К вопросу об ответе на зло

Армен Григорян
«Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2: 15) - безусловно, следует делать и умножать добро.

Но как быть со злом в повседневной жизни? Должно ли добро "быть с кулаками" (Станислав Куняев) или следует "не противиться злому" (Евангелие от Матфея, 5:39)?


Многие пытаются истолковать это следующим образом: в личном плане следует быть смиренным, т.е., действительно, не противиться злу. Но если подвергается опасности семья или государство, то следует, без всяких сомнений, отбросить в сторону кротость, взять в руки оружие и ... .

В оправдание своей логики сторонники разделения "личное-общественное" приводят слова «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13).

Но в каком контексте сказано это? "Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Евангелие от Иоанна, 15, 10-13).

Покажите мне, в каком месте Христос четко указывает на подобное разделение?
"Если соблюдаете заповеди мои...", т.е., в том числе и "Не убий!". Тем более, что " нет ни Еллина, ни Иудея" (Послание к Колоссянам 3:11). Кто сказал, что для христианства важна национальность или расовая принадлежность?


Единственный правильный вывод - можно пожертвовать жизнью, если другим грозит опасность, и это не будет самоубийством. В самопожертвовании нет греха, вот о чем говорит Христос.

Но непротивление злу насилием, если на вас напали, есть а) самоубийство б) предоставление возможности вашему убийце совершить грех. Если же вы его уничтожите, то он получает по заслугам, но, во всяком случае, не усугубляет свое, и без того страшное, положение. К тому же, ваша самооборона - урок другим потенциальным преступникам: если они попробуют осуществить свои замыслы, то их будет ждать наказание.

Повторю: все это в случае обороны. Агрессию Библия однозначно осуждает: "Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины,живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу;наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею;  жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», —  сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови" (Книга Притчей Соломоновых, 1, 10-16).

Более того, сам Христос отвечает служителю, ударившему Его по щеке: "Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?" (Евангелие от Иоанна, 18:23). На самом деле, Христос знает, что будет распят, т.е. станет искупительной жертвой за человечество ("Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих"), но злому служителю, который ПРЕВЫШАЕТ свои полномочия, Христос дает ответ. Предположим, служителю ответ Иисуса первосвященнику не понравился. Что же, можно задать вопрос, и служитель его задает. Но удар по щеке есть несправедливость, которую, в наши дни, мы можем наблюдать среди служителей закона по всему миру (и бьют они, кстати, тех, кто слабее их. Невозможно представить, чтобы стражи порядка посмели ударить такого представителя криминального мира, который превосходит их по возможностям, и может стать угрозой для них самих и их близких).


Одновременно следует помнить гениальные слова Ленина (как бы мы к нему не относились): "Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов".

В связи с обсуждаемой темой становится насущным вопрос: следует ли противиться власти? Апостол Павел пишет: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение (Рим. 13:1, 2). Значит ли это, что были неправы Штауффенберг и Бонхоффер, когда попытались воспротивиться власти нацистов?

"Известная истина, что каждый народ имеет таких правителей, каких заслуживает, вполне согласуется с библейским учением о земной власти" (священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря). Можно предположить, что человек не должен быть должным государству, т.е. платить налоги, соблюдать Уголовный и прочие кодексы и т.п. Но, в случае репрессий, мы обязаны помогать согражданам и спасать их, т.к. "Бог есть любовь" (1-е Иоанна 4:8), "…люби ближнего твоего, как самого себя" (Левит, 19:18). Но разве христиане подчинялись римским властям, когда те требовали почитать императоров как божества и приносить им жертвы? Разве послушался приказа генерал Гюго (отец писателя), когда в его дом постучал противник действующего режима? Нет, генерал спас человеческую жизнь, с риском для себя (если бы его поступок стал известен властям, то генерала наказали бы). В связи с этой историей напомню, что через много лет избежавший расстрела Гюго станет беженцем в Бельгии, где его приютит один из почитателей его таланта. Как знать, не отзеркаливание ли это поступка его отца?

Тут встают другие вопросы: а следует ли спасать сбежавшего преступника-рецидивиста? А разве педиатр, спасая детскую жизнь, знает, кем станет ребенок, которого он вырвал из лап смерти?

Попробуйте ответить на этот вопрос сами. Император Марк Аврелий ответил на него так: "Делай, что должно, и будь что будет". Только помните, что "...какою мерою мерите, такою и вам будет отмерено" (От Матфея, 7:2).