Моя деревня

Пётр Славин
 
Вот моя деревня,

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках,

По горе крутой
             ( Иван Суриков)

А я, в своей деревне, на санках не катался. Не катался, потому что бывал я там летом, на каникулах. Человек я городской и своей деревней, называю малую родину моего отца, моих дедушки и бабушки, - село Никитское, что на Курщине.

 Нынче, мы все - горожане. Глянул в Википедию, - 75%, без малого, - горожане. И этот процесс, - урбанизации - несомненно будет продолжаться.

 Но, и я, и мои сверстники, горожане во втором поколении; родители наши родились и выросли, в основном, в деревне, а уж потом, в поисках лучшей жизни, уехали в город. А потому, связи наши с деревней, были очень прочные и тесные. И в детстве, и в юности, мы постоянно ездили в деревню, ну иногда конечно и в пионерский лагерь. Лагерь - это дело хорошее, нужное для ребенка; тут тебе, и Зож, и свежий воздух, и питание,и социализация. Но, понимать- то это, понимаешь, а в лагерь ехать, - ну, ни в какую. А в деревню, - с удовольствием!

 Раз уж залез в Википедию, глянул - а вдруг, там что про нашу деревню есть? Да, и вообще, про Курщину?

 Про деревню - есть то, что там когда то много церквей было, и что населения осталось там - с гулькин нос. В 2000 м было - 250,а 2010 м, уже - 181. Молодцы какие, даже одного человека посчитали. Ну, а сейчас, я знаю, и того меньше, да и то - дачники.

 В мою бытность, село было большое, километров на пять тянулось. Дома добротные, молодёжи хватало, кругом музыка звучит. А вот дороги, нормальной - не было, грунтовой пыльный шлях. Батя говорил, что раньше, село было ещё больше, - три колхоза были в селе!

 Интересно, всезнающая вики, рассказала и о Курской земле. Много тут известных людей бывало, да всё проездом. Что и немудрено, ведь Курск - это как бы ворота на юг, если с Москвы ехать. А отзывались об этих местах не лестно, все в духе, - что пустота и скукотища. Ну, вероятно, так оно и есть. А вот природа Южнорусская, - великолепна! А земля такая плодородная, что воткни в землю оглоблю, - через год тарантас вырастет. ; Это, кажется, Чехов сказал.

 Мы ехали в деревню не через Москву, а на прямую. Ходил такой скорый поезд 61 й Киев - Владивосток. Говорили - самый длинный в стране маршрут, а может и в мире. Поезд, хоть и скорый, но катил не спешно, - три дня, из Челябинска. На третий день, вернее ночь, поезд проходил нужную нам станцию, точнее полустанок - Головинка. Ездили мы, обычно, в троем, с матушкой и старшим братом. Поезд приезжал поздно ночью, стоянка была буквально две минуты, и мама страшно волновалась, - как бы не проехать, и как успеть сойти. Мы, с братом, клевали носом, сидя на упакованных баулах, а мама тревожно вглядывалась в чёрное окно. Наконец, поезд сбавляет ход, коротко гукает и в открытую дверь летят баулы, я с Вовкой,спрыгивает матушка. Приехали!

 Нас встречает дедушка Илья Васильич, дед Ильюша. Он мелко крестится, обнимает и целует нас. Дед приехал на лошади, заряженной в длинную телегу, устланную свежим ароматным сеном. До нашей деревни еще восемь километров. Я лежу на мягком сене, гляжу в огромное чёрное небо, усыпанное яркими южными звездами. Вдыхаю ароматы чабреца и полыни, слушаю не громкую речь деда и матушки, и незаметно засыпаю.

 Просыпаюсь от лая Шарика и причитания бабушки Оли, которая тоже крестится и целует нас. Меня сонного, то ли уводят, то ли уносят на кровать...

Просыпаюсь я от бьющего мне в глаз солнечного луча. Вскакиваю и распахиваю окно, В комнату врывается запах свежего утра, ароматы фиалок и роз, пышной зелени и разнотравья. Под окнами гудят пчёлы, я их боюсь и захлапываю окошко.

Я обследую дом, выхожу во двор: кажется, я один, никого нет.

