Joe 1970

Андрей Пономарев 3
«Сейчас Америке не хватает таких, как Джо» – подытожил свою заметку один из комментаторов на Яндекс.ру.

Джо – работяга литейного цеха, герой одноименного фильма, яростный враг хиппи, проституток, лоботрясов и прочих экземпляров паршивой молодежи.

Однажды в пивбаре Джо встречает брата по оружию – успешного менеджера Билли, который после тяжелого делового дня по недоразумению в порыве эмоций лишил жизни наркодилера – кавалера любимой дочурки Билли, подсевшей из любви к своему ухажеру на тяжелые наркотики. Джо знает о деянии Билли и, одобряя его преступное поведение, зазывает респектабельного джентльмена в гости. В подвальчике дома Джо содержится арсенал ледяных стволов – такой арсенал, которому может позавидовать армия Конго. Джо готов без разбору отстреливать отбросы американского общества и делится с новым товарищем планом вселенского уничтожения хиппи, волосатых, сутенеров и прочей нечисти. Билли колеблется – но компания Джо так приятна для его души, ведь когда твое преступление одобряют, то совесть твоя молчит. Вплоть до финала картины деляга мучительно делает выбор: оградить патлатую молодежь от карательной акции Джо или, встав на сторону пролетарского гнева, безжалостно истреблять носителей свободы, развратившей юное сердечко дочери Билли.   

Картина Джона Эвилдсена (впоследствии режиссера первого «Рокки») имела оглушительный успех в народном прокате. Массы хлопали в ладоши всякий раз, когда Джо хватался за оружие или метким словом поносил волосатых неформалов. Джо – предтеча американских киномстителей, вроде Трэвиса Бикла и одержимого страстями детектива Дойла из шедевра Уильяма Фридкина «Французский связной».

Нужен ли сейчас Америке такой Джо – вопрос риторический. Расцвет Нового Голливуда пришелся на загнивание и корчь звездно-полосатого государства: город Нью-Йорк едва не объявили банкротом, редкий гражданин выходил целым из метро, молодежь дохла от дешевого героина и на фоне всех этих «благополучий» хронически бастовали ассенизаторы.

Но поскольку стакан всегда наполовину полон, всегда, то будет несправедливым обойти вниманием обратные, то есть положительные стороны указанных выше ужасных явлений. Кризисная Америка 1960-70-х породила Новый Голливуд, даруя миру лучшие произведения Скорсезе, Фридкина, Эвилдсена, Пекинпа и Формана – местами неполиткорректные, оскорбительные, но предельно откровенные, горькие и неравнодушные к общественным проблемам.