Привычка

Зоя Воронина
Воронина Зоя.


                Привычка.
Привычки бывают разными и вырабатываются они годами. Расскажу об одной из них, от которой в данный момент она мне и без надобности, а избавиться от неё ни как не могу.
 Моё раннее детство и юность прошли в деревне. Мои родители были простые труженики села. Вставали спозаранку. Мать работала дояркой. В пять утра уже уходила на ферму. Отец чуть позже вставал. И тоже бежал к своей машине. Он был механизатор. На поля летом надо было выезжать рано. Это зимой у него была передышка. На поля спешить не надо. Кроме основной работы ещё и в своём собственном хозяйстве дел много. В селе у каждого жителя имелась какая-то живность. Обязательно в каждом дворе копошились куры во главе со своим предводителем — петухом и кормилица деревенская — корова, хоть одна да имелась. У нас их было две, сколько себя помню. Семья ведь большая была. Корову я доить начала ещё тогда, когда мне не было десяти лет. Как руки окрепли и могли выдаивать молоко, так и стала матери помогать. Так что, приходилось вставать вместе с матерью. Она бежала на ферму, а я шла в сарай к своим коровкам. Вымя у них надо было хорошо промыть, полотенцем протереть насухо, а затем только к дойке приступать. В шесть часов утра, если это было лето, надо было выгонять в стадо, которое собирал пастух по деревне. Если проспишь и опоздаешь, ждать тебя ни кто не станет. Придётся самой коров своих в поле гнать. Вот и приходилось рано вставать и управляться со всем этим. А когда коров выгонишь, надо было и остальную скотинку кормить. В первую очередь, телята стоят голодные, надо их срочно напоить молоком и на лужайку выгнать, что бы они травку щипали. Затем курочек накормить. Гусей на пастбище выпустить. Поросятам пойла дать. А тут мать после утренней дойки вернётся. Ей тоже некогда спать, бедной. Огород у нас в деревне был большой. Надо и там порядок навести, и еду детишкам приготовить, и стирку затеять, одежду подремонтировать. Да мало ли какой работы ещё найдётся в деревенском доме!? Господи, как вспомнишь, так в дрожь бросает! И всё это на женские руки ложилось.
 Когда я стала учиться в последнем классе, всё мечтала, что вырвусь из этого плена, уеду в город и стану спать, сколько моей душе угодно. Вырвалась. Но не долго моя свобода была. Пришла пора замуж выходить. И снова завертелось всё, как раньше. Вновь приходилось рано вставать. Завтрак и обед готовить. Мужу хорошо. Он поел и на работу умчался. А тут надо было ещё ребёнка куда-то определить, а потом уже и на работу бежать. А с работы вернёшься, тоже отдыхать нет времени. Да ещё деревенские привычки покоя не дают. В казённом доме жить плохо. Там, в основном, одни бездельники проживают. А тот, кто привык с малых лет трудиться, тому квартира не подходит. Тому в квартире жить плохо. Ему чего-то не хватает. Воздуху, что ли? Или деревенских забот.
 Так и мне. Пожили мы немного в квартире и решили мичуринский участок купить. Купили. Опять не то. Мичуринский участок иметь хорошо. Но не очень. Придёт весна. Семена покупаешь. Огород сам копаешь. Потом его засаживаешь. Всё лето спину гнёшь, работаешь, а плодами своего труда сам не пользуешься в полной мере. Всё время приходиться делиться с кем-то. Есть такие любители по чужим огородам лазить. Мало того, что вырвут что-то, так ещё и перетопчут много. Такая перспектива мне не по душе. По натуре я собственник в душе и делиться с кем попало плодами своего труда не собираюсь. А потому, подержали мы мичуринский участок два года и на семейном совете решили его продать, а купить собственный дом в этом же городе. Городок у нас не большой. Многоэтажек много. Но и частных домов хватает. А за последнее лето мы приобрели пару кроликов и держали их на участке в клетке. За лето они расплодились. Надо было принимать экстренные меры и срочно. Нашли мы такой домик себе. Не царские хоромы, конечно, но для нашей семьи вполне хватит. Переехали мы в дом в начале осени. Вначале сами устроились как следует, потом и кроликов своих перевезли вместе с их клетками. А мичуринский участок благополучно продали.
