Гибель немецкого крейсера Блюхер

Александр Щербаков 5
Мои постоянные читатели знают, что я увлекаюсь историей военно-морского флота не только отечественной, но и зарубежной. И одним из источников получения мной неизвестных доселе фактов является сайт TacticMedia и программа «Архивная революция». Вот  недавно я прослушал две часовых части беседы историка Федора Лисицина  на этом интернет-ресурсе о гибели в водах Осло-фиорда новейшего немецкого крейсера «Блюхер».

Блюхер – весьма распространенная в Германии фамилия. Одним из самых известных Блюхеров был немецкий полководец, один из участников боя союзников против Наполеона при Ватерлоо, именно своевременный приход его корпуса на поле боя решил исход сражения.  Нам известен и российский Блюхер, маршал, командовавший войсками Дальневосточного военного округа в 20-30 годы, по сути, военного губернатора Дальнего Востока.

«Блюхер» был вторым тяжелым крейсером типа «Адмирал Хиппер». Он был заложен в Гамбурге 15 августа 1936 года как замена крейсера «Берлин». 8 июня следующего года его спустили на воду и нарекли в честь прусского фельдмаршала Гебхарда Леберехта фон Блюхера, победителя при Ватерлоо. Однако судьба корабля оказалась не такой удачной. Вступление судна в строй задержалось из-за изменений, постоянно вносимых в его проект. 20 сентября 1939 года «Блюхер» наконец был официально принят в состав Кригсмарине под командованием капитана 1-го ранга Генриха Вольдага. Но до полной боевой готовности было еще далеко, необходимо было исправить все дефекты и неполадки, что произошло только к 27 ноября, когда крейсер отправили на испытания в район Готенхафена. Но из-за того, что зима 1939;1940 гг. выдалась суровой, корабль так и не прошел всесторонних испытаний и должного курса боевой подготовки. Несмотря на это, весной 1940 года он все же был включен командованием в операцию по захвату Осло.

Но ставим пока в покое крейсер и поговорим о Норвегии. В годы Первой мировой войны страна, хотя и носила статус нейтральной, понесла большие потери. Дело в том, что в Норвегии было много торговых судов и они были захвачены как англичанами, так и немцами. Поэтому руководство Норвегии, в которой король выполнял разве что представительские функции, придерживалось нейтралитета, и в стране были сильные пацифистские настроения.  И хотя уже началось Вторая мировая война, т.е. немцы напали на Польшу, и Франция с Германией объявили Германии войну, норвежцы считали, что им ничего не грозит.

Шведы за себя опасались больше, поэтому их разведка следила за приготовлениями немцев. Один шведский капеллан ходил по судам и кабакам в Шецине и слушал разговоры моряков. Те в конце марта заявляли, что немцы собираются высадить морские десанты, потому что грузили на транспорты личный состав вермахта. Но почему-то опасались, что высадка будет в Швеции. Но тем не менее, эти данные шведский разведчик передал в Стокгольм, а те поделились с послом Норвегии в Швеции.  Посол тоже не верил, что немцы нападут на его страну, и два дня не передавал полученные от шведов сведения в Осло. Так что эти данные о готовящемся десанте попали в руки министра иностранных дел Швеции с задержкой в 2 дня.  И министр не передавал их в свое министерство обороны тоже 2 дня. Так что немногочисленные вооруженные силы (всего 28 тысяч человек) не готовились к отражению атаки.

Столица Норвегии город Осло, как известно, расположен в глубине длинного  и узкого, к тому же относительно мелкого Осло-фьорда, на берегах которого стояли береговые батареи как на материковой части, так и на двух островах напротив. В самом узком месте расстояние между ними было всего около 1 километра.

Одним из них был остров Северный Кахольмен, где расположен форт Оскарсборг. Первые укрепления здесь появились ещё в 1644 г. при Кристиане IV, короле Дании и Норвегии и представляли из себя примитивные артиллерийские блокгаузы.

