Обелиск на холме Челио

Людмила Хаустова
(Из цикла «Азбука Рима»)

      От Колизея вверх на холм Челио (или Целий) поднимается улица Клаудиа. Она хранит память о древнем роде Клавдиев,  давшем Риму многочисленных консулов и правителей. Самый известный из них император Клавдий, родственник императора Августа, сменивший у кормила Рима одиозного императора Калигулу. Древнеримский историк Светоний пишет, что сумасбродный и безудержно развратный император Калигула «прожил двадцать девять лет, правил три года, десять месяцев и восемь дней». За это время против него было составлено и раскрыто два заговора. В третий раз  заговорщики,    дождавшись выхода Калигулы с очередного  представления, исподволь оттеснили  от него охрану и свиту, а затем, выхватив из-под плащей мечи и кинжалы, безжалостно изрубили  гнусного деспота.
    В поднявшейся панике и сумятице Клавдий  устремился во дворец. Опасаясь расправы, он спрятался за занавесом  в коридоре. Но один из ворвавшихся во дворец преторианцев наткнулся на схоронившегося Клавдия. Узнав в нём консула из августейшей фамилии,  известного мирным нравом и скромной рассудительностью,  преторианец     доставил его в лагерь, где воины провозгласили   Клавдия императором и вынудили  сенат признать это назначение.
    Клавдий с детства прихрамывал, слегка заикался и много болел. Поэтому неказистого юношу не вовлекали в дела управления. Он и сам предпочитал проводить время в библиотеках, где  писал книги по истории этрусков. Однако получив власть и рук преторианцев, недооцененный современниками      Клавдий вполне успешно правил огромным государством в течение тринадцати лет. Он упорядочил систему делопроизводства, благоустроил столицу, воздвиг новые акведуки, расширил порт в  Остии, осушил окрестные  болота и взял под охрану древние сооружения. Уже в пожилом возрасте  Клавдий  удачно воевал в Британии. По его распоряжению из Африки на огромном судне доставили на Британские острова слонов,  которые повергли  в ужас местное население и сломили их сопротивление. За это Клавдий  даже удостоился  триумфа в Риме.   
     История сохранила предания о  четырех неудачных  браках Клавдия, из которых  особую известность приобрела третья жена, неимоверно развратная Мессалина. Имя её в истории даже стало нарицательным. Не меньшую славу приобрела и честолюбивая   Агриппина. По слухам, чтобы возвести  на императорский трон Нерона, своего сына от первого брака,  Агриппина  отравила Клавдия ядовитыми грибами. Потом, правда,  она возвела в память об убиенном муже  храм. Величественные руины его возникают  с правой  стороны дороги, носящей имя   императора Клавдия. 
      Как известно из истории,     через несколько   лет Нерон,  желая  избавиться от надоевшей материнской опеки, убил Агриппину. При возведении своего Золотого дома  он разрушил  посвященный императору храм. Но акведук Клавдия он достроил, и новые участки получили название акведука Нерона. От уничтоженного варварами и временем  акведука Нерона остались похожие на массивную палицу руины. Они возникают на площади, открывающейся в конце улицы Клавдия.
    Прогулки по Риму отличаются тем, что любознательному путешественнику невозможно пройти заурядным маршрутом от точки А  до точки Б. Внимание непременно привлекут исторические меты, которыми  бесконечно  богат Вечный город.  На любом перекрестке хочется идти буквально на все четыре стороны, потому что знаешь, что куда бы не пошёл, тебя непременно ждёт  нечто интересное.
    Вот и здесь, задержавшись в правом углу площади, обнаруживаем уцелевшую с древних времен арку Долабелла, которая служила одной из опор акведука Нерона. Сложена она из тяжелых блоков травертина, и на верхней,  горизонтальной плите  сквозь толщу времени почти в два тысячелетия проступают  имена  консулов Долабелла и Силано, которые отреставрировали  эти врата в 10 году н.э. Сквозь арку  открывается  вид  на заключенную между высокими стенами истинно средневековую улицу,  аскетизм которой  напрочь  стирает  рамки времени.  Как всегда в Риме, она  манит к стоящему в конце улицы храму.
         Однако намеченный путь к обелиску ведет дальше. Туда, где в центре площади  стоит небольшой фонтан в виде древней мраморной  шлюпки, которая и дала название площади  - пьяцца делла Навичелла (маленький кораблик, от nave-корабль). Предполагают, что прежде на этом месте стояла вотивная каменная галера. Одно из преданий даже ссылается на чудесное спасение от кораблекрушения Святого Павла и его спутников, которые, якобы, позднее и соорудили этот кораблик.
     Напротив  фонтана открываются взору пять грациозных  арок древней базилики Санта Мария ин Домника. Церковь возникла в 820 году на развалинах ещё более древнего языческого храма.  От реконструкции IX века в абсиде сохранилась прелестная мозаика,  изображающая Богоматерь на троне в окружении сонма ангелов. Правой рукой она придерживает  сидящего на коленях Богомладенца, а в левой держит белый плат. На  триумфальной  арке представлен Христос в окружении святых. При реставрации  в  XVI веке базилику украсили великолепным деревянным потолком,  в позолоченных  кессонах которого можно видеть рельефные изображения  лодочки, святилища, фонтанов и пальм.