Ну, конечно: дед уехал в поле.Он комбайнер, его огромный красный комбайн - СК- 4,я разглядел его ночью, - сейчас отсутствует. Идет уборочная, когда один день год кормит. Брат Володя, работает с ним, помощником. Дед не пожалел, что взял его: Володя - рослый и крепкий подросток, девятиклассник. Он озорной и хулиганистый, но работящий, а главное рукастый и мастеровой парень.

Советские комбайнеры в сезон, хорошо зарабатывали, не хуже заводанные. Получали как сталевары.
К слову сказать, брат в тот год, заработал на катушечный магнитофон и мопед Рига-16.

Я не даром сказал советские, ибо в современном селе все по другому. Конечно, люди работают, и зарабатывают... где то, а где то нет. Кто то живет неплохо, а у кого-то на хлеб не хватает. И уж точно, богатеют не от того, что много работают. хорошо живёт, не тот, кто хорошо работает. И, что интересно, скотину никто не держит: молоко и мясо покупают в "Пятерочке". Три дня...после пенсии.

 Ну, не буду судить, может быть, я и не прав, современную деревню я не знаю.

 Дед Илья, хоть и работает в колхозе, но и своё хозяйство у него не малое. Сколько я помню, дед обычно держал: пару коров, штук восемь овец, пару поросят, всегда - гусей, наверное с десяток. Ну, кур, конечно. Сколько было кур, знал лучше всех, наверное,пёс Шарик, который по ему одному известным приметам, отличал своих от соседских, и рьяно облаивал и тех, и других, за попытку проникновения на огород.

В следующие годы, дед уйдет из комбайнеров и будет работать конюхом. К нашей радости, во дворе появится каурый жеребец Мальчик.

 Дед в молодости был отличным кавалеристом, да что там - в молодости - он и сейчас прекрасно держится верхом. А в молодости, служа в кавалерийской бригаде в Курске, доскакивал до деревни, а это 60 километров, - за час! Да, что там верхом, он и сейчас, за шестьдесят лет, бегом! догонял отбившуюся лошадь.

 У деда Ильи, - взрывной характер и крутой нрав; перечить ему никто не решается. Все зовут его Илья Васильич, но за глаза могут назвать Босовой,что значит - бешеный. Бабушке, вероятно, часто доставалось от жестокосердного деда. Она, - большая юмористка и любит поддеть деда, а послушать её рассказы - обхохочешься.

 Не могу не вспомнить одну такую историю, надеюсь, родственники на меня не обидятся.

 Рядом с деревней, в райцентре Щигры, живёт, со своей семьей, мой дядька - младший отцов брат - Сашка. Несколько лет назад, он женился на симпатичной девушке, из соседней деревни - Галине, Галке. Дед Илья, не одобрил Сашкин выбор. Не знаю, из каких уж соображений, вероятно из материальных. Но, как говорится, - сердцу не прикажешь, да и Советская власть была очень демократична в этих вопросах.

 У родителей Галки, было деревенское прозвище - Бакалы.В деревне у всех есть какое-нибудь прозвище.

 Вот собрались все на свадьбу, всё честь по чести, гуляют. Встаёт за столом Илья Васильич. Все думают - он тост произнести хочет, налили стаканы, замолчали, ждут...

А, Илья Васильич, уже хорошо поддатый, встал и выдал:

- Бакалы, вон из моего дома!

Что тут было, я думаю объяснять не нужно. Шум, гам,разошлись до драки!

Как говорится, что за свадьба без драки!

Деда догадались посадить в чулан, а к нему затолкнули бабушку. Соответственно, ей досталось.

На следующий день, Илья Васильич, догадался пойти к председателю колхоза - жаловаться! Из его рассказа выходило, что обидела его Ольга Фёдоровна, т. е. бабушка.

