Производство - байка

Владимир Войновский
Фото из Интернета

Осы http://proza.ru/2023/06/14/979


            Большой автономный траулер морозильный – крупнотоннажное судно, предназначенное для промысла рыбы, также самостоятельной обработки, замораживания и хранения улова. На борту БАТМа производится готовая продукция в виде консервов, вырабатываются технические и медицинские жиры, перерабатываются отходы и прилов на рыбную муку. Завод небольшой, но обратите внимание, сколь широко его производство. Есть линия для заморозки сырца и морозильные установки, есть консервная линия и автоклавы.

            И вот один «морской волк» рассказал такую историю.

            Промысловые рейсы длинные и чем себя занять, каждый выбирает сам. Но все обязательно готовят морские подарки своим семьям, чтобы по приходу порадовать домочадцев и друзей различными деликатесами. В ход идут печень, икра и молоки трески и минтая, брюшки и спинки мелкого минтая, приловы в виде крабов, кальмаров, креветок…

            Во время смены на «пианино» (транспортерная лента для сортировки)… Минтай на ленте, в зависимости от работы ножей, укладывают ровно головами в одну сторону.

            Первый матрос от бункера по ваннам распределяет морепродукты, попавшие в трал.  Это необязательная процедура, так как весь прилов уходит для выработки муки. Это для себя.
            После обезглавливания, тушки рыб попадают на «конуса» для очистки брюшной полости от внутренностей. Здесь стоит специально обученный человек для отбора из накопителя печени, икры, молок. Он их сортирует, промывает и отставляет в сторонку.

            Первые четыре часа вахта работает в авральном режиме, а после перерыва с каждого этапа производства один матрос переходит на выработку продукции для личного потребления. Многие не верят, но в нашей бригаде на это время оставались по одному матросу на заливке форм рыбой и их отправки на заморозку. Все было отлажено и проходило без сучка и задоринки.

            «Отдельная бригада» занимала свои места на консервной линии. Отобранные и промытые деликатесы укладывались в жестяную баночку и отправлялись в автоклавы. За время перерыва креветки, крабовые конечности и кальмары варились острым паром в отдельных баках и также очищались, нарезались и попадали в свою баночку для термической обработки или в пакеты для заморозки.

               Здесь надо оговориться, что в таком режиме бригады работали в ночные часы. Днем на подвахте, согласно графику спускались в завод свободные члены экипажа: механики, мотористы, штурмана, рулевые, судовой врач и даже капитан-директор с его заместителем по производству. В такие смены за первые четыре часа набиралось много «материала» на собственную выработку.

              Странно, весь экипаж получал свой «подарок» по окончанию рейса и все же производство левака велось в «тайне». Наверное, на борту были любители «стукануть».

              Ближе к концу промысла готовилась вяленая рыба.  Она была либо просто тушкой, либо ее нарезали. Также готовили кальмар. На берегу под пиво это мечта любого «пивного» животика.
 
              И вот траулер торжественно встречают в порту. Постановка к пирсу и сход экипажа на берег. Где бы, не ошвартовалось судно, экипаж должен пройти две проходные: с пирса и с территории порта, либо завода. И тут начинаются игры в кошки-мышки. Естественно, портовские, зная, что моряки пришли из долгого рейса, желают поживиться «дарами» морей.

- Это что?

- Горошек!

- Какой горошек? Что в банках?

- Горошек! Что не видно? Написано «Зеленый горошек».

- Чего мне голову морочишь? Открывай!

- Купи и открывай!

            Купить охранники ЧОПов не решались и после перебранки отпускали матросов на все четыре стороны. А в сумках в литографических баночках с горошком, маринованными помидорчиками, томатной пастой, молодыми корнишонами, проходили, заготовленные деликатесы.

              Ну, конечно, мы не сразу все свое забирали. Спустя пару дней, когда портовские успокаивались, мы выносили остатки. Правда, с охранниками делились солено-вяленой нарезкой, подкидывали мужикам в стеклянной банке печень, сушеных окуньков. Не поделишься, в следующий раз выпотрошат по полной.
 
- Чего спрашиваешь? Где брали литографическую баночку?

- Так кто, где добывал перед рейсом. У нас в стране были бы деньги, товар сам тебя найдет!

             Вот такая история, брат.

Шлюпка http://proza.ru/2023/06/23/1199