Чаловы

Еремин
     С детских лет помню из отрывка в «Родной речи», как горец Казбич рассказывает Азамату о верном коне Карагёзе, спасшем его от погони.  Заворожил потом рассказ «Фаталист», а вскоре увидел фильм «Бэла» также в школьные годы…. Тогда образ Печорина и горянки запали в душу, но даже и не предполагал в то время, что двадцать лет моей жизни будут связаны с кавказским краем, где жили некогда эти лермонтовские герои и мне посчастливится пройти по пути поэта «от Кизляра до Тамани», где пешком, где в автобусе, а то и верхом на коне в казачьем седле вместе с тогдашними учениками…
               
    С 1973 по 1992 год мне довелось жить и работать в станице Шелковской, где женился на казачке и родились мои дети. Седой Терек подарил мне истории и легенды из жизни народов, некогда обитавших на его берегах и живущих там ныне.  С увлечением занялся краеведением и научной работой, был участником лермонтовских конференций в Пятигорске, Грозном, Кизляре, Тарханах, Тамани. Рядом были мои воспитанники, которые в станице Червлённой и чеченском селе Валерик соприкасались с потомками героев поэта Лермонтова.
    На въезде в Червлённую тогда стояла украшенная мозаикой автостанция, где на её стенах были запечатлены эпизоды  из кавказской жизни поэта, а в самой станице рядом с площадью мемориальной доской было отмечено место усадьбы казака Борискина, где по преданию Лермонтов написал знаменитую "Казачью колыбельную".
  В этом небольшом эссе представлены лишь отдельные эпизоды моей историко-литературной и педагогической работы, которая продолжается и ныне.
   Вместе с детьми побывал в Тарханах,Москве, Пятигорске и Есентуках. Поднимались на гору Машук, стояли у памятника на месте первоначального захоронения поэта.
   Не буду пересказывать известные страницы жизни Михаила Юрьевича, хотелось обратить внимание на то, что моя бывшая ученица шелковчанка Галя Чалова, ставшая впоследствии педагогом, имеет непосредственное отношение к памяти поэта,так как представители её фамилии были знакомы с поэтом. Об этом и будет моё повествование.

   До 1832 года, население основанного в 1718 г. на левом берегу шёлкового завода состояло в основном из армян, грузин и русских, которые были заняты на производстве шёлка-сырца. Они же в большинстве своём были переведены в казачье сословие. Но была и особая категория, которая принадлежала к владельческому состоянию, принадлежала землевладельцам Хастатовым.

   Чаловы - жители терской станицы Шелковской, бывшие дворовые люди "авангардного" помещика Хастатова Акима Акимовича. Один из них Евграф Чалов был особенно приближен к Хастатову, двоюродному дяди Михаила Лермонтова. Нередко он бывал в Пятигорске, где у Хастатовых тоже была собственность.
  В 1881 году, живший в то время на Тереке Аким Акимович, получил письмо от комиссии, которая стремилась установить истинное место дуэли Лермонтова. Больной к тому времени Хастатов выехать не мог, но указал на Ефграфа Чалова, бывшего их дворового человека, жившего тогда в Пятигорске и присутствовавшего при той роковой дуэли. Кстати, снятую с убитого поэта красную каунасовую рубашку, Ефграф выстирал, зашил отверстия от пули и носил до полного выхода оной из строя...

  Род Чаловых сохранялся в селении Шелкозаводском, в котором жили потомки бывших хастатовских дворовых крестьян. 




На снимке: фото конца 80-х гг. ХХ века - Галина Чалова.