 Стали в собственном доме жить. И опять мне не дают покоя деревенские замашки. Особенно, как только приедем на базар, так тянет меня словно магнитом каким туда, где торгуют сельские жители своим товаром. Ходим мы по рядам, в которых живность деревенскую продают, а у меня просто душа замирает при виде таких симпатичных, розовых поросят, жёлтеньких, пушистых цыплят, утят или гусят. А телята и особенно коровы просто в восторг меня приводили. Даже на козочек спокойно смотреть не могла. И мужа заразила такой болезнью. Ну, может, не такой, но он охотно со мной ходил по этим рядам и даже, приценивался. Не прошло и месяца, как мы приобрели в своё хозяйство двух розовеньких поросят. Они были такие милашки! Особенно свинка. Глаза как у человека, голубые. Реснички хоть и белые, но такие длинные и пушистые. Ушки мягкие, словно из плюша они. Хвостик в колечко свёрнут. А такая чистюля! Не смотря на то, что она свинья, но вела себя вполне прилично. Ни когда не гадила где попало. Всегда опорожнять свой кишечник бегала в одно и тоже место. А если гуляла на улице по загону, то, естественно, возвращалась всегда грязной. Она ведь недаром звалась свиньёй, любила в земле ковыряться. Только грязь эта держалась на ней не долго. Смотришь, а она снова бегает чистая, словно кто ей помыл. Но её дружок, которого мы с ней вместе покупали, был вполне ей противоположность. Вот он уж точно соответствовал своему названию, свинья. Некоторое время мы их держали вместе. А потом муж перегородил их загон в сарае. И стали они уже жить в разных углах. У хрюшки в загоне чистенько, а у её дружка всё перевёрнуто, солома раскидана кругом. Корыто и то на месте не стоит. Но на прогулку выпускали их всегда вместе. Я их когда кормить приходила, всегда с ними вела беседу, как с людьми. Даже муж всё время удивлялся и спрашивал, когда я возвращалась из сарая:
-С кем ты там разговаривала? Неужели со свиньями?
-А мне, может быть, с ними приятней беседовать, чем с некоторыми людьми. - отбивала я нападение мужа.
Весной, как только сошёл снег, я сходила в соседнее село, что стояло рядом. Там у них стоял птичник, в котором выращивались куры и утки. Утки меня мало интересовали, а вот курочек завести мне хотелось. И я на этом птичнике купила двадцать пушистых разноцветных цыплят. Преобладали жёлтые, конечно. Цветных набиралось немного больше десяти. Они были такие маленькие, пушистые комочки с тоненькими лапками. Но такие шумные и быстрые! Не могут помолчать и минуты. А к этому времени у нас в семье было уже двое детей. Старшему сыну шесть лет исполнилось. В ту осень мы его в первый класс решили отдать. Мальчик он был умненький и умел уже свободно читать. Младший посещал пока детский сад. А сама я в школе трудилась. Младшие классы учила. Так цыплята так понравились моим детям, что они меньше по улице носиться стали! Всё свободное время проводили около их клетки. Наблюдали всё за этими пушистыми комочками, насмотреться не могли. Даже имена придумали каждому из них. Но вскоре пушистые комочки исчезли на их месте появились разноцветные цыплята, которые с каждым днём в молоденький курочек превращались и петушков. Петушки были настоящими драчунами. А красивые! Описать их трудно. Особенно один из них. Гребень сочный и алый. Под тяжестью своей он немного склонился на бок, придавая его обладателю боевой вид. Бородёнка такая же алая, как и гребень. Шея вся покрыта ярко-жёлтыми перьями, которые переливались на солнце, как золото. Грудка ярко-пёстрая. Спинка не поймёшь каким цветом. Тут и жёлтый встречается, и красный есть, и сине-зелёный. А хвост, всем хвостам хвост! Вот именно такого красавчика мы и оставили хороводиться среди молодок. Остальные петушки пошли на суп.