      Стоящая слева от  церкви  торжественная  арка приглашает войти в городской парк, раскинувшийся  на холме Челио.     В  левом углу парка стоит недавно отреставрированный египетский обелиск. Судьбы некоторых  обелисков  превратностями своими  печально напоминают людские. Посвященный солнцу  обелиск  воздвиг  в древнем Гелиополисе  фараон  Рамзес II. Очарованный древними монументами император Август  привез его вместе с другими в Рим. Поначалу он украшал вход в храм египетской богини Изиды на римском Форуме.    Но во времена  императора Тиберия случилась пренеприятная история.   Римский патриций Мондо  безумно влюбился в благородную матрону Паолину, которая уклонялась от ухаживаний и встреч, предпочитая им некие  таинственные культовые обряды в египетском храме Изиды. Заинтригованный воздыхатель,    обрядившись   в  египетского бога Анубиса,  проник в храм и там соблазнил благородную матрону Паолину. Разразился грандиозный скандал,   культ Изиды был запрещен, храм разрушен, обелиск опрокинули, а статуи египетских богов сбросили в Тибр.  Священнослужителей храма, пособлявших патрицию, император Тиберий повелел распять.
    Несколько веков опрокинутый обелиск пролежал в полном забвении. В 1536 году Микеланджело поручили реставрировать  Капитолий, чтобы создать  единый,  парадный ансамбль.  Буонарроти  сначала намеревался поместить в центре площади обелиск, лежавший на месте храма Изиды. Но потом он передумал,  остановив   свой выбор  на бронзовой конной статуе императора-философа Марка Аврелия. А отвергнутый обелиск остался лежать у боковых ступеней храма Ара Чели на Капитолии.
    11 сентября 1582 года сенат и  народ  римский,  принимая  во внимание  усердие  и рачительное отношение князя Чириако Маттеи к памятникам искусства и старины, поручил ему организовать музей на территории его виллы  на холме Челио. Среди прочих древних монументов сюда перенесли и лежавший на Капитолии обелиск.  Отреставрированный монумент  закрепили на высоком постаменте  из более темного,  розового гранита, вырезанного также в форме обелиска.  Установили обелиск, по исторической традиции, на арене древнего цирка, входившего в необъятные владения князя Маттеи. На постаменте вырубили надпись-посвящение князю, потратившему немало средств и времени на обустройство виллы с  великолепными фонтанами, павильонами, аллеями, рощами и лабиринтами. Вилла превратилась в музей, который хотя и был частным владением, однако, оставался открытым  для посещения. Многие знаменитости, побывавшие на вилле, среди них Гёте и Стендаль, оставили записки с  описанием великолепной виллы  Маттеи, огромного парка  и  стоявшего на арене цирка  обелиска. Когда-то в тиши этого парка  Святой  Филиппо Нери (См. «Я выбираю рай») делал одну из остановок, совершая с паломниками на Пасху традиционный поход по семи базиликам Вечного города.
     В XVIII веке начался закат рода Маттеи,  памятники искусства и старины распродавались и разрушались. Теперь очевидцы стали писать уже о фрагментах разрушенного временем обелиска.  В 1808  году  обосновавшийся на вилле испанский принц  Мануэль Годой решил привести в порядок запущенное имение и окружающие его сады,  а обелиск задумал установить на новом месте.
    В мае 1817 года обелиск перенесли со стадиона в сад. Его отреставрировали и осторожно подняли на канатах, чтобы укрепить на постаменте. Но когда обелиск стали опускать,  случилось несчастье. Один из канатов оборвался,  и массивный монумент рухнул, защемив руки рабочего, который пытался смахнуть с поверхности базы какой-то камешек. Несчастному  пришлось  ампутировать руки на месте.  Случай этот истолковали как дурное предзнаменование.  И действительно,  принц вскоре был вынужден продать виллу, которая  перешла в собственность его кредитора.
     В конце XIX века владельцы виллы менялись ещё  несколько раз.  По окончании первой мировой войны вилла была национализирована итальянским правительством. В 1926 году парк передали в общественное пользование, а здание виллы предоставили в распоряжение итальянского  Географического общества, также   открытого для посещения. Римляне могут пользоваться здешней библиотекой  и картографическими материалами, которые хранятся в благоустроенных подземных помещениях. В  так называемом Мозаичном зале виллы можно полюбоваться застилающей пол, хорошо сохранившейся древнеримской мозаикой и более поздними (XVII век) росписями на потолке.      
    Наслаждаясь зеленью и журчанием фонтанов, можно пройти по тихим тропинкам парка  до выхода на просторную, мощеную булыжником  площадь перед древней базиликой Святых Джованни и Паоло. Отгороженная от бурливого кипения современной жизни площадь не утратила средневековой торжественности и медлительности.  Привычного городского движения здесь нет вовсе, лишь изредка к церкви со скоростью кареты подъезжают украшенные лентами машины, привозящие празднично разодетых невест с женихами и их гостей. Как огромная свеча,  возносится в синеву небес элегантная колокольня, декорированная  разноцветными керамическими плитками. Колокольня (одна из 38 сохранившихся от средневековья романских колоколен) объединяет в единый  ансамбль стоящую на площади церковь  и  раскинувшийся за ней монастырь.
    Если  ворота монастыря рядом с колокольней открыты,  то непременно загляните в  раскопы, уходящие на  десятки  метров вглубь,  где открываются руины,  оставшиеся от грандиозного храма Клавдия. Огромные блоки травертина,  лежащие  в  основании колокольни,  также принадлежат ему, и, прикасаясь рукой к потемневшей от времени поверхности камня, можно почувствовать биение живого пульса истории.