Кирьят Луза - поселение самаритян. Израиль

Авигайль Барс
По следам поездки в Самарию.
Кирьят Луза - поселение самаритян, административно относящийся к Шхему. Они вынуждены лавировать между евреями и арабами. Считая себя частью еврейского народа, они тем не менее работают в Шхеме, в быту говорят на арабском.
Немного истории о самаритян. В 4-5 веке нашей эры их насчитывалось более миллиона, к началу 20 века их осталось 124 человека. Сейчас самаритян насчитывается около 750 человек, часть живет в Холоне, а часть – на горе Гризим: это гора является для них святым местом, именно здесь, по их мнению, Иегошуа построил жертвенник, здесь они приносят пасхальную жертву. При разделе земель между Израилевыми коленами район Самарии достался сыновьям Иосифа. После раскола Объединенного Израильского царства район Самарии стал центром северного Израильского царства, а город Самария с 70-х годах IX в. до н.э. — его столицей. В 722 году до н.э. ассирийский царь завоевал Самарию, Израильское царство было разрушено и исчезли десять колен, которые в нем проживали. Вместо них ассирийский царь привёз другие народы в основном из Междуречья, которыми заселили район Самарии. Вот с каких древних времён пришла идея переселения народов. В разорённом районе Самарии был голод,львы приходили сюда и утаскивали людей. Иосиф Флавий писал, что во всем районе свирепствовала чума. Жители района решили, что эти беды — кара местного божества, и отправились к ассирийскому правителю с просьбой прислать им еврейского священнослужителя,так у них появился еврейский коэн,который учил эти народы вере в Единого Бога и жизненным законам-Торе.
Они верят только в письменную Тору. Считают себя настоящими евреями. В этой заметке я хочу поднимать тему разногласий с евреями, сколько они сделали вреда еврейскому народу. Самаритяне строжайше соблюдают субботу. При этом у них нет никаких поблажек: таких как шабатние часы, нельзя пользоваться ни холодильником, ни шабатней плитой, на которой еда остается теплой в течении всего дня. Пост в Судный день - Йом Кипур-обязателен для всех в том числе и для кормящих матерей и для младенцев с того момента, как мать перестаёт кормить их грудью. Все обязаны поститься, т.к. в Торе написано: кто не поститься в этот день - душа его исчезнет из народа. По этой же причине все абсолютно самаритяне должны приехать сюда на гору Гризим в Пейсах,здесь на площади проходит жертвоприношение, проводится Седер Пейсах и затем каждый обязан вкусить или хотя бы пригубить жертву. Можно увидеть здесь канаву для стока крови жертвы - это обычно овцы; колодец с решёткой - это печь,где запекается жертва,всё делается строго по расписанию. Мы попросили их старейшину, возможно он будет следующим самаритянским первосвященником, прочитать молитву "Шма ..." - результатом были разочарованы: ничего похожего на нашу молитву, как-будто на арабском звучало. В посёлке есть завод, где выпускаются в баночках тхина, евреи не признают кашрут самаритян, но на этой продукции был знак израильского кашрута. У самаритян есть музей их истории и традиций.  До недавнего времени самаритяне заключали браки только внутри общины. В связи с возникшими из-за этого проблемами руководители общины разрешили жениться на прошедших их гиюр еврейках и караимках, а затем — и на христианках.
Мы полюбовались на кованные решётки и ворота, на добротные дома самаритян. По пути на гору Гризим издалека можно увидеть дворец палестинского миллиардера Мунибу аль-Масри, это точная копия знаменитой итальянской La Rotonda Палладио, построена из итальянского мрамора. По рассказу гида, дворец окружён садом с бассейном, там летают павлины. Дворец расположен на горе Гризим, а внизу-лагерь беженцев этого богача, его соплеменников, для контраста.

На снимке автора - дворец палестинского миллиардера.