Писатель и толпа

Иза Адова
/- Литература мешает тебе любить меня.
- Литература мешает мне даже жить.

из к/ф "Бальзак" 1999г/

давно хочу написать в одном тексте свои мысли по поводу писательства, про отношение писателя и читателя, писателя и издателя, кто кому должен и кто кого обязан привлекать. это моя личная позиция и конечно она может не совпадать с чьим то мнением или даже с позицией общества в целом, потому что забегая вперед скажу сразу, общество сейчас считает, что писатель обязан рекламировать себя, продвигать свое творчество и что важно - писатель обязан знать, что хочет его читатель, что ждет публика и он должен писать на потребу дня, что бы развлечь и что бы это покупалось. я категорически с этим не согласна. недавно слушала лекцию про историю классической музыки, что когда людям было скучно, а слушать церковные песнопения не хотелось, то звали скоморохов и трубадуров, тех, кто пели веселые и легкие песни. общество сейчас говорит так: либо развлекай и будь трубадуром, потому что тяжелая, читай настоящая литература мало кому интересна, либо никто про тебя не узнает и интереса ни у издателей, ни у читателей твое творчество не вызовет. либо развлекай и пиши на потребу, либо пиши в стол, ну или куда то выкладывай, но массовости ты обрести не сможешь. здесь хочется вспомнить Ницше, он хорошо сказал про массовость и популярные книги.

/Книги, которые читает всякий, — это всегда скверно пахнущие книги: к ним прилипает запах мелкого люда. Там, где толпа ест и пьёт, даже там, где она поклоняется, — там обыкновенно воняет. Не следует ходить в церкви, если хочешь дышать чистым воздухом.

Ницше, По ту сторону добра и зла/

что читает масса? такие книги как "50 оттенков серого", детективы, романы, любые легкие жанры, то, что не требует работы мысли, то во что не надо вчитываться, то, что и после прочтения не оставляет ровным счетом ничего. я не говорю, что это читает всякий, но большинство. я не буду узнавать сейчас статистику, но помню, что самый покупаемый автор в России это Донцова, а самый дорогой и приносящий бОльшую прибыль издателям это Пелевин, его книги дороже, его покупают меньше Донцовой, но дохода он приносит больше. такова ситуация с литературой на сегодня.

хочу обозначить такой момент, для меня если человек задумывается про интересы публики и хочет писать на потребу массовому читателю, чей уровень роман Донцовой, то он не писатель. сделаем такое разделение, есть профессия писатель, например та же Донцова писатель, но как я недавно тоже услышала, говорят она сама и книги то свои не пишет, а на нее работают "шесть литературных негров", не могу сказать правда это или нет, но человек вроде как знающий это говорил. вроде как она писатель, но по профессии, а не по призванию. и например Борис Чичибабин, поэт, про которого говорит в своей лекции Леонид Большухин, работающий водителем троллейбуса и при этом пишущий стихи, четверостишие его сейчас нашла в википедии:

/При желтизне вечернего огня
как страшно жить и плакать втихомолку.
Четыре книжки вышло у меня.
А толку?/

Большухин говорит очень важную вещь, сейчас помимо писательства необходимо иметь другую работу, потому что заработать писательством не всегда удастся, но если призвание человека писать, то он продолжит писать и без гонораров, он не откажется от литературы если навсегда решил связать с нею свою жизнь. и это даже лучше! писатель не должен зависеть ни от читателя, ни от издателя, и он не должен зависеть от кого то материально, что бы выжимать из себя что то, писать хоть бы что. хотя есть случаи разные, например Достоевский всегда писал на заказ, но писал хорошо, что говорит о том, что все же это был не только способ заработать, а именно призвание, и то, что долги мотивировали его писать больше и чаще, и ему и нам вышло на руку.
и все же на мой взгляд, то, что сейчас предлагают издательства это не про призвание писателя, это про некую сделку писателя с Музой, пойдет ли он на эту сделку, вопрос. сейчас издательства рассылают такие предложения типа "узнайте что интересно современному читателю на нашем мастер классе", "приходите на встречу с издателем и узнаете какие рукописи нам нужны". какие рукописи им нужны... сейчас издатели стали ставить условия писателям, особенно начинающим, это нам надо, а это неинтересно, это читают, а это нет. и складывается весьма опасная ситуация, читателю неинтересно ничего кроме легкого чтива, и издатели готовы давать ему это чтиво, по потребностям, а как же, как же сама суть писательства и писателя? писатель он кто, шут или учитель? сейчас именно шут, он должен развлекать, и это должно 100% понравиться публике, иначе издателю невыгодно вкладывать деньги в его книги и в него самого.

