!