Другая жизнь. Ч1. Гл. 4

Валерий Ростин
                Становление

…Вопрос не в том, силён человек или слаб, а в том, способен ли он вынести меру своих страданий…
 
   Приступив к учёбе в разведывательной школе, восемнадцатилетний Роберт, который теперь именовался Семёном Васильевичем Ильиным, сразу понял, что вступил в новый мир.
Как ему объяснил его куратор, с простым именем и отчеством - Николай Николаевич, в мир тайного противоборства спецслужб.
   - Отныне Семён, вся твоя жизнь подчинена конспирации, что ты уже, наверное, ощутил с первой же минуты в стенах разведшколы, а вернее, уже по пути к ней.  Тебя, как нового слушателя разведшколы службы внешней разведки, привезли в расположение в автомобиле с зашторенными окнами.
 А перед этим, тебе, как и всем курсантам присвоены вымышленные фамилии. Даже названия учебных предметов в расписании занятий не будет указано, только буквенно-цифровые шифры: СД-1, СД-2. Эти цифры и буквы означают СД - спе-циальная дисциплина.
 Сразу скажу о дисциплине, жёсткой дисциплине, установленной здесь. Ты не вправе знакомиться с кем-нибудь из слушателей без моего согласия.
  Во время общих лекций каждый курсант здесь сидит за своим столиком в маске, которая полностью закрывает   его лицо.
  Переговариваться между собой, категорически запрещено, и не позволяется задерживаться у входной двери. Из школы каждого из курсантов будут вывозить поодиночке с различным интервалом.
 С этого дня, даже вне школы за тобой будут наблюдать специально обученные люди.
 Перед выпуском, курсантам вообще могут запретить покидать территорию школы, иногда их запирают в комнатах по одному, где с ними и проводят индивидуальные занятия преподаватели.
  Конспирация, таким образом, прививается слушателям постоянно, практически на каждом занятии, изо дня в день.    
    Тебе нужно сразу усвоить, что конспирация, это не сборник рекомендаций по сокрытию какой- либо информации, её нельзя применять время от времени.    
    Конспирация, это «высокая культура молчания», она имеет смысл, только когда становится образом жизни. Только тогда она станет тем покрывалом, что укрывает разведчика от бдительного ока контрразведки.
   Другим главным оружием разведчика является владение иностранным языком.  Но тут я знаю у тебя Семён проблем нет, этот язык ты знаешь с детства, но всё равно будешь, как бы заново его изучать.
  Огромная доля учебного времени в нашей разведшколе отдана именно изучению иностранных языков и для овладения языком выделяется до сорока часов в неделю. 
 Весь курс занимает полторы тысячи часов, упор делается на разговорную практику. Но, ты будешь готовиться по сокращённой программе, и одновременно с английским, будешь изучать латынь и католицизм. Потому что ты англичанин по рождению.
- Но, разговаривать, читать и писать на английском языке я и так могу, может больше внимания латыни уделить? - живо поинтересовался Семён, прервав куратора.
- Программа твоей подготовки утверждена руководством, поэтому ничего менять пока не будем. Потому что, приступив к изучению английского языка, ты сразу же полу-чаешь иностранное имя и на занятиях пользуешься только им. Это будет Хью Картер.
  После этого ты, как можно глубже погружаешься в языковую среду, говоришь на английском языке, слушаешь и просматриваешь английские радио- и телепередачи, читаешь английские книги и газеты и даже осваиваешь ненормативную лексику, в том числе и английских футбольных болельщиков.
   Для обучения с тобой и другими курсантами, или слушателями школы, будут применяться самые пере-довые методики вплоть до суггестологии.
  Суггестология, это отрасль психологии, изучающая механизмы внушения, гипноза, как на расстоянии, так и вблизи, как мысленно, так и словесно и способы его практического применения.
   За основу берется мысль, расстояние, телепатия, внушение и гипноз. Начало её развитию было положено более двухсот лет назад, когда венский врач Франц Антон Месмер применил гипноз для лечения нервных больных.
  Вначале он объяснил «магнетизм» - так называли тогда гипнотические сеансы - «всемирным тяготением».   
    Но центральными фигурами в этом процессе обучения, конечно, преподаватели, причём выдающиеся языковеды и педагоги. Других в подобных заведениях не держат. 
   Я сам прошёл процесс обучения языку, и скажу, что учили они хорошо, язык давали большими порциями, концентрированно, живо и увлекательно. Мы даже пели на уроках.
 Много лет служа в разведке, я понял, что знание можно получить только от людей. И потому люди Семён, это главная цель и главный инструмент разведчика, ведь саму основу его работы составляют отбор людей, их вербовка, а затем руководство их деятельностью.    
 Очень важным, даже определяющим тут является освоение навыков работы с людьми,               умение достигать психологического превосходства над собеседником. Всё это называется «оперативной разработкой объекта».
 Она состоит из массы деталей: каким образом подготовить установление первичного контакта, для чего необходимо изучить то или иное лицо ещё до знакомства с ним и выяснить его разведывательные возможности.
    Дальше, как определить пригодность иностранца к возможному сотрудничеству в будущем в качестве агента или найти ему иное оперативное применение, чем заинтересовать, как проверить его добросовестность.
  И здесь абсолютно все эти детали имеют огромное значение. В случае отсутствия хотя бы одной из них все усилия по разработке пойдут насмарку или даже нанесут вред.
В процессе учёбы,ты будешь от меня получать задание и выступать в роли выполняющего задание разведчика, но это после того, как я научу тебя, а ты овладеешь искусством знакомиться с объектами, сближаться, вербовать их и   вытягивать сведения.
 Ты должен будешь научиться писать отчёты о контактах и составлять донесения с добытой информацией…
 И началась напряжённая, кропотливая работа, по подготовке молодого разведчика к нелегальной работе, именовавшегося как Семён Васильевич Ильин, или Хью Картер, а на самом деле, как Роберт Питер Росс.
  Потом, для развития навыков установления контакта Семён неоднократно выполнял различные учебные задания по указаниям Николая Николаевича, которого торопил генерал.
  Одно задание молодому парню, понравилось больше всего.
   В этом задании ему было необходимо сесть в тот же поезд, что и «объект», разыскать его среди пассажиров, втянуть его в разговор и так с ним сблизиться, чтобы он принял предложение выпить по стаканчику по приезде в пункт назначения.
«Объектом» была девушка лет двадцати пяти, и Семён с этим заданием успешно справился: выпил с ней по две чашки кофе в привокзальном кафе.
 С успехом Семён выполнил и задание по проникновению на режимный объект для «агентурного проникновения».
     Он «случайно» познакомился с девушкой, работающей оператором в одном из паспортно-визовых отделов города Москва, установил знакомство с её отцом подполковником - начальником данного учреждения и узнал очень много о нём и характере его работы.
   Николай Николаевич, постоянно повторял ему, что разведчик должен быть истинным знатоком душ человеческих и читать их лучше профессионального психолога.
Разведчик должен быть психологически устойчивым и коммуникабельным, знать национальные особенности населения страны пребывания и уметь применять эти   знания.
 Он должен в совершенстве уметь вести беседу, изучая собеседника во время разговора, его манеру речи, его характерные черты, обращая внимание на малейшие нюансы в поведении человека, в том числе на его позу, жесты и направление взгляда.
 Особенно сложно уметь слушать и поддерживать беседу в женском обществе, где, как правило иногда выбалтываются очень важные сведения для разведчика.