 Через год наши свиньи вымахали здоровыми. Свинка нас обрадовала: подарила нам тринадцать симпатичных, как она, поросяток. Ни одного не задавила, всех с наслаждением кормила, ласково похрюкивая. Поросята росли быстро, с каждым днём становились симпатичней и крепче. Вскоре пришлось их продать почти всех. Оставили себе вновь парочку. На вырученные от продажи деньги приобрели себе козу и козла. Какой породы они были, я не знаю. Но бывшая их хозяйка уверяла меня в том, что козочка молочной породы, зааненская. Да и мне не важна была их порода. Главное, что бы коза молока давала много. Были новые обитатели нашего двора беленькие. Шёрстка гладкая. Рог у них не было. Там, где должны у них рожки быть, одни шишечки небольшие торчали. Они тоже были такие милые. По загону ходили. Себя в обиду не давали. Чуть к ним кабанчик приблизится, сейчас же они боевую стойку приобретают. Молока козочка давала за день немного больше трёх литров в  первый год. Дальше, после того, как коза принесла нам двух козлят, молока она стала давать больше. За один удой два литра выходило. А за день четыре литра или чуть больше. Его очень любили мои мальчишки. Не успею я из сарая вернуться с молоком, как мои хлопчики уже с кружками сидят, ждут, когда я его процежу и наполню их посуду. И всё равно, как ни любили дети молоко от козочки, оно оставалось. Я его собирала и из лишнего молока делала превосходный сыр.
Когда выпал снег и пришли морозы, решили борова резать. Покупали то мы их на мясо. Муж пригласил соседа, который настоящий мясник был, режет скотину так, что бы она не мучилась. Ну, а я срочно ушла из дома. Не могла смотреть на весь этот ужас. Да и мне было до смерти жаль бедного кабанчика, хотя свиное мясо я любила. Вернулась домой в то время, когда всё было позади и мясная туша определена была на место. Растопила я печку, нажарила целую большую сковороду свежего мяса с картошечкой. Все едят и похваливают, а старший сын слёзы льёт.
-Сынок, что случилось? Что не так? - поинтересовалась я.
-Хрюшу жалко! Он такой был красивый, а вы его сломали…
-Ну, что поделаешь, такова его участь! Мы его покупали на мясо. Человеку, особенно мужчинам, оно необходимо для нормальной жизни. Если мясо не станешь есть, будешь слабым, хилым. А мужчина обязан быть сильным и крепким. Поэтому и приходится питаться не одной только растительной пищей.
И как мы его не успокаивали, как ни уговаривали, есть в этот раз мясо он отказался. Свинка у нас жила до Нового года.
Козочек мы держали года три. В летнее время, по вечерам, мы выводили их на прогулку. Я с сыновьями шла впереди, а козочки бежали за нами следом, как привязанные, но без повадка. Они ощипали все деревья и кусты в округе. Травку почти не трогали. Их больше деревья привлекали.
 Но через три года наш сосед, который трудился на шахте, взял машину угля и увёз её в Алтай. Там он поменял уголь на две коровы. Они были обе молоденькие, как ещё таких называют, первотёлки. Обе красные, почти коричневые или бурые. Одна из них гладкая и шерсть у ней короткая. Другая лохматая, худая. Как настоящий медведь, который после зимней спячки из берлоги только что выбрался. Обе были без единого белого пятнышка. Рожки маленькие, аккуратные. Глаза, как спелые сливы. У первой коровки в них маленькие бесенята проскальзывают. У второй глаза с какой-то грустинкой. Я пришла к соседям. Меня Анна пригласила. Соседка, хозяйка дома. У них тоже дети имелись и скотины они так же держали много. Что бы их дети тоже не сидели голодом, ели всё до сыта.
