Растение с волчьим билетом

Юрий Панов 2
Если вас, читатель,  даже в шутку, назовут ботаником,  вы, наверное, обидитесь. Это слово сегодня с определенным подтекстом. Однако  двести лет назад ботаники были в почете, особенно   охотники за растениями. И особенно удачливым и знаменитым охотником  был Джозеф Бэнкс. Еще бы,  он отправился в первое кругосветное плавание с самим Джеймсом Куком. Бэнкс наполнил трюмы корабля не золотом, а образцами невиданных растений, среди которых даже бугенвиллия не выглядела самой роскошной. И растения принесли ему богатство. А кто из нас в детстве не читал знаменитую книгу Майн Рида?  Конечно,  у Бэнкса было много последователей,  и самым удачливым был шотландец Дэвид Дуглас.  К сожалению, он рано погиб, провалившись в охотничью яму  на Гавайях. Из Северной Америки он привез в Европейские ботанические сады множество экзотических растений, в том числе … люпин.

Да кто же не знает это растение, - воскликните вы. И будете правы. Отличить люпин легко – пальчатые листья на длинном черешке и кисти  всех цветов радуги. Люпин не знает никто. А зачем? Можно просто им любоваться. Но с именем люпина связаны имена великих ученых и великие помыслы. Имя ему дал знаменитый  ботаник Линдлей, крестный отец тропических орхидей.  В России люпин  появился сравнительно недавно, каких-то сто лет назад и произошла с ним такая же история как во всех странах Европы. Он сбежал из северной столицы и отправился в самостоятельное плавание по стране. Первым, кто обратил внимание на строптивое растение,  был академик Прянишников. Он предложил закапывать люпин в землю. Живьем. Этакое зеленое, экологически чистое удобрение. После гибели люпина в земле появляется азот, извлеченный растением из воздуха при помощи бактерий. Ну и что? Так поступают все бобовые. Но люпин живет не как все, даже у себя на родине он пионер и поселяется на самых бедных землях, а многие культурные  бобовые – капризные растения. Но вот незадача. Люпин ядовит. Домашние животные могут им отравиться. Недаром латинское имя его lupus, волк. Сотрудники ученика Прянишникова  Николая Вавилова с этой задачей справились, они открыли мутацию люпина без вредных веществ. Теперь вкусные  плоды люпина можно было есть человеку. Увы, поля, задуманные Вавиловым,   у нас в стране не появились до сих пор. Слова «мутации» и «генетика»  надолго стали под запретом, Вавилов объявлен был врагом народа, подвергнут жестоким пыткам,  и погиб в сталинских застенках.

Волчий билет получил не только Вавилов, но и люпин. Люпин попал в «Черную книгу» нежелательных растений. Пришелец, иностранный агент по закону  получил особый статус. Да знают ли об этом жители нашей страны? Даже ученые сомневаются. Да,   непокорный люпин сбегает с полей, поселяется на лугах и опушках, образуя заросли, подавляющие  наши родные растения, заросли  столь обширные, что границы их теряются за горизонтом. Так случилось в Европе и у нас в окрестностях Москвы, но будет ли такое в суровой Сибири? Многие ботаники  считают люпин перспективным растением. Томские биологи в Академгородке продолжают дело Вавилова,   засевают люпином опытные поля. Представляете синее море в тайге? Местные жители окрестили это море сибирским Провансом, часто приходят на фотосессии и готовы приветствовать беглый люпин на окрестных пустырях, все лучше,  чем вездесущая крапива и лопухи.

Охота на  пришельцев это задача экологов. Экологический музей нашей гимназии традиционно  проводит рейды по клумбам поселка, где трудятся энтузиасты – женщины с лопатами. Что же мы увидели?  Почти каждую клумбу украшает люпин! Попробуйте уверить  пенсионеров, что они помогают нежелательному элементу.  Ничего не получится. Правда,  одна молодая жительница подъезда вспомнила, что видела в окрестностях наукограда Кольцово, известного на всю страну, обширные заросли сбежавшего люпина. В окрестностях поселка мы нашли люпин только однажды. Стоял его куст одиноко посреди ковыля. Никто с ним не дружил, скрещиваться с местными растениями не может и как многие иностранные агенты самоопылялся. Может и правы пенсионерки. О пришельцах они не слышали, а кисти люпина действительно прекрасны, на любой вкус – и белые и синие и розовые и фиолетовые и не требует никакого ухода, блаженствует даже на заброшенных клумбах.

И если повстречается на вашем пути, читатель, цветущий люпин, надеюсь, вы будете не просто любоваться его кистями, и тем более не попросите предъявить волчий билет, но  вспомните его богатую  историю. Вы  вспомните великих ботаников и авантюристов, охотников за растениями, что украсили своими именами его судьбу, а может быть, люпин позовет вас в кругосветное плавание. Удачи.