/Если книга плохо продается это не значит, что она плохая.

Хороший издатель зарабатывает деньги на посредственных бестселлерах, которые хорошо продаются и тратит на настоящие таланты, которые продаются плохо. (из к/ф "Виолетт")/

издатели в попытках обогатиться не задумываются о том, что всё, что они издают формирует вкусы читающей публики, они кормят публику тем, что ей нравится, любят легкое чтиво, пожалуйста, любят детективы, вот берите. и задача издателя продать и заработать, а увы, не просвещать и не нести в общество знания и новые имена. не удивлюсь если все гении нашей современности лежат глубоко на информационном дне и всплывут они, станут известны спустя пару веков, такое вполне реально. писатель по призванию никогда не будет писать для развлечения публики, это унизительно, это оскверняет сам его Дар, писатель по призванию всегда должен быть вольным творцом и его тексты, книги, всё, что он создает должно приходить в этот мир по наитию, а не по заказу кого либо. писатель по призванию, Поэт это тот, чьими устами говорят Высшие Силы, это проводник и это посредник Бога на земле, и если это и правда так, то он неимоверно ценит и чтит свой Дар. когда человек Дара не имеет или не чтит его, не хочет видеть его в зачатке, то он начинает подстраиваться под чужие интересы и желания, успокаивает себя выгодой, сделаю так как они хотят, но зато будут деньги, зато будет успех. писатель по призванию знает, что ни деньги, ни земной успех не стоят его Дара. само наличие Дара делает человека невероятно богатым и создание произведения это всегда эйфория, с этим не сравнится ничто. свой Дар необходимо чтить и никогда не идти на чужие условия по урезанию себя, по изменению своих текстов, смыслов и т.д. не помню откуда слова "пишу как дышу", разве можно изменить свое дыхание только по той причине, что кому то этого хочется? разве можно менять или хотеть изменить свою Душу? это от лукавого, забавно звучит, но именно так, это проверка на прочность, так можно потерять свой Дар, себя, а значит - всё. ни деньги, ни успех не заменят Дара и эйфории от написания нового, нельзя сделать из Музы рабыню. да, писатель по призванию должен трудиться, он обязан писать раз это ему дано, и порой, особенно в наше время, он не будет иметь с этого ровным счетом ничего. возможно и не стоит искать выгоды, либо ждать и вознаграждение придет позже. важно осознавать, что само наличие Дара это уже награда, это уже огромное богатство, люди могут иметь всё, и материальные блага и успех, но они не имеют Дара. такое бывает. и они очень навряд ли будут двигаться дальше, у них уже всё есть. их могут признать как писателей, массы раскупают их книги, что еще? а Дара нет. и писать не могут, и книги - пустышки. и зачем эти книги, зачем этот успех? кого это сможет обмануть?