-Пойдём, я тебе покажу, каких коров с Алтая муж привёз. - сказала соседка мне.
Я зашла вместе с Анной в их загон.
-А что вы с ними будете делать? - поинтересовалась я.
-Завтра воскресенье. С утра повезём одну из них и продадим. Вот эту, - и она показала на лохматую, - её зовут Фенькой, а одну оставим себе на молоко. Она мне очень нравится. Поможешь мне подоить их?
-Конечно.
Мы взяли по чистому ведру, водички, что бы вымя помыть, полотенце, по кусочку хлеба, вазелин и отправились на дойку. Я угостила Феньку хлебушком, погладила её по мордочке и стала мыть вымя, а потом доить, а соседка стала устраиваться под вторую коровку, которую Варькой звали. Моя коровка доилась легко, стояла смирно, даже хвостом не махалась, что бы мух спугнуть, терпела. Это мне очень понравилось. Соседка надоила молока много, почти восемь литров. А у меня вышло в два раза меньше. Но когда я это молоко процедила через марлю и попробовала, то поразилась. Оно было такое вкусное, даже сладило, и такое жирное, словно не молоко это, а чистые сливки. Такого молока я ещё ни у одной коровы не встречала. А их я уже на своём веку повидала достаточно. Ведь я была из деревни родом, своих коров доила и матери приходилось на ферме помогать с дойкой.
-Послушай, Анна, я куплю у вас эту корову. Прямо сейчас и заберу у вас её. - сказала я.
-Покупай. Только зачем она тебе такая страшная нужна. Её муж взял у каких-то алкашей почти даром.
-Ни чего страшного. Мы её откормим.
-Хорошо, но что мы на базар повезём, кроме коровы? Один комбикорм? - а соседи ещё и кормами торговали. Их родичи жили в деревне и там соседи скупали пшеницу, мололи её тут, в городе, делали комбикорм с разными добавками, а потом везли на базар. К их участку примыкали два гаража. Один большой служил им своеобразной мельницей. Другой был обычный гараж, в котором стояла их машина. На ней муж Анны и возил разный товар. Он ласково свою машину называл Нюска. Была она крытая и могла за раз сразу перевозить груз весом полторы тонны.
-А везите наших козочек. Они очень даже ни чего, упитанные, гладенькие и молока прилично дают.
-Договорились. Тогда ты и молоко от неё забирай с собой тоже.
Я Феньке на рога верёвочку накинула, молоко взяла с собой и отправилась к себе. Муж, как увидел это чудо, чуть не упал. Не знаю только от чего, может, от удивления, а, возможно, наоборот, от возмущения, но ни как не от радости. Это было очевидно невооружённым взглядом.
-Это что такое? - глазами он показал на корову.
-Да не сердись ты так! - успокоила я его. - Прими лучше у меня молоко её и попробуй. Ты какого вкусного молока от коровки, я уверена, ещё не пил! Чистые сливки, а вкус божественный!
-Ты на её морду смотрела?
-Интересно, чем она тебе не нравится?
-Да она страшней атомной войны!
-Ни чего. Откормится. Эта бедная корова у алкашей жила. Как она ещё доехала до нас и не сдохла по дороге? Бедная. Ты вот лучше ей сочной травки нарви и в кормушку положи. Пусть поест, как следует.
-А почему она такая лохматая?
-Так она в зимнее время не в сарае стояла, а под открытым небом. Вот и обросла шерстью.
Осталась у нас эта коровка жить. В стадо мы с соседкой привели наших коров. В то время многие в нашем краю держали их. Пасли сами по очереди. Или нанимали кого в пастухи. Владельцы коров были рады, что в их полку прибыло и в тоже время сильно удивлены видом моей коровки.
