Новые путешествия по России

Лидия Калашникова
НОВЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО РОССИИ

МОИ ПУТЕШЕСТВИЯ – 2023

Так уж случилось, что пять лет с Алтая не выезжала по разным причинам, включая годы пандемии.
Но пришло время на это решиться, и в 2023 году поехала по неоднократному приглашению старшей дочери и внучек в Москву, не ожидая, что путешествие будет более длительным и захватит те просторы России, где я не бывала. После долгих препирательств выбрано время поездки и согласие. Побывать там, куда меня хотят направить для совместных путешествий.
Итак, первый день в Москве.
Согласованы планы на три дня. Для начала из школы встретить нашу второклассницу Веронику. А потом отправимся с детьми туда, где никто из нас ни разу не был: в Крутицкое подворье.
А на завтра - к Веронике в школу со своими книгами для встречи с учениками на урок литературы.
После чего в Царицыно, куда ехать из Бутово без пересадки.
Так и сделали.

КРУТИЦКОЕ ПОДВОРЬЕ
В 1272 г. на Крутицах были построены и освящены храм святых апостолов Петра и Павла и при нем монастырь, известный как Крутицкое подворье Сарайской и Подонской епархии. Сарайская (позже Сарская) епархия была учреждена в 1261 г. в Сарае, столице Золотой Орды.
В 1454 г. епископ Сарский и Подонский Вассиан перенес свою кафедру из Сарая на Крутицкое подворье. Преосвященный Вассиан стал первым иерархом, получившим титул епископа Крутицкого.

Расцвет Крутицкого подворья связан с именем митрополита Павла II (1664–1676). При нем же появляется и главное украшение подворья - Святые врата с надвратным изразцовым теремком, из окон которого митрополиты благословляли верующих. При митрополите Павле II на Крутицком подворье был посажен «Крутицкий вертоград» - один из первых декоративных садов Москвы, в котором причудливые растения дополнялись «водометами» (фонтанами).
В 1789 году здания Крутицкого подворья (за исключением Успенского собора, ставшего приходской церковью) были переданы военному ведомству, и Крутицкое подворье превратилось в Крутицкие казармы.
В 1947 г. по постановлению Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР было начато составление проекта реставрации Крутицкого дворца. Эту реставрационную работу возглавил выдающийся деятель русской культуры Петр Дмитриевич Барановский.

В 1834-1835 гг. в политической тюрьме, расположенной в зданиях Крутицкого подворья, отбывал заключение А. Герцен. Крутицы были местом заточения Прототопа Аввакума перед его проклятием на соборе 1666 года. По неподтвержденным данным, в Крутицких казематах в 1953 г. содержался в течение суток Л. Берия.

Крутицкому подворью сквозь многие столетия удалось сохранить свой неповторимый облик. Недаром его так любят киношники. Не хватит пальцев на двух руках, чтобы перечислить все фильмы, которые снимались на его территории – «Тайны дворцовых переворотов», «Иван Грозный», «Гори, гори, моя звезда», «Борис Годунов», «Гардемарины, вперед», «Брат-2», «Елки 1914», «Бесы» - список можно продолжать долго.

Реставрация в подворье продолжается, но строительные леса убраны и открылась красота и атмосферность, позволяющая окунуться в прошлые века. Особенно приятно, что это май и на территории цветущие каштаны, сирень и цветы, украшающие.

К сожалению, Музей ратного дела, действующий в подворье, был закрыт. Из отзывов узнала, что там можно переодеться в средневековую одежду и сфотографироваться. А еще в подворье проводятся ратные турниры. В общем, очень интересно бы попасть туда, особенно мальчикам и мужчинам.

Храм открыт. К нему ведет высокая лестница, придающая особый вид и зовущий туда даже детей.  Следы старины видны там. Есть старинные иконы, в том числе совсем необычные.

Конечно же, мы обошли все, что только можно, пофотографировали. Фото получились замечательные.
Восхищает майолика, которой сделана отделка. Место, в которое хочется вернуться. Такое место в Москве, о котором я слышала, и рада, что побывала.

