Просто подлец и шалопай

Надежда Секретарева
    Несколько слов о Дантесе, который навсегда стал тенью Пушкина.

    "Видный, очень красивый, прекрасно воспитанный, умный, высшего общества светский человек..." - А.И.Злотницкий.
     "Это был столь же ловкий, как и умный человек, но обладал особенно злым языком, от которого и мне доставалось, его остроты вызывали у молодых офицеров смех" - Гринвальд Р.Е.
     "Красивой наружности, ловкий, веселый и забавный, болтливый, как все французы, Дантес везде был принят дружески, понравился даже Пушкину..." - Смирнов Н.М.

    "Дантес по поступлении в полк оказался не только весьма слабым по фронту, но и весьма слабым недисциплинированным офицером"... и далее описание нарушений :
Садился в экипаж после развода раньше начальников.
На параде, как только скомандовано было полку вольно, позволил себе курить сигару... что это такое за нарушение? Курил сигару... ну, ведь и члены Лермонтовского кружка 16 тоже курили сигары, видимо, в пику государю императору, который сам не курил и порицал курящих...
На линейку бивака, вопреки приказанию офицерам не выходить иначе, чем в колетах и сюртуках, выходит в шлафоре, имея шинель внакидку... так сказать, в халате и в шинели, силен, однако.
На учении слишком громко поправляет свой взвод, что, однако, не мешает ему самому терять дистанцию и до команды вольно сидеть совершенно распустившись на седле ...Отлучался с дежурства, опаздывал на службу... всего имел 44 взыскания за три года службы. Напоминает проделки корнета Лермонтова, тот как-то явился в строй с очень маленькой саблей, которую у него забрали и наказали. Видимо, так было принято в среде гвардейцев. На службу это не влияло.
   Чем же был занят Дантес? Сочетал службу в привилегированном кавалергардском полку с проделками и забавами, которые укрепляли его авторитет в среде товарищей.

    Шалопай, балагур, остроумный, интересный, веселый, хороший танцор, принятый в высшем свете.

    А где же наступает подлость? А вот. Когда он начинает занимать и развлекать беременную на достаточно большом сроке Наталью Николаевну, и тут же начинает написывать барону Геккерну о своей великой и возвышенной страсти. Ну, какая там страсть? Мало того, он еще пишет о взаимной любви... и она его любит, ну, да, на двадцать второй неделе беременности, правда, Дантес указывает, что Наталья Николаевна ему отказала. Надо полагать, что трансляция о его любви пошла и по его приятелям кавалергардам.

    Пока Наталья Николаевна носила беременность и рожала дочку, разговоры о любви к ней красавца кавалергарда уже имели хождения. Вот и Софья Николаевна пишет брату в письме, как встретила Дантеса на большом светском мероприятии и он начал при ней проявлять "смешные припадки чувств, как всегда, к прекрасной Натали". - Натали из дома еще не выходит, а он повествует о своей великой и возвышенной страсти.

     Лето быстро пролетело. Был бал на Елагином, на котором присутствовала Пушкина. В сентябре у Карамзиных Дантес не отходит от Катерины, но смотрит на Пушкину - Софья Николаевна об этом пишет брату, зачем? Неизвестно. Но компрометация жены поэта уже началась.

     Дальше больше. Наталья Николаевна отказывает Дантесу, княжна Барятинская отказывает. Барон Геккерн диктует письмо с отказом Дантесу, которое потом сам и вручает Наталье Николаевне и пишет об этом графу Нессельроде. Это то самое письмо о котором писал Александр Сергеевич " вы , вероятно, внушали ему нелепости, которые он высказывал, и глупости, которые он брался излагать письменно..." - Дантес ушел от объяснений по поводу этого письма, объяснив, что писал короткие записки Наталье Николаевне.

     В ноябре барон Геккерн организует пасквиль, и дальше дуэль, переговоры и внезапная женитьба на Екатерине. Информационный взрыв. Все языки города пришли в движение. Надо полагать, что наговорили много. Тут и великая и возвышенная страсть, и дикая ревность, и поцелуи с сажей, и письма, и спасение чести любимой женщины, и закабаление себя на всю жизнь, и женитьба на ручке от метлы , и дипломы с золотыми рогами.

     Дантес женился. А дальше его поведение становится подлым. Он компрометирует Наталью Николаевну своими взглядами. Как пишут современники, Дантес пристально смотрит на нее, выказывая несчастную любовь и привлекая излишнее внимание общества. Зачем? Показать всем, что он готов ответить за свое поведение... пытаясь тем самым нанести урон репутации жены поэта.

     А вот и письмо-донос Бреверну от Жоржа Дантеса :"Это случилось у французского посланника на балу, за ужином. Он воспользовался моментом, когда я отошел, чтобы приблизиться к моей жене и предложить ей выпить за его здоровье. После отказа он повторил свое предложение, - тот же ответ.Тогда он удалился разъяренный, сказавши ей: "Берегитесь я вам принесу несчастье! "
Моя жена зная мое мнение об этом человеке, не посмела мне тогда повторить разговор, боясь истории между нами обоими".
"При госпоже Валуевой в салоне ее матери он говорил моей жене следующее: "Берегитесь, вы знаете, что я зол , и что я кончаю всегда, что приношу несчастья когда хочу."
"В конце концов, он совершенно добился того, что его стали бояться все дамы....Госпожа Пушкина на замечание господина ВАлуева, как она позволяет обращаться с собою таким образом подобному человеку, ответила:" Я знаю, что я виновата, я должна была бы его оттолкнуть, потому что каждый раз, как он обращается ко мне, меня охватывает дрожь". Того что он ей сказал, я не знаю, потому что госпожа Валуева передала мне только начало разговора. " - Дантес пытается заручиться свидетелями, которые могли бы подтвердить грубость Пушкина? Но он знал, что дам в свидетели по мужеским делам не приглашают - этикет не велит. Зачем же он это писал? А чтобы сделать виноватыми Наталью Николаевну и Александра Сергеевича, как бы и ничего особенного, но с душком.

    "Января 26 Нидерландский посланник. барон Геккерн получил  от камергера Пушкина оскорбительное письмо, касающееся до моей чести, которое якобы он не адресовал на мое имя единственно потому, что считает меня подлецом и слишком низким." - в официальном документе не удержался и скаламбурил, как есть шалопай.

     "Посылая довольно часто к госпоже Пушкиной книги и театральные билеты при коротких записках, полагаю, что в числе оных находились некоторые, коих выражения могли возбудить его щекотливость как мужа, что и дало повод ему упомянуть о них в своем письме к барону Геккерну... как дурачества мною писаные." - и это ли не подлость? Так подставлять женщину, этот поступок никак нельзя назвать мужским. Главное выгородить барона Геккерна, который вручил Наталье Николаевне письмо, по его словам, в собственные руки. Барон Геккерн как дипломат не мог вручать письма , не нарушив дипломатического протокола.

     И никакой демонизации Дантеса. "Пустое сердце бьется ровно, в руке не дрогнул пистолет"... и пистолет дрогнул, и рука дрогнула , и сердечко затрепетало, хоть как- нибудь, да очернить Пушкиных.

     А всё болтовня, бахвальство, каламбуры, хвастовство, пустота и тонкая грань, перейдя которую шалопай становится подлецом