-И где вы такое чудо только достали? - спросили они.
-Места надо знать. - невозмутимо ответила я.
Фенька спокойно ходила в стадо весь сезон. За лето она поправилась, стала теперь на нормальную корову походить. Лохматая шерсть её вылезла, бока округлились, глаза повеселели. В феврале она нам принесла бычка и молока стала давать уже не по четыре литра за удой, а по ведру за раз. А когда мы её весной на свежую травку выгнали в стадо, владельцы коров её не узнали.
-Надо же, какая хорошенькая коровка! - говорили они. - И где вы её только купили?
-Да не покупали мы её, это та, страшная, которая прошлый год в стадо пришла. Не помните? - ответила я.
-Неужели та?! Надо же… - удивлялись многие.
Коровка была спокойная очень. Даже когда в поля приезжали ветеринары, делать прививки и брать кровь из вены на анализы, моя Фенька не шарахалась от них, не носилась я за ней, а спокойно привязывала её к дереву какому нибудь и гладила её. А она стояла спокойно, только дрожала от страха. А могла бы и ногой так садануть, что насмерть убить вполне можно было. Уколов то не только люди боятся! Своих мужиков я научила всех доить корову. Муж первое время шарахался от неё. Наверное боялся одного её вида. Ведь он был чистый городской, проживал всё время в квартире. А там, кроме кошки и собаки, вряд ли что станешь держать. Родители мужа и этих животных не держали. Так что, мой муж коров, конечно, видел, но только издалека. Близко не подходил. А тут на тебе! Корова, да ещё и на таком расстоянии, на котором можно до неё дотронуться и подоить. Когда я показала ему процесс дойки и объяснила всё, он с опаской спросил:
-А ей не больно будет, когда я дёргать за титьки её стану, ведь у меня сила не мерена?
-А ты не дергай её а жми так, что бы молоко вытекало.
Первый раз он на то, что бы выдоить корову полностью потратил двадцать пять минут. Хотя там и доить не чего было, за пять, ну, десять минут можно было управиться. Корова терпеливо всё сносила и только покачивалась из стороны в сторону. А когда он окончил доить, она так глубоко и с облегчением вздохнула, ну прямо, как человек. Только не сказала: - Ну, наконец-то муки кончились мои!
Тут подошли лихие девяностые годы. Сменилась власть в стране. Советский Союз распался. С прилавков магазинов исчезли продукты. Их стали выдавать по карточкам, как в военные годы. Даже водку выдавали по карточкам. Но так, как её мы в нашей семье не употребляли, все карточки я обменяла на мужские носки и растворимый индийский кофе. За хлебом надо было стоять по часу в очереди. Но наша семья все невзгоды, что творились в стране, пережила легко. Овощи все у нас были свои. Мы их сами каждый год выращивали в огороде своём. Только картошку на полях садили. Корова отлично и много давала молока. Часть мы его продавали, а из остального получали сметану, масло, творог и сыр. Мясо всё было своё: говядина, свинина, крольчатина, куры и даже гуси. Весной я купила двадцать гусят. Пока они были маленькими, сидели у нас в загоне. Там я им вкопала старую ванну, наполнил муж её водой. Получился небольшой водоём. Как раз для малышей подходил. А в конце нашей улицы был настоящий природный водоём, небольшое озеро. Как оно образовалось, я не знаю. Оно было круглое, как блюдце и местные жители прозвали его пятачком. Ребятишки на этом пятачке ловили рыбу. Только я не видела их улов, но они уверяли, что рыба там есть! В жаркие дни там купались те, кто помоложе. Взрослые туда не лезли. А наш дом стоял почти в конце улицы, за нами ещё один дом находился. До этого пятачка дойти не составляло большого труда. Минуту времени потратил и ты там. По краям этого водоёма росли ивы. Ветки их опускались так низко над водой, что края полоскались в воде. А подход к воде был отличный. Кто-то соорудил отличные подмостки, с которых вполне можно было бельё полоскать или нырять в воду.