издатели, порой и писатели, те, которые не по призванию, а ради доходов и успеха, вступили на опасную тропу. они те, что должны сеять, как это говорят "разумное, доброе, вечное", а они кормят массу тем, что она хочет, а хочет она всякой ерунды и мелочи, развлечений, масса не хочет напрягать мозги, вот основное, что бы заставить массу думать и расти, ей надо дать пинок (простите), а вместо назидательного "вот тебе учебник, грызи гранит науки", издатели говорят "вот тебе конфетка, то, что ты любишь, умней и лучше ты не станешь, зато точно купишь, мне денежка, а тебе лишние кг и кариес". общество упорно крутится на материальных благах, на иные смыслы переходить мало кто хочет. лучше выгода и сейчас, чем пусть и вечная слава, но потом, нет, лучше конфетка, но сейчас. вообще задаюсь вопросом, а ищут ли хоть сейчас издатели новые имена? и еще вопрос, а кто они такие эти издатели что бы определить талантлив этот человек или нет? у них есть вкус, не говоря уже о Даре, каковы их ценности, что ими движет. если кроме мыслей о доходах ими ничего не движет, то нет и потребности что то менять, масса хочет легких романов, и будут множится новые романы. а потом эти люди будут задаваться вопросом, а почему народ такой тупой? почему не растем, не развиваемся, почему так мелко плаваем. а что эти люди сделали (если от них это зависит конечно) для того, что бы привнести в общество, в нашу культуру что то и правда достойное, новое, заставляющее думать? зачем множить мусор, зачем давать минутные развлечения массе, зачем идти у нее на поводу? никогда не надо идти у толпы на поводу! она всегда будет выбирать легкие пути, не хотят люди в массе своей думать, что то их должно мотивировать к этому, а что будет их мотивировать если те, что должны просвещать стали лишь развлекать и зарабатывать на этом деньги? и вместо "разумного, доброго, вечного" мы имеем развлечения на час-два, преходящее, пустое, бессмысленное. и кто виноват? толпа, что выбирает шлак вместо настоящей литературы? нет, на мой взгляд виноваты те, что более разумны и те, что множат этот шлак. не читатели шлака, а те, что издают этот шлак, те, что его множат, рекламируют, распространяют. неужели нет достойных писателей и романов, конечно есть! думаю сейчас их больше, чем когда либо, люди имеют и образование, и множество литературы доступной, и талантливых людей сейчас больше, чем пару веков назад, но мы не всегда их можем найти и увидеть, потому что те, что их должны бы искать и сотрудничать с ними, заняты тем, что множат мусор и наживаются на жажде развлечений у публики.
всегда ли издатель сам является человеком искусства? должно быть не всегда, и скорее чаще нет, чем да. издатель это человек на службе у человека искусства, издатель на службе у писателя, но не наоборот. хотя сейчас то именно наоборот. издатель сам не пишет, и многие возможно и не могут, не имеют ни таланта, ни призвания, так какое право кто либо из издателей вообще имеет говорить писателю как ему писать и каким ему быть?! как в том же Пушкине "суди, дружок, не выше сапога", но нет, издатели лезут в саму суть писательства, они считают что могут раздавать писателям советы, мы вам расскажем, что хочет публика. да плевать писатели по призванию хотели на то, что хочет публика! писатель сам знает, что и как ему стоит писать, и это он должен выбирать темы и формы, но никак не издатель.

/Сегодня писателю труднее, потому что сегодня уже мало кто верит в его высшую функцию - просветителя, мыслителя, философа, человека, который может и должен ответить на важнейшие вопросы бытия.

Сегодня писателю очень непросто, сегодня писатель действительно должен для себя осознать творчество это процесс, который вряд ли принесет много денег. И писатель остается один на один со своим даром, должен найти в себе мужество и силы заниматься творчеством вопреки всему. Но литература обладает удивительной способностью. Если говорить о том есть ли в мире бессмертие, то очевидно, что для жизни человеческой аналогом бессмертия является именно существование культуры. Потому что сама культура не умирает пока есть само человечество. Но поразительно и другое, всё что в культуре создается, великое и невеликое, оно в культуре живет, и может возрождаться через десятилетия и столетия в каком то новом качестве. Это поразительное бессмертие культуры и есть почва для того кто начинает сегодня писать, кто берет в руки карандаш или ручку, или садится за компьютер и начинает сочинять. (Леонид Большухин, лекция "Писатель и писательство")/

