Другая жизнь. Ч1. Гл. 13

Валерий Ростин
                Месса

…Ничто так не заслоняет горизонт, как миражи.
 
  По легенде Роберт, после похищения восемь лет проживал в католическом мужском монастыре, его учили молитвам, и он принимал обязательное участие в мессе, по-этому должен был досконально знать, весь процесс проведения мессы, и даже молитвы на латыни.
  Это было самым трудным, но за полгода занятий с опытным преподавателем- отцом Викентием, он всё изучил, и наизусть цитировал все необходимые «настоящему» като-лику молитвы и прилично разговаривал на латинском языке.    
    Настырный преподаватель объяснил ему, что это нужно ещё и потому, что в Великобритании при поступлении в Оксфорд или Кембридж каждый студент проходит обряд матрикуляции.
   Матрикуляция, происходит от латинского matricula – «короткий список». Это торжественное событие посвящения в ряды избранных, во время которого «новобранец» произносит клятву на латыни перед канцлерами университета.
 Вторую клятву на латыни студентам придётся произнести и на церемонии выпуска и получения дипломов.
   В этот долгожданный день выпускники меняют свои старые мантии на новые, что символизирует обретение нового статуса.
  И, разумеется, важнейший атрибут церемониала – квадратная академическая шапочка, которую в Велико-британии зачастую называют Oxford Cap (именно там она появилась впервые в 1432 году).
  У разных факультетов Кембриджа есть свои особые традиции. Так, в некоторых колледжах Кембриджа каждый вторник устраивают парадные ужины со строгим дресс-кодом Black Tie.
   -Это так, информация к размышлению в отношении латыни. А теперь, о мессе.
   Для начала Семён, ты должен за-помнить, что согласно католическому вероучению, в ходе мессы хлеб и вино претворяются в истинное Тело и Кровь Христа. Внешний вид и вкус хлеба и вина после пресуществления сохраняются.
   Каждое совершение мессы возобновляет крестную казнь Христа на Голгофе. На кресте Христос добровольно предал себя Богу.
   В мессе тело, кровь, душа, и божественная природа, таинственно присутствующие в хлебе и вине, снова предаются Богу Христом, которого представляет священное лицо – священник.    
     Цели мессы те же, что и события на Голгофе, – принести Богу поклонение, покаяние, благодарение и просительную молитву.
   Жертва на кресте и жертва мессы, алтарная жертва отличаются только способом принесения жертвы.
  На кресте Христос умер мучительной кровавой смертью, с пролитием крови.
  После своего воскресения он был прославлен (возвышен) и смерть утратила власть над ним. Пролитие его крови, таким образом, невозможно, и месса должна быть жертвой бескровной.
   В мессе может участвовать каждый член присутствующей общины, но только епископ или священник обладают властью предстоять за литургией и совершать таинство евхаристии.
  Лицу, совершающему мессу, могут помогать аколуфы: мальчики-алтарники. Участвует в мессе чтец-мирянин, который читает некоторые богослужебные тексты и руководит действиями общины во время богослужения.
  Исторически сложилось, что тексты мессы читаются на латыни, традиционном языке церкви. Поэтому мы будем с тобой учить молитвы именно на этом языке.
  Члены общины могут пользоваться Миссалом, в котором содержатся богослужебные тексты мессы и указания для ее совершения.
   Для совершения мессы требуются алтарь, в который вложены мощи, накрытый тремя покровами, две свечи из чистого пчелиного воска, распятие.
  В евхаристии используются хлеб в виде облаток, гостий, по латыни hostia - жертва, маленьких лепёшек из пресного, не дрожжевого, пшеничного теста и виноградное вино, в которое добавляют несколько капель воды.
   В раннехристианской церкви литургии служили дома или у могил мучеников в катакомбах.
  В наши дни мессу как правило совершают в церкви, хотя при необходимости епископ может благословить совершение мессы под открытым небом или в другом помещении.
  Обычно мессу служат утром, но дневные и вечерние мессы также допустимы.      
     Продолжительность богослужения около 40 минут.
  В Римско-католической церкви все верующие, достигшие сознательного возраста и не имеющие канонических препятствий для этого, должны участвовать в мессе по воскресеньям и определенным дням: например, 25 октября на Рождество, в 40-й день после Пасхи – на Вознесение, 15 августа – на Успение Девы Марии, 1 ноября – в праздник Всех Святых.