Вот когда наши гусята подросли, я их стала гонять туда, на этот водоём. Несколько раз сама отгоняла, а потом мои мальчики взяли на себя эту обязанность. Гуси росли как на дрожжах. Вымахали большие. Когда выпал снег, стали мы с мужем их резать. Они такие умные были, гуси эти! Сначала они бегали от мужа, не знали, куда им спрятаться. Ведь им так хотелось жить! А потом поняли, что участь их решена и что пришла пора им с жизнью расставаться. Перестали бегать. Стояли, опустив головы. Но мы не всех их порешили. Парочку самых здоровых оставили на племя. Каждого разделанного гуся муж сам взвешивал. И получалось в среднем по восемь кило каждый. Из их пуха я сделала одеяла. Сначала каждому ребёнку, а потом уж и нам. На одно одеяло у меня пуху ушло с десяти гусей. Так что, держать гусей пришлось не один год.
В девяносто шестом году с мая месяца нам не платили деньги. Кризис в стране был. И это продолжалось долго, целых полгода. Учителя нашего города объявили забастовку. На работу мы ходили регулярно, но детей не учили. Родители  стали возмущаться, а их дети пошли на митинг с плакатами в руках, на которых было написано: Мы хотим учиться! Голодный учитель, это не учитель! Мы не хотим, что бы учитель умирал от голода за учительским столом!
А в одной школе имело место подобному случаю. Там учитель истории умер прямо на уроке. Возможно, от голода, а, может, сердце его биться перестало потому, что он сердечник был. Не зря ведь врачи, которые приходили к нам в школу с медкомиссией, детей осматривать, ну и за одно, учителей, говорили, что каждый из нас должен раз в году полежать немного в больнице, что бы подлечить своё сердце и нервы. Учителя даже захватили мэра города в заложники и держали его почти неделю в пятнадцатой школе. Караулили его учителя по очереди. Составили график, в котором было чётко указано, кто, когда и в какое время дежурит на посту. Мэру был поставлен ультиматум: пока не начнут выплачивать учителям деньги, он не выйдет из школы. Я тоже дежурила с моей коллегой из нашей школы. Нам выпало дежурство в воскресение. И как только стали выплачивать зарплату, мэра выпустили на свободу и дети сели за парты.
Заниматься в тот год дети стали с ноября месяца.
Что бы собрать детей в школу, мы одного кабанчика зарезали, а мясо продали. На вырученные от продажи деньги мы купили всё необходимое детям в школу. Бычок пошёл на то, что бы купить уголь на зиму. Сено корове купили за мясо гусей. Но продали мы их не всех. Часть осталось и нам.
Время идёт быстро, прошли и эти трудные годы. Постепенно жизнь стала приходить в норму. Дети окончили школу, поступили сначала в техникум, а потом в университет. И тут нам помогла скотина. К тому времени у нас было уже не одна корова, а две и обе исправно доились. Мы продавали молоко. Приносили на работу и на дому у нас его охотно покупали. А вся выручка шла на уплату за обучение детей.
 Не заметила я, как дети отошли от нас. Сначала старший сын окончил университет и привёл себе жену. Естественно, после свадьбы это случилось. Мы ему помогли купить свой дом. В квартире он жить не захотел.
А потом и младший семьёй обзавёлся. Но он не захотел жить в этом городе. С работой у нас было сложно. Предприятия, которые работали при прежней власти, закрылись. Безработных было в городе много. Нормальную работу найти стало сложно. Однако, мои мальчики работу себе нашли без особого труда. Старший преподавал в техникуме, младший трудился в компьютерной фирме. Но младшему хотелось большего и он уехал в Москву, искать своё счастье там. Через некоторое время там, в Москве, он встретил девушку, с которой они вместе пошли по жизненной дороге. Возвращаться в Сибирь не захотел. Да и его молодая жена была москвичка. О Сибири у ней были смутные представления.