В начале 1840-х годов, при шведском короле Оскаре I (Норвегия тогда была частью Швеции), появился проект инженер-капитанов Broch и Irgens по защите Христиании (так тогда назывался Осло).
В 1848 г закончены постройки Восточной и Западной прибрежной казематированной батарей на 10 7-дм бомбических орудия каждая, и в 1856 году  - введён в строй центральный (главный форт). Оскарсборг стал одной из сильнейших морских крепостей в Северной Европе. Появление нарезной артиллерии потребовало основательно перестроить крепость. Амбразуры центрального форта замуровали, у фронтальной стены насыпали многометровой толщины земляной банкет. Наконец, в 1875-93 гг впереди (южнее) главного форта устроили новую Южную (Главную) батарею и вооружили её двуми 8-дм орудиями Армстронга, одним 12-дм орудием Круппа L/22 M1877 и тремя новыми 280 мм орудиями Круппа M1891, которым дали еврейские имена - Аарон, Моисей и Иешуа. Вес каждого такого орудия составлял более 90 тонн, ствол и казенная часть, которая откатывалась назад при выстреле, весила 42 тонны.

В 1875 в Дробакзунде установили минное поле из управляемых гальванических мин с минной станцией на Ю. Кахолмене.

1899-1901 на С.Кахолмене построили первую в Норвегии подводную торпедную батарею с тремя пусковыми установками для торпед Уайтхеда.
После окончания Первой мировой войны норвежский военный бюджет был существенно урезан. Норвегия в то время была очень бедной страной, к тому же основные усилия по обороне были перенесены на приграничные форты и минно-артиллерийские позиции у входа в Осло-фьорд.

Никакой модернизации Оскарсборг в этот период не увидел, более того, были разоружены несколько внешних батарей, что не осталось без внимания германской разведки.

Тем не менее Оскарсборг сыграл свою решительную роль в событиях Второй мировой войны. Его звездный час настал в апреле 1940 г.

«Учения на Везере»
Германии удалось 31 мая 1939 года заключить пакт о ненападении с Данией. Немцы предприняли попытки заключить подобные договоры со Швецией и Норвегией, но они отвергли эти предложения, ощущая свою безопасность за проливами. Нейтралитет Норвегии не устраивал ни Германию, ни Великобританию и обе страны даже предприняли несколько провокаций, чтобы спровоцировать отказ Осло от своей позиции.

Для немцев Норвегия была ключом к Северному морю и путем для транзита такой необходимой шведской руды. Ведь Балтийское море зимой замерзает и транспорты не могли перевозить железную руду, в которой так нуждалась Германия. К тому же и руда из Норвегии, содержащая некоторые редкоземельные металлы, так же как воздух нужна была промышленности Германии.

14 декабря 1939 года Гитлер поручил командованию вермахта изучить возможность захвата Норвегии. 27 января был создан отдельный штаб для разработки операции, которая получила кодовое название «Учения на Везере». После боевого столкновения 16 февраля танкера «Альтмарк» с британскими эсминцами в нейтральных водах Норвегии разработка плана была форсирована. Уже 24 февраля штаб под руководством генерала Николауса фон Фалькенхорст начал детальную проработку операции, а через 5 дней план представили Гитлеру.

Предполагалось осуществить одновременную молниеносную высадку десанта в ключевые города, желательно без применения оружия. В директиве от 1 марта 1940 года говорилось: "Принципиально нужно стремиться к тому, чтобы придать этой операции характер дружеского захвата, целью которого является вооруженная защита нейтралитета северных государств. Соответствующие требования будут переданы правительствам с началом захвата". Главнокомандующий кригсмарине Эхих Редер советовал провести операцию до окончания полярной ночи, т. е. до 7 апреля, однако Гитлер утвердил «днем Везер» девятое число. Кроме Норвегии под удар попадала и Дания, поскольку немцам нужно было обеспечить безопасное движение морского транспорта по датским проливам, кроме того, для снабжения своего десанта Германии нужны были аэродромы Ютландии.

Для операции были использованы почти все корабли военного и торгового флотов рейха. Видимо, исключительно нехватка судов для нападения вынудила немецкий флот задействовать и небоеспособный «Блюхер», который не завершил этап боевой подготовки и слаживания экипажа корабля. Правда, он должен был быть использован для простых заданий. Он вошел в состав по захвату Осло под командованием адмирала Кюмметца, который перешел со штабом на крейсер. На борт взошли 830 военнослужащих, в том числе 200 сотрудников штаба, включая генералов Энгельбрехта и Штуссмана. Внутренние помещения и даже палуба были завалены боеприпасами для десанта и другими пожароопасными предметами. Перегруженность корабля ухудшала и его и без того слабую боеспособность.

