Всевышняя любовь Колтрейна. Глава 5

Александр Костерев-Грендель
За модальным джазом к Телониусу Монку

С июля по декабрь 1957 года Колтрейн работал с квартетом Телониуса Монка в нью-йоркском Five Spot Cafе, но из-за договорных конфликтов между звукозаписывающими лейблами принял участие только в одной официальной студийной записи в 1961 году. В то время Колтрейн записал много студийных сессий для Prestige под своим именем, но Монк категорически отказался записываться для своего старого лейбла.
Резиденция Five Spot закончилась к Рождеству 1957 года; Колтрейн ушел, чтобы снова присоединиться к группе Дэвиса, и квартет был фактически распущен. Монк не создавал постоянного состава до июня 1958 года, когда он начал вторую резиденцию в Five Spot, снова с квартетом, на этот раз с Гриффином (позже Чарли Роуз) на теноре, Ахмедом Абдул-Маликом на басу и Роем Хейнсом на барабанах.
Однако для Колтрейна ни одно событие 57-го года не оказалось более значимым, чем его непродолжительное сотрудничество с пианистом и композитором Телониусом Монком, о котором Колтрейн позже сказал: «Я учился у него во всех отношениях – через органы чувств, теоретически, технически».
В 1961 году альбом Thelonious Monk With John Coltrane наконец увидел свет с записями, сделанными апреле 1957, июне 1957 и 1958 года на лейбле Recorded in New York, USA.
Для Колтрейна общение с Монком было равносильно заливке высокооктанового топлива в двигатель с турбонаддувом. Много позднее, внутренне освобожденный от скрупулезных тропинок в музыке Монка, он с удовольствием окунулся в гармоническую свободу, которую предлагал модальный джаз, впитав и позже развив те же идеи в своих собственных новаторских группах 1960-х годов.
Наставничество Монка — более непосредственное и терпеливое, чем у Майлза, — помогло ему понять музыку, пронизанную странными мелодическими скачками и ритмическими перерывами, и привлекавшую своей собственной логикой.
Джон Колтрейн стал в какой-то степени джазовым классиком своего времени. Техничное исполнение и новаторские идеи поставили его в один ряд с выдающимися современниками.
В итоге Джон пришел к модальному джазу. Образно говоря, трансформировал свою музыку от Дюка Эллингтона — к Телониусу Монку. Суть «модального джаза» сводится к построению мелодии и музыкальной темы в рамках конкретного музыкального лада, например, миксолидийского, дорийского, пентатонического. При этом вся последующая импровизация подчиняется не гармонии, а выбранному ладу европейского или не европейского происхождения.
Среди знаковых композиций модального джаза того периода можно выделить «So What» Майлза Дэвиса и «Impressions» («Впечатления») Джона Колтрейна. Обе композиции следуют одной песенной форме AABA, с дорийским Ре для части А и модуляцией на полтона вверх, до Ми-бемоль для части B. Дорийский лад — это натуральная минорная гамма с повышенной шестой ступенью. Аккомпанирующие инструменты не ограниченны стандартными аккордами как в бопе, а могут обыгрывать аккорды, основываясь на различных комбинациях лада.
60-е принесли Колтрейну невероятный успех. В эти годы он создал основополагающие его творчество альбомы, которые стали музыкальными шедеврами и до сих пор сохраняют свое бессмертие. Это Love Supreme, Coltrane Jazz и Giant Steps.
Майлз Дэвис записал одну из самых успешных джазовых пластинок, используя модальную основу. Kind of Blue — это исследование возможностей модального джаза. Участие в записи принял Джон Колтрейн, который на протяжении 60-х глубже всех вложился в развитие модальной импровизации. Другими участниками записи были альт-саксофонист Кэннонболл Эддерли, пианисты Билл Эванс и Уинтон Келли, басист Пол Чамберс и барабанщик Джимми Коубб. Причем Дэвис отмечал ключевую роль игры Била Эванса, бывшего участника ансамбля Джорджа Рассела, в переходе от хард-бопа к модальному джазу. Композиции «So What» и «All Blues» с альбома сегодня считаются стандартами современного джаза.
В то время как увлечение Дэвиса модальным джазом носило эпизодический характер, он включил несколько тем из Kind of Blue в репертуар своего «Second Great Quintet». Колтрейн, со своим классическим квинтетом, встал в авангарде развития модальной импровизации. Некоторые его альбомы того периода считаются определяющими для развития джаза в целом и особенно для модального джаза: Giant Steps, Live! at the Village Vanguard (1961), Crescent (1964), A Love Supreme (1964), и Meditations (1965). Композиции того времени, такие как «India», «Chasin' the Trane», «Crescent», «Impressions», а также стандарты, к примеру «My Favorite Things» Ричарда Роджерса, в исполнении Колтрейна стали неотъемлемой частью джазового репертуара.
Колтрейновские успехи в модальной импровизации вырастили целое поколение саксофонистов (преимущественно теноров), которые продолжили развитие нового стиля (зачастую комбинируя его с джаз-фьюжн). Среди прочих здесь выделяются Майкл Брекер, Девид Либман, Стив Гроссман и Боб Берг.
Быть интересным, играя такую музыку, непонятную массовому слушателю, кажущуюся какофонией неподготовленному восприятию, — значит быть гением.
Да, обычно в процессе исполнения рождаются странные звуковые сочетания, но у Джона за плечами были десятки тысяч часов практики игры на инструменте. Он выработал интуицию и мастерство, позволявшие ему находиться одновременно в двух состояниях, которые и отличают настоящего гения. Он был максимально открыт окружающему миру, но все свои чувства и переживания выражал не хаотически, а через конкретный портал — через свое ремесло. Суть его многочасовых ежедневных занятий сводилась к тому, чтобы настроить весь свой организм, движения пальцев, дыхание, мышление так, чтобы окружающая действительность, мысли и воображение свободно протекали через его сознание, а оно, в свою очередь, пропускало все это через тело и, далее, без искажений, через саксофон доносило до слушателя.