Песочные часы

Олег Бутрамьев
1

В детстве мучила
Всякий день меня
Мерзкая болезнь,
Тяжкая весьма.

В отчем доме я
Очень долго был
Ею заточён
И глядел с тоской
На других детей,
Кои за окном
Тешились игрой,
Будто воробьи
Беззаботные.

И немало книг
О веках былых,
О героях их
Я в те дни прочёл,
Грезя обрести
Силу ратника,
Волю светлую,
Славу вечную.

А когда врачи
Досаждали мне
То припарками,
То пиявками
Иль иной какой
Пыткой, призванной
Излечить меня,
Я старинные
Созерцал часы.
В них за стёклами
Струйкой сыпался
Золотой песок.

И однажды мне
Вдруг представилось,
Что крупицы те
Это пыль эпох,
Прах забытых царств,
В прошлом сгинувших.

И подумал я,
Что в грядущем наш
Гордый стольный град
Равнодушные
Годы превратят
Вот в такие же
Мелкие пески.
И не только град,
Но и страны все.


2

Что ж, прошла пора
Детства мрачного.
И недуг, меня
Не сумев сломать,
Сгинул вместе с ней.

Я же возмужал
И, пресытившись
Скукой смертною,
Утолить решил
Жажду странствия.

Так и сталось, что
Я до старости
По земле бродил
Да под парусом
Плавал по волнам
И морей, и рек.

На Востоке был,
Где бескрайняя
Распростёрта степь,
Вотчина ветров
Нескончаемых
И кочевников,
Коим несть числа.
Это лучшие
В мире лучники
И наездники.
За божеств они
В заблуждении
Почитают сонм
Самых ярких звёзд,
Солнце и луну.

Довелось мне быть
И на Западе,
Там, где злобой всё
Сплошь пропитано,
Хоть красотами
Изобилует.
Люди в тех краях
Любят роскошью
Окружать себя.
И на трон они
Возвели порок,
Похоть плотскую,
Побудившую
Развратится их
До безумия.

И на Юге я
Тоже побывал.
В землях знойных, где
Снега и зимой
Не отыщется.
Но кусачий гнус
И скользящие
Гады разные
Столь пугающе
Там размножились,
Что владыками
Чувствуют себя
И среди пустынь
Раскалившихся
И в тени лесов
Гиблогнилостных.

В той стране народ
Грозен и свиреп,
Тёмен кожею
И законами.
В грязных капищах
Кланяется он
Истуканам Тьмы,
Скверным идолам
И пред ними ест
Человечину.

Вдосталь истоптал
Я дорог и троп.
Был и странником,
Был и ратником
Да при случае
Людям страждущим
Помогал всегда,
Не отказывал.

Приключениям
Потерял я счёт.
Честь не запятнал,
А снискал почёт.
И сокровища
Проклятых чащоб
Юго-западных,
Баснословный клад
Отыскать я смог,
Сделавшись богат,
Как вельможный граф.

Но жены не взял
Я себе нигде,
Ни в краях родных,
Ни в краях чужих,
Ибо не хотел
Семьянином быть
И детей плодить.
Не хотел оков
Ни себе, ни им.

А когда меня
Старость подлая
Начала лишать
Сил и бодрости,
Повернул я вспять,
В земли Севера,
И в родительский
Возвратился дом.


3

Хвори мне опять
Стали докучать.
Также и карга
Серая тоска.

Вновь они меня
В четырёх стенах
Стали запирать,
Удлиняя срок
Заточения
Вдвое всякий раз.

Но когда меня
Бог одаривал
Днями здравия,
Отправлялся в лес
Или в горы я,
Чтобы погулять
Да насобирать
Трав лекарственных.

И однажды мне
От ненастья там
Спрятаться пришлось
В гроте под скалой.

Был огромен он
И пустым окном,
Круглою дырой
Свода своего
В небеса смотрел
Громогласные,
Скалящие средь
Сине-чёрных туч
Красных молний рать.

А в полу была
Схожая дыра,
Пропасть некая,
Мрака полная.

Рядом высилась
Арка светлая,
Триумфальная,
Мраморная вся
Да с прекрасными
Барельефами.
Выбили на них
Ветвь сосновую,
Перевитую
Плодоносною
Гибкою лозой
Виноградною.

Выбили ряды
Раковин морских,
Черепов людских
Да мечей прямых,
Перекрещенных
С прорвой посохов.

Выбили букет
Благородных роз,
Но с шипами столь
Переросшими,
Что терновник бы
Позавидовал.

Выбили узор
Из подков и змей,
Переплетшихся,
Да из пауков
И других жуков.

По-над этим всем
Выбили ладонь,
От которой шли
Вниз наискосок
Длинные черты
Наподобие
Солнечных лучей.

Я был утомлён
Да к тому же стар.
Подле арки лёг
И под шум дождя
Вскорости уснул…

А едва гроза
Успокоилась
И настала тишь,
Я открыл глаза,
Пробудившись враз,
И увидел, как
Арка складная
Разрушается,
Как она, шурша,
Обращается
В ручейки песка
Белоснежного.
Те же прочь текут
В темень пропасти…

И до вечера
Я, не двигаясь,
Созерцал сие
Диво дивное.

Светлый монумент
Весь рассыпался.
И тогда из тьмы
Вверх по воздуху
Мраморный песок
Млечной струйкою
Медленно потёк
Аккурат в окно
Свода скального,
В небеса, где туч,
Как и облаков,
Нынче не было,
Но темнел эфир,
Ибо близилась
Исполинша ночь.
И внезапно в нём
Прежде времени
Звёзды принялись
Возникать как врозь,
Так и парами,
Да созвездия
Неизвестные
Образовывать.

И светила те
Цветом разнились.
Серебристые
Искры мне в тот час
По душе пришлись
Больше прочих всех.
Блеск их чистым был,
Будто праведность.

Изумрудные
Искры тусклыми
И усталыми
Показались мне.
А янтарные
Да сапфирные
Беспрестанная
Сотрясала дрожь,
И в ближайший дол,
Как в открытый гроб,
Помигав, они
Тихо падали
По одной, по две
И, наверное,
Угасали в нём.

Это зрелище
В крепкий сон меня
Заново ввело,
Дабы на заре
Утренней восстал
Отдохнувшим я.