Военная разведка ввела кригсмарине в заблуждение из-за недостатка разведданных о силах норвежской стороны, поэтому войска не предполагали встретить никакого серьезного сопротивления со стороны скандинавов. Немецкие корабли, согласно указаниям адмирала Кюмметца, могли открывать огонь только по сигналу с флагмана, не обращая внимания на предупредительные залпы и освещение прожекторами, которые рекомендовалось не расстреливать, а ослеплять встречным боевым освещением.

Утром 7 апреля 1940 года из Свинемюнде вышли крейсеры «Блюхер» и «Эмден» в сопровождении миноносцев «Меве» и «Альбатрос». В районе Киля они соединились с оставшейся частью группы вторжения и смогли незамеченными дойти до Скагеррака. Вечером они были замечены двумя британскими подлодками «Тритон» и «Санфиш». «Тритон» был засечен «Альбатросом» и дал залп, но «Блюхер» сумел уклониться от выпущенных торпед. Позднее «Санфиш» тоже заметила немецкий отряд, о чем и доложила британскому командованию, однако атаковать не стала. Отряд беспрепятственно вошел в Осло-фьорд, расчет на внезапность оправдался. Норвежский патрульный корабль «Пол III» открыл предупредительный огонь по «Альбатросу», однако не сумел нанести ему каких-то существенных повреждений. Экипаж миноносца взял норвежский корабль на абордаж, при котором погиб капитан-лейтенант Лейф Велдинг-Олсен — первый норвежец, погибший во Второй мировой войне.

«Блюхеру» и отряду предстояло пройти между островами Болерне и Раной. На островах вспыхнули прожекторы и раздался предупредительный залп, но немцы четко следовали инструкции и не предприняли никаких ответных действий, спокойно следуя дальше. Норвежцы были немного удивлены подобным «дружелюбием» и поэтому запоздали с огнем с береговых батарей — снаряды упали позади немецкой колонны. Единственное, что удалось норвежцам — погасить огни на фарватере, что заставило немцев снизить скорость почти вдвое.

8 апреля в 00:45 «Блюхер» дал сигнал на высадку в районе базы Хортене. Часть экипажа с него и «Эмдена» пересадили на сторожевые катеры и в сопровождении миноносцев отправили к берегу. Около 5 утра немецкие корабли подошли к узкому проходу Дробак. Для преодоления этого укрепрайона сложилась не очень благоприятная обстановка для немцев: десант не смог захватить береговые батареи и могли открыть огонь. Тогда контр-адмирал Кюмметц принял неоднозначное решение — во главе колонны он решил поставить достаточно слабый по боевым меркам «Блюхер», а не бронированный броненосец «Лютцов». Это решение выглядит еще более спорным с учетом того, что Кюмметц знал о минировании норвежцами фарватера. Возможно, он был введен в заблуждение данными разведки и надеялся на благоприятный и быстрый исход.

В 4 утра 9 апреля 1940 года колонна немецких кораблей во главе с тяжёлым крейсером "Блюхер" попыталась тайком пройти к Осло, рассчитывая на то, что Оскарсборг не решится открыть огня из своих устаревших орудий. Они очень сильно в этом просчитались.

Ситуация для страны весной 1940-го года была неясной. Формально соблюдая нейтралитет, Норвегия определенно более склонялась на сторону Англии.
Комендант Оскарсборга 64-летний Birger Eriksen не получал никаких приказов и предупреждений от вышестоящих инстанций. Подавляющее большинство артиллеристов на батарее были новобранцами, призванными неделю назад - 2 апреля. Всего в крепости находилось 450 рекрутов, из которых Эриксен сумел набрать всего 30 человек для двух расчётов 280 мм. орудий.

Немцы рассчитывали, что легко овладеют страной с немногочисленным населением и небольшой армией (шесть дивизий). Крейсер принял на борт штаб морского командующего группой для захвата Осло контр-адмирала Оскара Кюмметца и более 800 армейских солдат и офицеров. На борту также находись персонал будущей радиостанции в Осло и подразделения обслуживания. На корабле были, между прочим, оккупационная администрация, а также спецназ, имевший целью захват парламента, правительства, короля и золотого запаса страны в государственном банке.
На корабль под завязку загрузили боеприпасы – в дополнение к тем, которые уже находились в артиллерийских погребах.
Боеприпасы разместили даже в торпедной мастерской и просто позади переднего торпедного аппарата правого борта.
Часть опасных грузов оказалась на верхней палубе, рядом с одним из торпедных аппаратов, а также в ангаре, где хранились резервный бортовой самолет "Арадо" и запас бомб к нему.
В результате и без того не полностью боеспособный "Блюхер" оказался загроможденным опасными грузами. Ящики со снарядами и патронами, которые при посадке десанта спешно затолкали куда попало, позднее сослужили кораблю недобрую службу.