 Мы остались с мужем одни. Казалось, что ещё надо в жизни? Детей нет, живи в своё удовольствие! Так нет же, опять проблемы. Скотину мы держали по-прежнему. Только уже намного меньше, чем в прежние времена. К тому времени я вышла на пенсию, а муж ещё ходил на работу. Ему ещё не пришла пора. Времени свободного у меня было теперь намного больше. Не надо было сидеть допоздна, писать планы, проверять тетради. Можно ложиться спать и раньше. Но утренняя побудка всё равно оставалась в пять часов. Корову то надо было подоить вовремя в любое время года. Это в летнее время её выгоняешь на пастбище, а зимой дашь ей сено в кормушку и пусть себе стоит, жуёт. Всё, вроде бы, нормально, но я стала замечать, что мой благоверный стал меняться. Особенно с наступлением весны. Часто он задерживался на работе, следил за собой тщательно, прежде, чем выйти из дома, обязательно в зеркало критически на себя посмотрит. «Ага, - подумала я, - ни как кризис среднего возраста у тебя настал! Что-то поздновато это случилось. Седина в бороду, а бес в ребро». Я не сомневалась, что это именно так. Сердцем чуяла. И однажды он сказал мне, собираясь на работу, что берёт отпуск на три недели и уезжает на это время в дом отдыха по путёвке в Белокуриху.
-Когда? - поинтересовалась я.
-Доработаю эту неделю и на выходные отправлюсь в дорогу.
-Отлично.
Больше я ни чего говорить ему не стала. Мне и так было понятно, куда и за чем он едет. А муж так торопился на работу, что забыл свою записную книжечку. Её я заметила сиротливо лежащей на столе в зале. Я ни когда не совала свой нос не в свои дела, а тут не выдержала, взяла в руки эту книжечку и решила проверить, что там у него. Открыла. И на первой страничке увидела, что она заполнена вся номерами телефонов. А против каждого номера стояли имена. И все эти имена были женскими. Я не стала листать дальше и смотреть, что там. Достаточно было и этого. И мне вдруг, пришла в голову бредовая идея: а не проверить ли хоть один из этих номеров? Например, этот первый. Он подписан был ходовым именем, Лена. И таких номеров с таким именем было несколько. Остальные тоже с женскими именами. Мужской только один номер и был. Возможно, на другой странице было иначе, но дальше я не листала. Мне достаточно было и этого, что я увидела. Я взяла телефон и набрала первый номер из записной книжки. Ждать долго не пришлось.
-Алло!
-Здравствуйте. Скажите пожалуйста, вы знаете Михаила?
-Да, очень хорошо знаю.
-Кто он вам приходиться? Только честно говорите, ни чего не скрывая.
-А я не собираюсь что-то скрывать. Он мой жених. Скоро мы с ним станем жить вместе. А что?
-Да нет, ни чего. А свадебное путешествие у вас намечается?
-Да, конечно. В субботу мы вылетаем к моим родителям в Анапу. Они там живут.
-Ну, счастья вам!
Это сообщение было для меня, как гром среди ясного неба. Сказать, что я сильно расстроилась, значит, ни чего не сказать. Я знала, что мужчины все на одно лицо. Им надоедает жить с одной женой всю жизнь. Да ещё с такой деревенщиной, как я. Ни чего, кроме своей скотины не видит. Ну, конечно, и детей. Дети мои учились хорошо как в школе, так и в университете и техникуме. Наверное, я слишком сильно давила на своего мужа? Может, напрасно всё это делала? Но ведь всё это было не ради моего удовольствия! Хотела, что бы мои дети и муж в том числе, питались хорошо. И вот награда за все мои усилия! Я села на диван, всё взвесила, проанализировала и пришла к выводу, что не стоит за такого мужа, который тебя не оценил и не уважает, держаться. Раз он решил сменить жену, значит, на это у него были веские причины. А любовь, если она и была, то давно себя изжила. Надо быть трезвой и отпустить его навсегда. И убиваться не стоит. Надо действовать. После этого я успокоилась окончательно. Записную книжку я положила на прежнее место и стала принимать срочные меры.
