Другая жизнь. Ч1. Гл. 18

Валерий Ростин
                В Париже
            Дорогу к храму каждый прокладывает свою….
    
  Первое, что ему сказала Синди, когда они приземлились на частном парижском аэродроме, куда их доставил из Лондонского Хитроу, личный самолёт её отца, это то,  что она сразу начнёт знакомить его с Парижем и чтобы он ничему не удивлялся.
 - Понимаешь, Роб, люди, которые бывали раньше во Франции, считающейся законодательницей моды, причём не только женской, но и мужской, замечали, что французы одеваются не так, как другие.
   Они не бегут за модой, не стараются как-то выделиться, люди одеваются так, как им было бы комфортно и удобно. Не то, что в Англии. Особо скажу о французских девушках, к числу которых я отношусь.
   Французские девушки постоянно находятся в движении, катаются на велосипедах, либо гуляют по парку.
  Поэтому ни одна девушка не наденет каблуки. Француженки предпочли бы надеть босоножки, туфельки на низком каблучке, лоферы или кроссовки.
 Жители Франции обращают внимание даже на самые мелкие детали, поэтому никогда бы не надели множество пластмассовой бижутерии, какие надевают на себя девушки англичанки и другие жительницы Европы.
   Из украшений девушка- француженка надела бы обручальное колечко или элегантный браслетик, цепочку.
  Ты, наверное, уже успел заметить, что я, как истинная француженка никогда в жизни не надевала на себя слишком обтягивающее платье.
  А она надевала всегда лёгкое, свободное платьице, в котором было бы удобно прогуляться по городу, вот как сейчас, - и она с улыбкой развернулась перед Робертом на 360 градусов, чтобы он мог лучше её рассмотреть.
  - Тебе нравится мой наряд?
  - Да, тебе очень идёт это платье! – тут же ответил слегка покрасневший парень, потому что Синди, в её лёгком розовом платье в горошек, была действительно просто великолепна.
-Наши девушки предпочитают одеваться скромно. Если ты, прогуливаясь по Франции и встретишь мадам в люксовых брендах, то скорее всего она не местная.   
   Но вот одно у француженок не отнять, это то, что истинная француженка никогда не станет носить сумку плохого качества.
  Конечно, сумка может стоить не так дорого, но она будет сделана обязательно из качественной кожи.
  Также ни одна жительница Франции не наденет вещи с открытым декольте. Девушки предпочитают оставаться загадкой.
  Одна известная модель из Франции сказала, что одеваться нужно так, чтобы было комфортно, а не выставлять себя на показ.
Однажды Коко Шанель, наша известная законодательница женской моды, сказала, что девушка в хорошей обуви не может быть некрасивой.
  Поэтому, во Франции вы не встретите ни одного человека в неухоженной обуви, пускай это будут самые обычные туфельки, но они будут чистые и ухоженные.
    Ну, что, разве ты, даже будучи англичанином, не согласен с жителями Франции? Ведь действительно, можно купить что-то простое и не слишком дорогое, но зато вы будете чувствовать себя уверенно и комфортно,- и она, лукаво улыбаясь посмотрела на Роберта.
И он тут же согласился с её доводами, потому что его приёмные родители в Москве, с детства приучали его к простоте и бережливости.
   Потом, как заправский гид, Синди, с улыбкой начала знакомить Роберта с достопримечательностями Парижа, и в первую очередь они поехали к горе Монмартр и по дороге, пока они ехали на такси, она начала свой рассказ:
 - На высочайшей точке горы Монмартр стоит белоснежный собор Базилика Сакре-Кёр. Выполненный в римско-византийской манере, он виден практически из любой точки Парижа, как и Эйфелева башня.
  Находясь на высоте 130 метров, строение, как ты сам видишь, действительно возвышается над городом, который обступил его тесным хороводом домов, словно внимая мудрому слову наставника, ища защиты и благословения в лучах его сияния.
     Если мы захотим подняться к собору, нам нужно будет преодолеть 237 ступеней многоярусной лестницы, что выглядит неким паломничеством с глубинным сакральным смыслом. Не возражаешь? – и Синди лукаво посмотрела на парня.
- Не возражаю, но если устану, то ты понесёшь меня вверх на руках!