Вечером 8 апреля 1940 года оперативная группа 5 кригсмарине вошла в Осло-фиорд, где горели все навигационные огни.
За "Блюхером" следовали "Лютцов", "Эмден" и три миноносца. Эти корабли составляли ядро группы, в которую также входили восемь тральщиков и два китобойных судна. Они должны были доставить около 2000 человек десанта первой волны.

"Блюхеру" и другим кораблям предстояло пройти по фьорду до столицы около 100 километров. Но легко сказать – пройти.
Для этого предстояло преодолеть два укрепленных района. В состав каждого из них входили по батарее тяжелой артиллерии (280–305-мм) и по нескольку береговых батарей меньшего калибра. Как только тяжелый крейсер вышел на траверз островов, с обоих сторон его осветили прожекторы; раздался предупредительный выстрел.
На большой для узкого фарватера скорости – около 15 узлов – боевая группа немецких кораблей во главе с "Блюхером" миновала узкие секторы обстрела.

В 4 часа 21 мин. местного времени флотилия военных кораблей неизвестной принадлежности, двигавшаяся по направлению к столице Норвегии Осло подошла на дистанцию 1800 м. к крепости Оскарсборг.
Комендант крепости Оскарсборг Биргер Эриксен приказал открыть огонь по головному кораблю из двух орудий Главной батареи.

С дистанции 1800 м. по такой цели, как тяжёлый крейсер "Блюхер" (водоизмещение 14000 т.), более 200 метров длиной, промахнуться трудно, однако жизненно важно попасть в правильное место. Что и было сделано. Первые два снаряда попали в основания передней и задней мачт крейсера и вызвали большой пожар в складах горючего, боеприпасов и бомб для самолёта разведчика Arado 196.

Снаряды второго залпа угодили в основание носовой 203 мм башни крейсера, частично разрушив её, частично сбросив в воду, а также в помещение центральной электростанции корабля, сделав невозможным последнему вести ответный огонь из своих орудий главного калибра. Главная батарея успела сделать всего два залпа, после чего пылающий, но не потерявший ход  "Блюхер" вышел за пределы зоны поражения её орудий. Однако там его ждали другие неприятные сюрпризы.

Второй по значимости военный объект крепости Оскарсборг - секретная подводная батарея.
Возведена в 1898-1901. Пусковые шахты находятся под водой в скальном массиве слева.
В Норвегии всего две таких батареи, вторая - на форту Kvarven около Бергена. Батарея имеет три пусковых тоннеля по две торпеды в каждом.
На момент начала войны с Германией батарея имела на вооружении торпеды системы Уайтхеда, сделанные в 1900-м году на заводе Fiume, что в Австро-Венгрии.
Каждая такая торпеда имела БЧ в 100 кг тротила. Не самое современное вооружение на тот момент...
В марте 1940-го года командир батареи убыл в Осло по болезни, и.о. командира был бывший командир батареи kommand;rkaptein Andreas Anderssen, который к тому времени более 13 лет был на пенсии и жил в Дрёбаке.

В ночь на 9-е апреля он был вызван в крепость и прибыл на батарею. Ни он, ни остальной расчет не знали, сработают ли эти древние торпеды и вообще, сумеют ли они покинуть пусковые тоннели. Получив сполна из 280-мм калибра Главной батареи и от батарей в Дрёбаке, горящий "Блюхер" в 04.30 вошел в зону поражения торпедной батареи. Его командир надеялся спасти корабль, маневрируя двигателями. До Осло им оставался какой-то час ходу.

Когда до "Блюхера" оставалось всего 500 м., командор Anderssen скомандовал: "Пуск!".
Первая торпеда угодила в носовую часть гиганта под первую башню и причинила относительно мало вреда. Командор скорректировал прицел и пустил вторую торпеду, которая угодила в мидель в район машинного отделения.