   Виды мессы. Одно из различий во всех мессах связано с тем, поются ли они или читаются.
  На «высокой» мессе молитвы распеваются, на «низкой» мессе–читаются, хотя служба может включать и пение гимнов.
  Мессы также различаются по сану совершающего литургию: это папская месса и понтификальная, эта месса служится епископом.
  Торжественная месса совершается священником, которому прислуживают диаконы и субдиаконы; та же месса с пением называется торжественной высокой мессой.
  Мессы по особым случаям называются обетными (missa votiva). Обетная месса по случаю венчания называется брачной, а месса, совершаемая в день похорон – реквиемом.
  Теперь поговорим о порядке совершения мессы. Воскресная приходская месса является типичным примером низкой мессы. Богослужение состоит из двух основных частей: литургии слова и литургии евхаристической - евхаристии.
   Литургия слова. Во время входа священника-предстоятеля в сопровождении алтарников и чтеца община поет гимн входа (интроит).
  Священник садится, а община под руководством чтеца читает вслух краткую подборку псалмов. Предстоятель произносит приветственное слово и останавливается на теме данной мессы.
  За исповеданием грехов священником и общиной следует разделы Кирие элейсон (Господи, помилуй) и Глория (Слава в вышних Богу).
  Глория опускается в период Адвента и Великого поста, а также в мессе за умерших (реквиеме).
  После Глории священник приветствует общину словами «Господь с вами», община отвечает: «И со духом твоим».
Этот краткий диалог повторяется несколько раз в ходе мессы,в нем провозглашается присутствие Бога и общее участие священника-предстоятеля и общины в совершении мессы.
  После молитвы дня чтец читает отрывок из того или иного новозаветного послания. Община речитирует короткий отрывок из псалмов: этот раздел мессы называется градуал, аллилуйя или трактус.
  Предстоятель читает отрывок из евангелий и произносит проповедь. Община удостоверяет свою веру в кредо («Верую»), а заканчивается первая часть мессы молитвой прошений.
    Евхаристия, состоит из дароприношения (оффертория), канона и причащения (коммуниона). Предстоятель демонстрирует общине и приносит Богу Святые Дары – хлеб в виде облаток и вино, при этом он читает про себя молитву о Дарах.
  В каноне мессы совершается обряд освящения Даров.
   Канон начинается молитвами Префация (приготовления) и Санктус (Свят, свят, свят, Господь Саваоф).
  После кратких молитв за церковь на земле и на небе следует благословение Даров. Священник берёт большую облатку и, склонившись над ней, произносит слова, сказанные Иисусом Христом на Тайной вечере.
  Это и есть освящение Даров. В этот момент происходит пресуществление хлеба в Тело Христа.
Затем предстоятель, подняв чашу, освящает вино. Алтарник звонит в колокольчик, чтобы подчеркнуть важность происшедшего в алтаре.
   Во время причащения священник и община становятся причастниками Тела и Крови Христа.
 Перед причастием община читает молитву Господню («Отче наш»), за ней следует молитва «Агнус деи» («Агнец Божий»).
   Далее священник причащается освященным хлебом и вином и наделяет освященными облатками членов общины, желающих принять участие в таинстве.
   После заключительных молитв предстоятель распускает общину (по латыни Ite, missa est – «Идите, (собрание) отпущено», отсюда и название «месса») и даёт заключительное благословение.
 Теперь про ординарий и проприй.
Месса состоит из молитв ординария (обязательных разделов, которые читаются в каждой мессе) и проприя (разделов, которые меняются в течение года в зависимости от воскресных дней и праздников.
  В ординарий входят Кирие, Глория, Кредо и несколько молитв из оффертория и канона.
Проприй включает Интроит,Градуал, чтение новозаветных посланий,Коллект, проповедь и гимн Оффертория, евхаристическая молитва священника, молитвы за 
 причастием и после него.
   - После того, как ты запомнишь, всё, что я тебе рассказал, про мессу, прочитаешь всё про неё родимую, мы с тобой, посетим Римско-католический Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской улице, и поучаствуем в мессе.
   Правда, придётся тебя Семён, немного загримировать, но я думаю, с этим проблем, не будет.
  Они действительно посетили с отцом Викентием, и несколько утренних, и две торжественные мессы, и теперь Роберт, уже точно представлял себе, как они проходят.