Вечером вернулся с работы муж и первым делом бросился в зал. Он быстро схватил свою записную книжку и выразительно посмотрел на меня. А я сидела в зале, вязала внуку костюмчик. Я ни чего не сказала, только многозначительно улыбнулась в ответ. Он спрятал записную книжку и сказал:
-Ужинать не стану. Я не голоден.
-А я тебя и не приглашаю. - выдавила через силу я.
В субботу рано утром он отправился в свадебное путешествие. Хотел со мной проститься перед уходом, но я ушла в огород. Не хотела его видеть. Я, конечно, на него сильно обиделась. Но, если подумать как следует, я ему благодарна за то, что мы с ним прожили счастливо, родили двоих сыновей и достойно их воспитали, дали им образование. Ну, а случилось, что он встретил другую, симпатичную и молодую, влюбился, так это ни чего. Пусть живёт так же счастливо. Я ему мешать не стану. То, что его новая избранница молодая я не сомневалась. В его возрасте мужики только на молоденьких и смотрят, пуская слуни.
 Уехал он, а я быстро стала действовать. Мне надо было торопиться, что бы успеть всё задуманное осуществить. В первую неделю я продала всю скотину. Остались только кошка в доме и собака на цепи. На вырученные деньги я купила большую комнату (восемнадцать квадратных метров) в бывшем общежитии. На маленькую квартиру денег не хватило. «Ни чего, -подумала я, - для одной вполне места хватит. Крыша над головой есть. Пищу себе приготовить тоже есть где. Душ имеется. Что ещё надо в этом возрасте?» Собрала все свои вещи, которые мне понадобятся там, сложила посуду часть себе, часть мужу, наметила, что из мебели с собой захвачу, наняла машину. А когда стали грузить вещи, появился сын.
-Так! Что у вас тут творится? Объяснить можешь?
-Не видишь что ли? Разводимся мы с отцом твоим. Его сейчас нет. Он уехал в свадебной путешествие с новой женой в Анапу. За одно, с её родителями знакомиться. Они там живут. И пока его нет, мне надо освободить место для его новой жены. Я понятно объяснила?
-Да куда уж понятней. А как же скотина?
-А её больше нет. Всю продала и купила комнату себе.
-А как же отец?
-Ему я желаю счастья в личной жизни. Передай ему, что мешать я не буду и на развод уже подала. Он свободен. Имеет право на новый брак.
-Ну вы прямо, как маленькие дети!
-Ни чего, сынок. Так в жизни бывает. Я знала, что рано или поздно этим всё кончится. Если хочешь, едем с нами. Поможешь вещи сгрузить. За одно, посмотришь, где я стану теперь жить.
-Отец когда вернётся?
-Дня через два, но, может, чуть раньше.
Уехала я в первой половине дня, а бывший теперь уж муж появился весёлый, загоревший, хорошо отдохнувший, под вечер того же дня. Но когда он вошёл в дом, то не узнал его. Он побежал к сыну.
-Что произошло у нас, можешь мне объяснить?
 И сын всё ему рассказал, до малейших подробностей. Не знаю, расстроился он или нет, но прожил он с новой женой только полгода. А потом начались новые поиски спутницы жизни и до сих пор они у него идут.
А я навела порядок в своём новом жилище и стала жить новой жизнью. Теперь не надо было мне возиться со скотиной, не надо было пропадать на огороде, свободная от всего. Можно было ложиться спать в любое время и вставать хоть в обед. Но не могу. Привычка, приобретённая годами, не даёт. Поднимает меня в пять часов утра. И ни как от неё не избавлюсь.
           Июнь 2023г.