В 5 утра по «Блюхеру» был открыт огонь орудиями 150 и 280 мм с батарей Кахольма и Копааса норвежского форта Оксарсборг. Два снаряда из 280 мм орудий попали в пост управления огнем и в ангар левого борта крейсера, начался пожар и взрыв боеприпасов. Около 20 снарядов 150 мм орудий достигли цели и вывели из строя рулевую машину и связь с машинным отделением, руль заклинило, и «Блюхер» развернуло носом к берегу. Из-за повреждений главного артиллерийского поста немцы не могли ответить прицельным огнем, фактически они были вынуждены бесцельно отстреливаться во все стороны из 105 мм пушек и зенитных автоматов. Через 20 минут крейсер был дважды поражен торпедами с левого борта, одна попала в котельное отделение, вторая — в переднее турбинное. Все нижние помещения затянуло дымом. Сети постоянного и переменного тока вышли из строя. В 5:23 норвежцы прекратили огонь. «Блюхер» был охвачен пожаром и завален на левый борт креном в 10 градусов. Боеприпасы, которыми был набит крейсер, то и дело загорались и взрывались, пожары не удавалось локализовать. «Блюхер» встал на якорь восточнее острова «Аскхольмен». Около 6 утра в погребе седьмого отсека произошел сильный взрыв, из бортовых нефтяных отсеков стала вытекать нефть, дым усиливался. После взрыва затопление корабля стало невозможно контролировать, крен увеличился до 45 градусов. Тогда командир крейсера Вольдаг отдал приказ покинуть корабль. Несмотря на то, что вода была ледяной, многим солдатам удалось вплавь добраться до берега.

В 7:23 «Блюхер» стал медленно уходить под воду носом вниз. Вскоре крейсер достиг дна на 70-метровой глубине. После затопления раздалось несколько подводных взрывов, а на поверхности несколько часов горела нефть.

Утром, когда рассвело и перестали взрывать снаряды, население на материковой части фиорда увидели странную картину – на острове напротив огромная толпа людей в белых подштанниках маршировала по берегу. Объяснялось все просто. Попавшие в холодные воды Осло-фиорда немцы вымокли, все их верхнее обмундирование стало буквально колом и это грозило отморожениями и переохлаждением организма. Поэтому их заставили снять верхнюю одежду и в одном нижнем белье маршировать, чтобы согреться.  Потом их приютили и согрели норвежцы, которые не относились к немцам как к оккупантам.

Днём 9-го апреля немецкая авиация подвергла Оскарсборг жестокой и продолжительной 9-часовой бомбардировке. Из средств ПВО Оскарсборг располагал двумя шведскими 40 мм Bofors L/60 и семью 7,92 мм пулемётами Colt M/29 на батареях H;;ya и Seiersten, часть из которых вскоре вышла из строя, а остальные были покинуты расчётами.

Всего на Оскарсборг было сброшено более пятисот 100- и 200-кг бомб. Гарнизон крепости, впрочем, укрылся в казематах и потерь не имел. Несмотря на задержку, немцы захватили Осло в ночь с 9-го на 10-е апреля. Благодаря этой задержке Стортинг (норвежский парламент), правительство и король сумели вовремя эвакуироваться из Осло на север и продолжить борьбу. Получив это известие и сочтя свой долг исполненным, полковник Эриксен сдал крепость 10-го апреля со всем вооружением и оборудованием.
Биргер Эриксен стал национальным героем Норвегии, а этот случай стал единственным успешным применение береговой артиллерии в мировой истории, т.к. в других случаях, как например с той же батареей Вара английский флот боялся её и не рискнул прорываться через пролив.

Причиной гибели крейсера стала совокупность различных факторов —

- Ошибочное решение идти на прорыв норвежской береговой обороны без разведки и поддержки с воздуха;

- Отсутствие разведывательной информации о береговой обороне противника, что привело к ее недооценке. Немцы не предполагали возможности торпедной атаки;

- Отличная стрельба норвежских береговых батарей, добившихся 22 попаданий из артиллерии (выпущено 27 снарядов) и 2 торпедных попаданий (выпущено 2 или, что менее вероятно, 3 торпеды). Нельзя не отметить и мастерство норвежских инженеров, спланировавших береговую оборону в Осло-фьорде;

- Нарушение немцами правил перевозки ГСМ и боеприпасов для десанта, что ускорило распространение пожара на «Блюхере» и усложнило его тушение.
По данным Германии погибли 125 членов экипажа и 122 десантника. Были спасены 38 офицеров корабля, 985 матросов и 538 солдат и офицеров армии.

И хотя оккупация Норвегии завершилась не так удачно, как планировалось – погиб не только крейсер, но и несколько эсминцев и более мелких кораблей и десантных судов, командир «Блюхера» был снят с должности и  уволен, адмирал Кюмметц не пострадал.