- Здесь всё предусмотрено, для таких «доходяг-туристов»: если вы устали в пути, можно отдохнуть, присев на скамью, каменный бортик или просто на траве, так поступают многие путники. Но, слушай дальше.
  По прошествии войн и революций многие в конце XIX столетия оказались за чертой бедности, продолжая и дальше опускаться на самое дно.
  По мнению истинно верующих из столь безвыходной ситуации может быть лишь один путь – вымолить прощение у высших сил.
   Самыми ревностными католиками оказались Александр Лежанти и Юбер де Флери, которые в 1875 году решили, что спасти Францию может только возведение базилики.
  По католическому верованию именно она является средоточием веры, куда приходят помолиться за избавление от прегрешений и процветание своей страны люди со всех её уголков.
  Александр и Юбер обратились к людям с речью, в которой призывали собрать деньги на новый храм, а ключевым постулатом было: «Построить новую базилику в Париже – значит искупить все свои мирские грехи!».
  Надо сказать, люди не нашли в идее ничего грандиозного, и не понимали, чем они провинились перед Всевышним, желая лишь освободиться от ига монаршей власти.
К тому же,задумка проекта нового сооружения,как всегда,не понравился привередливым столичным жителям внешне, привыкшим к окружающему их пышному барокко.
  В образе же нового храма наблюдалось переплетение готики, ренессансного и византийского зодчества, а также элементы романского направления.
Такое смешение показалось горожанам слишком вульгарным, и они с ехидцей называли будущую базилику «национальным тортом».
Однако не только облик стал причиной негативного отношения.Выбор места на вершине холма Монмартр сторонниками республики воспринялось как личное оскорбле-ние. Поскольку именно тут зарождалась Парижская коммуна и тут она погибла, церковь восприняли антинародным памятником, посвященным разгромным действиям, направленным против революционного движения.
   Проект подвергся резкой критике со стороны политиков, в частности Жоржа Клемансо, и людей искусства, от лица которых Эмиль Золя не уставал негодовать по поводу «всеподавляющей каменной массы, доминирующей над городом, где началась наша Революция».
    Но далеко не все придерживались подобного мнения, и сторонники проекта присоединили свои голоса к обету Александра и Юбера, обращаясь к парижскому архиепископу Гиберу с ходатайством о возведении базилики.
  Архиепископ не только поддержал идею собора, но и одобрил для него высшую точку столицы – холм Монмартр, зная его долгую и непростую историю.
   Собор Сакре-Кёр значит – «базилика Святого Сердца» или «Сердца Христа», которое пробито в момент казни, и с тех пор кровоточит за все человечество.
    Когда в 1875 году закладывали краеугольный камень, в фундамент захоронили протокол, описывающий процедуру основания сооружения, ларец с французскими меда-лями и медальон из бронзы «Франция преподносит Христу монмартрскую базилику».
   Прежде, чем церковь Сакре-Кёр в Париже была полностью отстроена, понадобилось более сорока напряжённых лет, и не обошлось без трудностей, которые непременно сопровождают все грандиозные задумки.
  Поскольку в течение долгого времени под холмом добывали гипс, внутри он превратился в дырявый сыр, изобилуя многочисленными заброшенными шахтами.
  Практически полая земля не могла удержать столь тяжелое здание, а потому пришлось вырыть 83 дополнительных ниш с перекрытиями, которые уходили вниз на 35 метров.
Наложило свой отпечаток и время,ведь в процессе строительства не раз происходила смена моды на разные стили,что тоже внесло некоторые коррективы в первоначальный план Абади, который предполагал сделать здание в южно-французском направлении.
   Вследствие художественных экспериментов остальных архитекторов базилика Сакре-Кёр обрела стиль греко-византийского храма с увеличено-вытянутым куполом, а также дополнительной колокольней.
По официальным документам святилище достроили в 1914 году, но в реальности это случилось только в 1923 году,да и то, лишь снаружи, а над внутренним оформлением работа продолжалась ещё долго.
  Уже не первый раз годы расставили в восприятии парижан всё по местам, помогая разглядеть уникальность и полюбить очередное новшество в их городе.   
   Из «народного торта» церковь незаметно превратилась в редчайшую жемчужину, сияющую небесной чистотой и привлекающую туристов посетить не только ее, но и достопримечательности поблизости.