еще сейчас стала часто слышать лекции, которые на серьезные вроде как темы, литература та же, классическая музыка и т.д., но рассказываются эти лекции таким языком, что боже мой. чистый слэнг, какие то мелкие современные словечки, в предложении рядом с Пушкиным, с Бахом... это плохо пахнет. так нельзя. эти люди преследуют цель донести знания доступно и им кажется, что если они спускаются на ступеньку-две ниже, то они будут быстрее и лучше поняты, что вот какие мы молодцы, культура это так весело, так просто. вы идиоты, хочется сказать мне. вы своим грязным языком опускаете уровень культуры, само понятие искусства, вы подходите к великому и к великим с грязными руками, с грязным языком. вы настолько просты, и это в плохом смысле, что вам страничку Блока или того же Пушкина, что прочитать, что подтереться ей. так нельзя. никаких спусканий к публике быть не должно, это публика должна тянуться выше, расти. писатель, человек искусства, оратор он должен стоять наверху, чем выше, тем лучше. а когда лектор говорит чуть ли не на жаргоне, вот я такой же как и вы (быдло. простите), какой прок от этих лекций, текстов, книг? никакого. пустые слова, трата времени, ни - че - го. и вместо культурного просветления какое то совместное обыдление и лектора, и публики.

писала чуть ранее про читателей, еще немного об этом. настоящих читателей не так то много. тех, что вчитываются, что готовы думать, что ищут не развлечений, а знаний и новых мыслей. и читать это тоже труд, это интеллектуальный труд, это постоянное слежение за ходом мысли автора, это размышления, а согласен или нет ты сам с тем, что автор пишет, это диалог. мы всегда отвечаем на слова автора, я например часто листаю ленту новостей со словами: "идите нахуй, идите нахуй" или "да что вы говорите", что то такое. редко я с кем то соглашаюсь, ну да не суть. тем дороже среди мусора найти что то и правда стоящее, драгоценные камни, или как у Паустовского "золотую пыль". чем выше взбираешься, тем жестче сортируешь то, чем наполняешь свое сознание, что готов впустить в себя, о чем готов думать. на большой высоте нет места мелкой и низкой мысли, банальности, пошлости, грязи. видишь всё с высоты птичьего полета и многие, очень многие вещи просто теряют всякое значение.

/Кто жил и мыслил, тот не может. В душе не презирать людей.

Тебе придется иметь дело с людьми, которых ты еще не знаешь.
С самого начала думай о них все самое плохое, что только можно вообразить: ты не слишком сильно ошибешься.
Не суди о людях по собственному сердцу, которое, я уверен, благородно и отзывчиво и, сверх того, еще молодо; презирай их самым вежливым образом: это – средство оградить себя от мелких предрассудков и мелких страстей, которые будут причинять тебе неприятности при вступлении твоем в свет. (Письмо А. С. Пушкина к брату Льву)/

идти в ногу со временем, быть гласом современности - для писателя по призванию это тупик. человек имеющий Дар всегда видит немного (или много) вдаль, наперед, он зрит будущие века, а то и саму вечность. не ему склонять голову перед современностью и вкусами толпы. конечно же ни современность, ни толпа не доросли до тех, кого через время назовут выдающимися людьми нашего поколения, возможно мы и не знаем на данный момент их имена. но это явление временное, пена осядет, а суть останется. и главное, что бы каждый имеющий талант и желание служить Искусству не поддавался на обман внешнего успеха и материальной выгоды, а продолжал бы делать то, что он делает - творить, создавать новое, писать то, что чувствуешь и знаешь, делать как чувствуешь, как хочешь, а не как надо. такие люди всегда должны идти против течения, чем сильнее течение пытается их сбить с пути, тем крепче они должны сжать зубы и плыть в другую сторону, в другую сторону от толпы и ее предпочтений, и это даже хорошо, если вы не пересечетесь, толпа современности и большой Дар данный человеку, о котором не знает толпа. возможно это даже лучше, чем успех ибо как такой успех может быть наградой если массовый читатель это только лишь любитель шлака и развлекательного чтива? как есть такое выражение, глядя на то, что нравится вам, я даже горжусь тем, что вам не нравлюсь.

; про писательство и статью Эйхенбаума "Литературный быт" https://vk.com/julia_poluyko?w=wall33714932_8195

; про читателей https://vk.com/julia_poluyko?w=wall33714932_8263