Дальше мы вышли на набережную и шли по ней пока не выбились из сил. После чего, найдя место, где посидеть (таких там очень мало), отправились искать ближайшее метро. Оказалось, что Таганская площадь и метро сравнительно не далеко. Домой вернулись усталые, но довольные.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

День второй в Москве не только общение с семьей внучки, у которой я остановилась в Бутово, знакомство с их собачкой, но и ответственное мероприятие в школе, где учатся Вероника (перешла в третий класс) и Артем (перешел в седьмой кадетский класс).
Первым делом надо в школу.
Познакомилась с учителем Вероники Светланой Александровной. Принесла три свои книжки в подарок школе № 1161 г. Москвы.
Рассказывала о себе и о том, как стала писать, о книгах и чему хотелось научить через героев своих книг, о выборе профессии. К концу урока учитель присоединилась ко мне, спрашивая каждого по имени, кем бы он хотел быть, когда вырастет. Думаю, что это было интересно и ей, и мне, и всем детям.
Конечно, фотографировала урок Ксения, моя внучка, которая тоже присутствовала, а когда урок окончился, еще сделали фото с девочками из класса.

После уроков мы отправились в Царицыно, куда подъехала и моя дочь Стелла с другой внучкой Татьяной.
Я в этой усадьбе была несколько лет назад, но не всюду, так как она большая.
Царицыно заслуживает отдельного рассказа.

ЦАРИЦЫНО

Обожаю архитектуру и даже мечтала стать архитектором. В этой московской усадьбе в 2016, кажется, я была с подругой Людой Аристарховой, но в основном в стороне прудов, а дворцы были на реконструкции. Так что сейчас с учетом того покажу это местечко подробненько.

Екатерина вторая строила усадьбу, но пока она строилась, остыла и в ней жить не стала, не была там. Какое-то время здания сдавались по найму разным людям.

Самое привлекательное для меня это то, что архитектором был Баженов. Его проект императрица забраковала, и большой дворец был переделан архитектором Казаковым. Правда некоторые здания остались спроектированные Баженовым, в частности соседний дворец или Оперным называемый. Он рядом с большим,  по лестнице вниз под горку к воде.

Мне очень нравится, а внутри скульптуры, что я тоже люблю.
В большом дворце мы видим в основном музей, в том числе с интерактивными экспозициями, можно поиграть, развлечься, особенно детям, но я люблю атмосферные места, переносящие во времени назад. Таких залов в большом дворце лишь два и лестница зеркальная в мраморе прекрасная. В этих залах можно сделать фото, причем в одеждах тех царских времен. Я не стала их фотографировать. По ТВ Культура их видела много раз с записью разных концертов.

Очень меня привлекают различные ворота и мостики, беседки парковые в Царицыно. Скульптуры парковые, уличные я тоже люблю.

Конечно, просто природа не оставляет равнодушными, а можно поплавать на лодках и других суднах по водоемам. Есть где перекусить легко или плотно, что мы сделали после окончания прогулки с большим удовольствием. А на лужайках всюду люди примостились с детьми и развлекались, как могли и умели. Пикники же.

В моде были руины у наших императоров в парках и эти живописные местечки интересны и нам. На смотровую площадку на руинах поднялись и мы, хотя уже очень устали к тому времени.

ДЕНЬ ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ

Мое нынешнее путешествие все-таки очень отличается от прежних, оно к родным и с родными!
Хотя встретили в аэропорту меня дочь с зятем, но отвезли к старшей внучке Ксении и она организатор культпоходов наших по Москве. В ее доме я общалась с семьей внучки, с моими правнуками, а еще знакомилась с их собачкой породы чиху хау по кличке Лада. Но на следующий день мы с ней подружились вполне.

После Царицыно я уехала все-таки к дочке в их новый дом в Новой Москве. Дом я видела только по видео, так же и живность, что жила в доме. Меня волновало, как меня встретит Умка (породы Бишорн Фрезе), которая жила со мной пока дети уехали в Москву покупать дом.
Мира породы Японский хин появилась в доме недавно, и она самая молодая из всех животинок моих родных в Москве. Ей было невдомек, почему ко мне ластится Умка и все остальные домочадцы. Пришлось и ей со мной подружиться.
Все вместе мы уехали к младшей внучке Кате и увезли к ней гостить Миру и Умку.
У Кати австралийская овчарка Маршал и он столь дружелюбен, что проблем с ним подружиться не было, хотя я волновалась, как он меня примет.

На следующий день у зятя начинался отпуск, и мы выезжали на юг в сторону моря. Дома оставалась внучка Таня со своим котом Тошей (британцем).

НА ПУТИ К МОРЮ

За эти дни я познакомилась с автотрассами в Москве и за ее пределами. Ехать было интересно, ведь дорога была для меня новой. Весь день в пути с редкими остановками. Впереди ночь и еще день в пути.