  Особенно впечатлительные люди не могут сдержать восторженного вздоха, глядя на необычный храм, в котором переплелось как минимум три разных направления.
  Но особенно бросается в глаза форма куполов и высота главного – 83 метра. Аналогичные можно встретить в Перигё на базилике XII столетия.
  Если у тебя хватит силы и мы поднимемся по лестнице до самого верха, хотя многие туристы поднимаются туда на фуникулере, то у главного входа на фасаде нас встретят две бронзовые конные фигуры: справа Жанны д’Арк - Орлеанской девы, а слева – Людовика Святого.
 - Конечно поднимемся по лестнице, мы же ещё молодые с тобой, - тут же ответил Роберт, не желая спасовать перед девушкой.
- Ну, тогда пошли, - и она, взяв его за руку, первой шагнула на ступеньку лестницы.
   Им понадобилось двадцать минут, чтобы медленным шагом подняться наверх, и Синди сразу продолжила:
- Выше, под самым куполом, как гостеприимный хозяин, приветствует пилигримов у порога своего дома Иисус Христос, изваянный из того же материала, что и здание.
   Примыкает к святилищу высокая 100-метровая колокольня, внутри которой среди семейства колоколов главенствует неповторимый, внушительный «Савояр», весом 19 тонн, где 850 килограммов приходится только на его язык.
 Он считается самым большим в Париже и одним из крупнейших в мире, а создали это чудо в 1891 году в восточной французской провинции Анси.
   Снизу его не разглядеть, но, если подняться на смотровую площадку собора, легко увидеть крылатых мифологических существ, по контуру рассевшихся у самого верха, и ангелов по углам сооружения, держащих в руках скрижали.
-Давай лучше войдём внутрь собора и посмотрим там внутри? – неожиданно предложил Роберт, вспоминая католические храмы в Москве, где он бывал со своим куратором.
- Давай, - тут же согласилась Синди, и они вошли внутрь собора. Переступив порог, они сразу окунулись в величественную, но приветливую атмосферу базилики.
 Первое, что притянуло их взор, это чудесная мозаика в лазорево-золотых оттенках под самым сводом – Преклонение перед Святым Сердцем Христа и благословение Франции.
  Синди сообщила, что над масштабной композицией с 1912 по 1922 года работал живописец Люк-Оливье Мерсон.
  В окружении красочных витражей, скульптурных композиций святых, проникновенной росписи и льющихся внутрь потоков света каждый из них невольно ощутил торжественность момента, словно прикосновение Святого Духа принесло в душу умиротворение, лёгкость, радость и понимание мимолётности нашей жизни в масштабах вселенной.
- Знаешь Роб, мы тут были несколько раз с родителями во время службы, и должна сказать, что сердца прихожан особенной радостью наполняются именно во время службы, когда пение хора плавно сливается со звуками старинного органа, заполняющего все внутреннее пространство, и проникающего в наиболее отдаленные уголки души.
Этот орган является наиболее старым и большим в мире,и сам по себе ценное достояние Франции.
Но время неумолимо, с упрямой настойчивостью оно постепенно разрушает детали музыкального инструмента, и чтобы сохранить его в рабочем состоянии, специалисты должны действовать с мастерством истинных кудесников.
Потом, после службы, насладившись роскошной архитектурой зала и преисполнившись благочестия после посещения службы с её хором и органной музыкой,мы обязательно посещали крипту, спустившись под алтарную часть.
  Там выставлены бесценные церковные артефакты, а величественная статуя Христа позволяет ещё раз подойти и поклониться Спасителю с полыхающим сердцем за все человечество.
Но, честно сказать, я уже немного устала, и ещё проголодалась, так что давай посещение крипты оставим до следующего раза. Согласен?
- Согласен. Я, если честно, тоже уже немного проголодался. Куда пойдём обедать?
- В мой любимый ресторан.
   Обедали они в любимом ресторане Синди - ресторане Auberge Nicolas Flamel.
  Она рассказала, что в этом ресторане постоянно обедают и ужинают её родители, когда находятся в Париже, потому что, это один из наиболее старых ресторанов Парижа.