На заседание Правления колхоза вызвали бабушку. Она рассказывала всё со свойственным ей юморком. Рассказывала так, что всё правление хохотало,за животы держалось! ;;;

Однако, пока я обследовал дом и двор, появились моя мама и бабушка. Они ходили за водой. Воду все берут в колодце, что находится в полусотни метров, в низине у пруда, прямо за нашим домом. Воду носят на коромыслах, по два ведра. Носят, в основном, женщины, а это довольно тяжело. Вот навстречу нам, с ведрами, прошла соседка бабушка Полина. Я, засмущавшись, опустил глаза. Причина моего смущения, дело прошлое и давнишнее. Когда то, пятилетним карапузом, меня атаковали Полинины гуси: шипя бросились на меня, все норовя ущипнуть за красные шортики. В отместку, я набрал полные пригоршни песка, и когда бабушка Полина, с трудом поднялась с полными ведрами воды, бросил песок ей в вёдра!
 Как я уже говорил, у деда, с бабушкой было большое хозяйство. Работа было - уйма! Когда только всё успевали? А ведь, кроме повседневных работ, надо было заготовить сено: накосить( ручными косами),высушить, скирдовать, привезти и уложить на сеновал.

Заготавливали овощи, варили варенье. Причем, своих, что ли ягод не хватало, - ходили на болото, за смородиной; а во время сенокоса - собирали землянику.

 Одним словом: работа, работа, и еще раз работа. И все это хозяйство, во многом держалось на бабушке Ольги Федоровне.А ведь ей нужно было еще и готовить пищу, иногда печь пироги и хлеб. Вставала она раньше всех, и ложилась самая последняя. Иногда, во время ужина, прям с ложкой в руках умудрялась засыпать.

Утром и вечером, бабушка доила корову: - Дзынь- дзынь- дзинь,- белые молочные струи удаляются о стенки ведра. Бабушка зовет меня:

- Славик, а ну ка, подставляй кружку. Теплое, сладковатое парное молоко, считалось очень полезным. И утром, и вечером я выпивал по армейской кружке.

Подоив коровушку, баба Оля, кормила Шарика и кота. Кота звали, кажется, Тигр, но я думаю, он и сам не знал об этом, а откликался просто на Кота. Бабушка наливала молока Шарику, а затем коту. Кота, как обычно, на месте не было и она кричала: кот, кот!

В ответ, со всех сторон, бежали соседские кошки. В другой раз, бабушка, кричала: кошки, кошки!

Откуда нибудь из за угла, появлялся кот.

 Если у взрослых, да и у деревенских детей, хлопот и забот хватало, то мы дети занимались своими играми: играли и в мяч, и в прятки, купались в пруду, рыбачили. Я любилкуда нибудь сходить со взрослыми: на болото за ягодами, в бывший колхозный сад, где росли крупные душистые яблоки сорта Вургуль. Активно мы помогали и по хозяйству: на сенокосе; собирали колорадского жука на картошке. Ссыпали это шевелящееся месиво из полосатых жуков и красных личинок, в жестяную коробку, а потом "жарили" на костре, зажимая носы от неприятного сладковатого запаха.

 Дел и развлечений было масса, лето пролетало не заметно, и скоро уже предстояло собираться домой, по которому мы все весьма соскучились.

Заканчивая, не могу не вспомнить и еще об одном важном мероприятии, которым дед занимался в начале августа. Это качка мёда.

У деда, сколько помню, всегда было штук пять-шесть ульев. Мед там был, в основном гречишный, ибо поблизости располагались обширные гречишные поля.

Как сейчас помню: солнечный денек, гудение пчёл, дед ходит в специальном снаряжении, с дымарем в руках. Сердитый! Ещё бы, - дело серьёзное. Увидел нас, пацанов, - кыш, мелюзга! Пчелы - злые, покусают, мама - не горюй! Достает соты, укладывает их в специальную машинку, потом качает мёд.

Ведра с прозрачным золотистым медом, гудящие пчелы, пьянящий аромат мёда...

Потом ели мёд. Наливали в большую чашку, макали свежий белый батон в мёд и запивали парным молоком. Вкус, - списифический... ;;;

О еде следовало бы сказать особо, но в другой раз. Но, ели много, вкусно и полезно. Мясо: парная телятина, барашек, курятина, яица - не переводились. Овощи: помидоры, огурцы, редиска... Вишни, сливы... Яблоки - отдельная тема, это - яблочный край. Какой хлеб пекла бабушка - огромные калачи и караваи! Молоко, сливки, сметана, творог - натуральное, свежайшее, в неограниченном количестве...

Мне жалко современных детей, да и не детей тоже.