Ночь предстояло провести в отеле городка Богучар, что в Воронежской области. Сил посмотреть его у нас не было, хотя я люблю небольшие провинциальные городки, а этот старый. Обычно я изучаю в интернете достопримечательности до поездки или после. В этом городе как минимум два симпатичных купеческих особнячка и многое другое интересное. В этом районе, что вблизи с Ростовской и Луганской областями есть подземный храм, о котором я когда-то читала. Жаль, что посмотреть его не удалось.

Отель мне понравился. Он близко от трассы, вполне цивильный. У ворот нас встречал рыцарь, у крыльца хлебом солью. А еще мне понравился арт-объект с подковами и многозначной надписью.

Всюду на стенах много картин маслом с пейзажами России. Холл каждого этажа чем-то отличался. На первом – витрины с расписной деревянной посудой, рессепшен и столовая, на втором медведь, как символ России, третий – морская тема. По пути на юг мы жили на втором этаже, на обратном – на третьем.

На трассе близость к Донбассу ощущалась.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ (от Богучар до Геленджика)

Утром мы позавтракали в Богучаре и двинулись в дальнейший путь. Та же дорога, но все ближе к цели. Хотелось увидеть то, что знакомо. Когда-то в командировке была в Ростове-на-Дону, пролетала Краснодарский край по пути в Геленджик в 70-х годах прошлого века. Как все изменилось.

Когда стали приближаться к морю, стал меняться ландшафт, потом появились горы. Как житель Алтайского края и любящий горы, я наблюдала эти перемены, сходства и отличия с горами Алтая.

Стали появляться знакомые указатели населенных пунктов. Это всегда интересно. А вот и Геленджик, где я была по путевке в санатории Солнечный берег в 1977 году. А еще меня интересовали лесополосы, цветущие. Что это задавалась я вопросом. Оказывается, начиналось цветение белой акации. Не представляла, что ее так много.

По навигатору мы быстро нашли свой отель, разместились в своей комнате с балконом над кафе, что на первом этаже. На балконе горшки с цветами, под балконом кусты роз и гуляет котик местный, милый.

Потом отправились к морю. Оказывается, мы поселились на улице, где знаменитая платановая аллея. Таких много во Франции. А вообще всюду много сосен, а с ними здоровый воздух, полезный для дыхания. А еще всюду розы, из-за каждого забора выглядывают - это место красоты. Активно высаживаются пальмы и бананы, которые чаще еще молодые.

Прогулявшись по набережной, мы договорились назавтра насчет морской прогулки до скалы Парус и отправились ужинать в столовую на нашей улице возле набережной. Дочь с зятем там кушали, и мы тоже решили питаться здесь.
Кому интересно, какие пляжи. Песок или мелкая галька. С каждым годом все больше песок!

ДЕНЬ ПЯТЫЙ – СОБОР АНДРЕЕВСКИЙ

О морской прогулке мы договорились на после обеда, поэтому с утра отправились в новый собор Геленджика Андрея Первозванного и парк вокруг него Андреевский, где мне хотелось побывать, отправляясь в Геленджик.

Красота вокруг, красота внутри собора и в парке. Здесь обязательно нужно побывать.

Говорить особенно и больше к этому нечего, то, что надо увидеть, то трудно описать.
Собор расположен на высоте на выезде из Геленджика в сторону Новороссийска, оттуда виден залив и город, а так же горы, поэтому подниматься на ту гору, куда мы залезали в 1977 году, не захотелось, хотя появился в городе подъемник, да и весь город стал другим.
Говорить особенно и больше к этому нечего, то, что надо увидеть, то трудно описать.

Отдельно выделен парк детский, где гуляют мамочки с детками и много чего для них предусмотрено. В парке есть и водоемчики, и мосточки и много чего для живописности, а если учесть, что это май и период цветения, то можно представить, сколько красоты мы впитали, прежде чем уселись на лавочку отдыха.

Само собой, что мы были в церковной лавке и небольшом кафе, где можно было попить чайку, и скушать что-нибудь вкусное или взять с собой. Я выбрала  вкусняшки, поесть здесь на природе и то, что с собой взять на морскую прогулку, более сытное. Вкусно очень все это было!!!

Конечно, красивых мест там много не все фото сохранила, да и не все фотали. Это надо видеть. Одно из красивых мест было далеко от места, где мы припарковались, и увидела уже проезжая мимо. Очень красив вид от жилых домов микрорайона, что рядом.

МОРСКАЯ ПРОГУЛКА

Нагулявшись в Андреевском парке, мы отправились на набережную, где нас ожидала морская прогулка до скалы Парус.

