Мудрость

Ю Рэк
 Я всегда удивлялся мудрости моей мамы. Она женщина простая, из глубинки. Выросла в не простые времена, когда остатки Российской империи рвали на части и от нее летели перья. Страну рвала Антанта, точнее бывшие союзники. А тут еще Польша с ее вечными претензиями к России. О войне с Панской Польше сейчас вспоминают редко, а именно она оставила в Белоруссии глубокие назаживающие следа. Про Германию и речи нет, это при Горбачеве она вдруг стала партнером. Так, что двуглавый орел долгое время выглядел общипанной курицей. Но, тем не менее, моя мама именно после Великой отечественной войны, после освобождения Белоруссии, попала под статью и получила срок за то, что отказалась ехать на стройки социализма. Замечу, что у моей бабушки Ульяны муж, мой дед, Андрей Федосович пропал без вести во время карательной экспедиции войск СС. Кажется, эта операция называлась "Марабу" и была проведена фашистскими войсками в нашем район перед операцией Красной армии "Багратион". Так вот, в семнадцать лет моя мама получила срок за то, что не поехала в Челябинск. У моей бабушки Ульяны были еще дети, сын и дочь, которые были моложе моей мамы.  Выживать после войны было не просто, но советские чиновники об этом знать не хотели. Разнарядкка - есть разнарядка. Главное ее выполнить и отчитаться. Деревню Большие Городятичи гитлеровцы сожгли дотла. Жить было негде. Получается так, хочешь другой жизни - это не твоя тема. Власть к простым людям жестока и всегда. Моя мама отбывала срок в Бобруйске. Как она вспоминала - пилила дрова. В 1946 году она была представлена к ордену Трудового Красного Знамени за высокие урожаи конопли и кунжута. В это время в нашей деревне появились первые герой социалистического труда. Для современных особенных патриотов дам пояснение - конопля это стратегическая  культура. Это факт. Мой отец, вернувшись с войны, после демобилизации решил жениться на моей маме. Его дядя ему не советовал на ней жениться, довод дяди был прост: "Они нищие!"... Кто был после войны в богачах? Тот, у кого родственники пережили войну. Отцы. Матери. Дедушки. Бабушки.  После войны остаться богатым в Белоруссии могли не многие, но такие все ж были. Моя мама в это время уже жила и работала в другой деревне, в Соснах. Туда перебрались к этому времени многие родственники сестры Марфы, которая была дочерью от первого брака моей бабушки Ульяны. Как я понимаю, тети, дяди и родственники маминой сестры Марфы работали в Соснах.
      Мои родители поженились в 1946 году и мама некоторое время жила в семье моего отца, что было не просто. Надо сказать, что моя тетя Юля, старшая сестра моего отца, была угнана в Германию и вернулась после освобождения, побывав американской зоне, Катя была моложе, и еще была любимая сестра моего отца Нина. Сестры, которые были не замужем, маму не приняли. Отношения были хуже, чем плохие.
      Как бы то ни было, но моя мама с новорожденным сыном Иваном ушла к сестре Марии Андреевне (Марфе, как ее называли в Городятичах), которая жила в Соснах (совхоз "10 лет БССР"). Надо заметить что в колхозе в те времена зарплату не платили, а в совхозе лди ежемесячно получали зарплату. Этим и отличалась жизнь в колхозе от жизни в совхозе.
      У моей мамы был упорный характер, как-то после очередной ссоры, она забрала ребенка и ушла в Сосны. Отец никогда не вспоминал об этом, но, тем не менее, год мои родители жили раздельно. Отец достраивал дом, а мама жила в Соснах, где был ясли и детсад. Она работала, тем более, что считалась хорошей работницей.
      Я так понимаю, что барак, который был у шлюза - это место, где жил и я, хотя меня еще и не было. На улице Первомайской совхозом были построены два дома в одном из них получили квартиру и мои родители. Это была небольная комнатка с большой русской печью. В этом доме родился я. Зимой. Говорят был жуткий холод.
      Далее жизнь распорядилась просто. Моему отцу было предложено поехать на курсу трактористов под Борисов. Тимойфей Егорович Смирнов уважал мою маму, видимо были причины для такого уважения. В 1946 году моя мама получила орден Трудового Красного Знамени за работу. Понятно, что найдутся умники и все точки расставят где надо. Суть в другом. Работа - это работа. Не платят деньги, как говорил мой отец, так выпишут грамоту, что ты молодец. Моя мама на это отвечала, грамота не деньги, но все же приятно. Хоть спасибо сказали.
      Мама с ребенком на руках ждала возвращения папы с учебы и работала разнорабочей.
      Папа закончил курсы и вернулся в совхоз и вскоре получил свой первый трактор. Это был трактор ХТЗ. Колёсный пахотный трактор, многим известный как СХТЗ-15/30. Следует заметить, что это был первый отечественный трактор, который выпускался массово на конвейере, его прототипом послужил американский McCormick-Deering 15/30 (1923-29 гг.).
       Первый трактор СТЗ-15/30 сошел с конвейера нового Сталинградского тракторного завода 17 июня 1930 года в 15 часов. В 1931 году выпуск точно таких же тракторов был освоен на Харьковском тракторном заводе с индексом ХТЗ-15/30. 1 октября 1931 года сошёл первый трактор с конвейера Харьковского завод. Вот на таком тракторе и работал мой отец трактористом долгое время.