Роберт запомнил его, как «Николя Фламель» на улице de Montmorency, 51, и что это настоящий ветеран. Потому что, он носит имя человека, известного как величайший алхимик, открывший формулу Философского камня, и даже три раза приготовивший с её помощью золото.
Но поскольку Николя был еще и филантропом, драгоценный металл наряду с остальным его благосостоянием послужил финансовой поддержкой четырёх больниц, помог построить три часовни, семь церквей и несколько домов.
 Вот одним из таких домов в 1407 году стало трехэтажное здание на улице Монморанси в 3-м округе.
   Изначально оно служило пристанищем для бездомных, где в качестве платы за кров просили раз в день произносить молитву.
 А сегодня тут размещается старейший ресторан города, само строение является историческим памятником, где они с Синди прекрасно поели и отдохнули после посещения собора.
Роберт уже знал, что типичный обед во Франции должен включать в себя закуску, основное блюдо и почти всегда десерт. Поэтому попросил Синди, сделать заказ на её вкус.
 Из закуски она заказала салат и маленькие бутерброды с паштетом. Потом ему мясо по-французски, а себе пасту с овощами.На десерт было мороженое, запечённый пирог и кофе рядом с десертом.
   Перед обедом, они вдвоём, в честь окончания второго триместра, так же позволили себе выпить бутылочку «Мерло» – которое считается одним из лучших вин Франции.
 Изучая Францию, Роберт знал, что «Мерло» – сорт-хамелеон. С одной стороны, многие профессионалы считают его скучным и «бесхребетным», с другой стороны, великое Petrus, это 100 процентное мерло.
  «Нокаутировал» мерло в свое время фильм Sideways, в котором главный герой восхищался пино нуаром, а мерло считал «идеальным в качестве фона». 
  Тем не менее, во Франции мерло – лидер по площадям посадок, в основном благодаря самому крупному французскому AOC, Бордо, с его 110 000 гектарами виноградников, из которых около 60 процентов составляет мерло.
   Из него в основном делают несложные вина для ежедневного потребления, но встречаются и выдающиеся экземпляры.
 После ресторана, повеселевшая от вина Синди, потащила Роберта в ботанический сад.
 Перед входом в это райское место, как сказала Синди, она весело произнесла:
 - Представляешь Роб, когда приходишь в этот наш парижский Ботанический сад, не верится, что такое буйство разнообразной флоры находится в центре города.   
 Здесь на площади в 30 гектаров можно познакомиться с самыми разными климатическими зонами, с типичными для них растениями - всего их более одной тысячи видов.
  Ботанический сад был открыт в 1926 году по инициативе королевских медиков, считавших необходимым наглядно знакомить студентов с лекарственными травами и цветами.
   Сейчас это грандиозное научно-познавательное учреждение под открытым небом, в котором чего только нет: тематические оранжереи, галерея минералогии, розарий, галерея Эволюции с чучелами динозавров, Альпийский сад и даже зверинец. 
 Когда я была ещё ребёнком, мы часто бывали здесь с родителями, мне особенно нравилась дорога в виде спирали – Большой лабиринт, ведущий на вершину холма, образовавшегося в XIV веке из известняка и мусора.
 Там установлена оригинальная беседка из металлических деталей, считающаяся самой старой металлической конструкцией, говорят, что она появилась раньше Эйфелевой башни на 100 лет. Пойдём внутрь и ты всё это увидишь.
 Он с удовольствием последовал за девушкой, удивляясь тому, как Синди хорошо знает историю этого города.
        Потом, уставшие и довольные свободным общением друг с другом, молодые люди вернулись в трёхэтажный особняк графа Клода Болье, где готовился званый ужин, в честь приезда дочери и окончания ею второго курса университета.
Оказалось, что особняк самого Венсана Болье – отца Синди, находится в Бордо, а это их фамильное гнездо, где сейчас проживает постоянно его отец - граф Клод Болье.
   Проведя с Синди почти целый день на прогулке и поражаясь её знаниями истории Франции и Парижа, Роберт впервые подумал о том, что она особенная девушка, и явно не из тех женщин, подающих пули, стоя позади своего мужчины.    
     Скорее всего, она из тех редких женщин, что сама возьмёт пистолет, патроны в чулок и пойдёт с ним на любую войну.