Выйдя из Геленджикской бухты, мы отправились вдоль берега в сторону Сочи. Сидеть в кубрике не хотелось, и мы устроились на палубе, любуясь окрестностями.

Конечно, мы встречали дельфинов, но либо далеко и недолго, либо рядом, но так же вынырнет и сразу уйдет в глубину. Тут не до фото и видео.

В 1977 году мы плавали до Джанхота и побывали на даче писателя Короленко. Нынче плыли мимо. Внимание занимал и берег с горами и растениями, и море, расцвеченное разными красками.

В окрестностях скалы Парус судно словно замерло, и была возможность фотографировать, фотографироваться и делать селфи. Работал и профессиональный фотограф. Мы сделали у него фото и магнитики на память с нашими фото на фоне Паруса.

Поездка длилась 2,5 часа. За это время мы перекусили тем, что купили в Андреевском соборе.

После прогулки мы долго не гуляли по набережной. Заглянули по пути на рынок. Мы это делали неоднократно за время пребывания, покупали там фрукты и не только, присматривали подарки своим родным в Москве.

АБРАУ-ДЮРСО

Хотя дочь с зятем часто бывают в Геленджике и выезжают куда-то на экскурсии, я знала, что в Абрау-Дюрсо они не было. Поэтому, когда возник вопрос, куда поехать, предложила поехать именно туда. Сама я 1977 году там была на экскурсии, была и на дегустации вин.

Так и сделали. Ехать приятно и интересно всегда.

Подъезжая, думали, где припарковаться. Я предложила у храма. Обычно такие парковки есть и они бесплатны. В Абрау-Дюрсо это церковь святой Ксении Петербургской, на горочке с видом на озеро.

Я вообще стараюсь чаще посещать храмы в своих поездках. Посетили и этот храм, двор вокруг с кустами роз.

Решив объехать вокруг окрестности, мы попали к морю, где в живописном месте база отдыха.

Потом мы натолкнулись на экологическую тропу и решили погулять по ней, изучая разные растения, которые встречались, а таблички рассказывали нам что-то новое.

Обойдя весь путь, мы поехали в цивильное место у озера, где развлекались туристы и отдыхающие. Заглянули в фирменный магазин завода и купили шампанского фирменного, оглядев, предлагаемый ассортимент. У моря без вина не получается)) На экскурсию на завод, старейший в России, и дегустацию отправиться у нас желания не было.

В это время в тех местах шла выставку собак, а у нас родственники в Анапе, собаководы и заводчики. Созвонились и повидались, посидели на лавочке, поболтали о том, о сем.

АДЛЕР

Мне казалось, что Сочи далеко, но навигатор указал количество километров приемлемое. Не учли только то, что дорога извилистая и скорость большая не получается. Ехали пять часов через Туапсе, Сочи... Сказать, что сильно что-то меняется, кроме вилюек дороги, не могу. Пальмы появились... значит, Сочи...

В пути только раз останавливались, где я сфоталась возле белой акации, это у храма нового.

Решили посетить Олимпийскую деревню и набережную Адлера.
Когда припарковались, нам предложили прокатить нас вокруг на таратайке типа рикши... Это мои ассоциации. Он нам кое-что рассказывал, показывая, где и что, фотографировал на фоне объектов. Олимпийские игры я всегда смотрю по ТВ уже многие годы, поэтому только освежили свою память.

В парк, на фоне которого делали фото, мы не ходили. Но все считают его обязательным к посещению в Сочи. Но времени на это не было.
Потом показал, как лучше проехать к набережной, чтоб проще парковаться. И мы погуляли там, пофотались. Ноги в море там я таки помочила.

Отправляясь в гости в Москву, я никак не ожидала попасть в Сочи. Это был для меня большой туристический сюрприз. Но я верна Геленджику, и люблю все равно его!)))

Поскольку обратная дорога тоже долгая, то по пути мы перекусили в месте, которое сочли подходящим. Быстро темнело, а нам надо было домой, в отель.

КЕРЧЬ

Поехать из Геленджика на денек в Крым... Этого я и представить не могла. А вот мы поехали, чтоб увидеть Крымский мост, а заодно побывать в Керчи.

Я была там, в 2015 году и мне понравилась поездка. Насыщенной была и интересной очень. А вот дети мои как0то можно сказать мимо проехали и не видели то, что я.

Дорога, дорога... Как-то незаметно добрались до Азовского моря. И вот он этот Крымский мост, который мы привыкли видеть на видео и фото. Грандиозно. Таможенный досмотр прошли быстро, ведь был еще только май и поток машин не был столь большим.

Въехали в Керчь, покрутились, ведь зять просто не знал, куда же ехать дальше, чтоб что-то увидеть. Я предложила поехать к крепости турецкой, что и предложили навигатору.

Крутило нас по городу и привела на берег, откуда лишь тропинки. Вот они, наши навигаторы. Не признаются, что не знают дороги))) Благо неподалеку парни строители, ведь вокруг частный сектор. Они подсказали, что надо вернуться на трассу. Мы так и сделали и снова заказ навигатору, который готов выполнить любое наше пожелание))) Благо на перекрестке были люди, у которых можно было спросить. Что-то не очень внятное сказала женщина. Она же не автомобилист и ей сложно подсказать, но рядом был автомобиль грузовой и водитель нам сказал, куда ехать. Дорога вполне хорошая, асфальтированная.

Вот она знакомая крепость Ени-кале. Построена турками в 18 веке по правилам фортификационного искусства. Оказалось, что появилась охрана и никого не пускает. Скорей всего пускает, но лишь организованные группы. Мы попросились пройти туда, куда я в свое время не проходила. Пофотались. Простор, красота.

Дальше, погуляв у крепости и керченского залива, мы поехали в центр города к горе Митридат. Сложности были лишь с парковкой.

Прежде всего, пошли в старинный храм Иоанна Предтечи. Храм является памятником византийского искусства. Остатки сооружения VI века (возможно, базилики) были использованы как основание для нового храма примерно в X веке. В XIX веке к храму пристроили притворы и колокольню в неовизантийском стиле.

Гора Митридат и лестница Митридат были почти рядом. Это центр Босфорского царства, о котором мы знали по учебникам истории. Лестница высокая и взбираться сложно. Внизу продавали сувениры и нам предложили проехать на машине вверх, типа лифта на колесах. Мы согласились. Совсем недорого. Так получили экскурсовода по этим достопримечательностям. Побывали и там, куда на экскурсии в 2015 году нас не водили. Кое-что он рассказывал о царстве этом, о раскопках и том, как КРЫМНАШ стал, как местный житель и патриот он знал много интересного и все показал.

К сожалению это все, что мы могли посмотреть в этот день, купили магнитики и поехали назад в Геленджик.

Остались памятные фото, в том числе с лестницы Митридата, ведь спускаться было интересно и приятно. Вид хороший во все стороны, на город и море.

Надо отметить, что на горе стела и орудия Второй мировой войны. Памятник фронтовикам ВОВ, освободивших город-герой Керчь. Возле него я встретила нашего гида Андрея, с которым ездила сюда в 2015 году. Подошла к нему. Мне было приятно. Надеюсь и ему, что о нем помнят!
А по пути из Керчи на трассе купили черешни у парней из Крыма. Вкусная майская черешня!!!

«САД ГРЕЗ» В КОРЕНОВСКЕ

Короткое путешествие в Геленджик было полно впечатлений, но пора было ехать в Москву, переночевав в Богучаре, о чем я уже рассказала. Подъезжая к повороту на Кореновск, мы вдруг увидели замок, к которому не могли не свернуть.

Там еще ведутся работы по благоустройству и возможно внутренние отделочные, но впечатление производит сильное. Даже часть фото говорит о многом. По стилю напоминает шотландские замки, мне кажется. Стены заплетены плющом. Вокруг множество роз и других растений. Много разных инсталляций, украшающих сад. Рассказывать не просто. Это надо видеть!!! Фото на фоне всего этого великолепия прекрасные.

Конечно, мы были там не одни. Кстати, там было, где перекусить желающим. Все это говорит нам: добро пожаловать.

Гуляли по саду. Где-то кричал павлин. И мы нашли это место. Красавец.

Так что, свернуть стоило, не только чтоб купить вкусное мороженое)))

Впереди Москва и то, что я смогу увидеть.

И ВНОВЬ ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ

Когда я собиралась ехать в Москву, то решила для себя, где я должна обязательно побывать. Я всегда так делаю. Это мои маленькие мечты на ближний срок. Так, я задумала, что обязательно должна побывать в историческом музее, ведь не была в нем никогда. Ну и рядом тоже есть важные места.
Исторический музей заложен был еще при Александре 2, достроен уже при Александре 3. Архитектор В.Шервуд постарался так вписать здание в Красную площадь, чтоб была полная гармония с Кремлем и Храмом Василия Блаженного, были и архитектурные детали схожие, а главное - национальные черты. Ориентация шла на памятники древне-русского искусства 15-17 веков. Это здание из красного кирпича с башенками и зубцами, величественное очень украшает Красную площадь, узнаваемо всеми и расположено напротив Храма Василия Блаженного, который тоже - доминанта этого места Москвы. Конечно, инженерный труд не менее важен, а потрудился здесь инженер Семенов.

Вернувшись из Геленджика, мы с дочерью отправились именно туда, ведь ей тоже хотелось в этот музей. Поехали, несмотря на то, что погода была не ахти. Доехали до метро "Охотный ряд", вышли, накрапывает дождичек, а зонта мы не взяли. Побежали к музею. Вход оказался не с Красной площади, а сбоку. Без труда купили билеты и вот оно то, что я хотела видеть.

Музей открывается Парадными сенями ; огромным залом, покрытым золотом и богатыми росписями, от чего я сразу же пришла в полный восторг.
На центральном своде можно увидеть картину «Родословное древо государей Российских» русского художника Ф. Торопова, 1883 г. Она представляет всю историю правителей России в лицах и копирует фреску Новоспасского монастыря – всего 68 персон, начиная с княгини Ольги и святого Владимира. Насколько могла, сфотографировала.
На боковых сводах изображены гербы частей российской империи, перечисленных в императорском титуле. Потолок и стены украшены «травчатым орнаментом» в манере XVI;XVII вв. Все великолепно.

Львы традиции украшают дворцы царей и королей, потому они тоже к месту здесь.

Всего в музее 39 залов и каждый особенный. Знаменитый всем, известные художники России приняли участие в оформлении внутренних помещений этого здания. Оформление соответствует начинке, тем экспонатам, которые размещены в зале. А это от самых древних времен и далее поэтапно.

Рассказывать об этом не стоит, это можно прочесть в интернете, но важно увидеть и не откладывать на потом, как это делала я. Ведь в Эрмитаже бывала не раз в Питере, так почему не была в Москве? Этот вопрос я задавала себя и это меня таки сподвигло восполнить упущенное.

Помещения можно считать полноценными шедеврами из-за необычных интерьеров, а убранство было выдержано в духе княжеских имений и церквей. Внутренняя часть помещения и фасад подвергались глобальной реставрации в конце XX века, благодаря чему мы видим музей таким, каков он есть сейчас.

Византийский зал построен, как византийский храм, в центре арки указан год открытия музея – 7391 от Сотворения мира (1883 г. от Рождества Христова). Красивая дверь, ведущая в зал, украшена наличником. И можно продолжать рассказывать о каждом.

Одной из наиболее интересных достопримечательностей считается «Изборник Святослава», датируемый 1073 годом. Это древнейшая русская книга, занимающая третье место в списке рукописных творений древности. Изборник был изготовлен по заказу сына Ярослава Мудрого — Святослава Ярославовича. Есть в музее и знаменитый «Апостол» — печатное издание, которое держал в руках сам Иван Грозный.

Несколько фото деталей залов и экспонатов я все-таки сделала, чтоб увидеть и проиллюстрировать виденное мною лично.

Была в это время выставка, посвященная казачеству, и я сделала пару снимков с карты, расселения казачьих войск в России.

Рядом со зданием музея Вознесенские ворота, которые тоже воссозданы в конце прошлого века. За время своего существования в прошлые века они были названы и Триумфальными. Цари наши должны были именно под ними проходить, проезжать и почтить иконы, ибо можно считать это надвратным храмом, на мой взгляд.

Там же часовня, где хранится чтимая особо икона Иверской Божьей Матери, подаренная Афонским монастырем и названная так по названию монастыря. Их существует несколько списков с той главной иконы. Поклониться ей я заходила, кажется в 2016 году,  и убедилась, какое это намоленное место. Выходить мне тогда не хотелось, так хорошо душе было.

И рядом же на углу улицы Никольской храм Казанской иконы Божьей Матери, с которой князь Пожарский одержал победу над поляками. Потом в 1812 году и еще не раз. Не раз эта икона помогала нашему народу, в том числе в 1941 году облетала Москву, чтоб сохранить и горо, и страну нашу. Списков иконы тоже несколько. Чудотворная икона Казанской Божьей матери есть и у нас на Алтае (единственная чудотворная икона в Сибири, куда регулярно проводится Крестный ход). Бывала я у этой иконы и в Питере в Казанском соборе, где очередь надо было отстоять, чтоб приклонить колена у этой святыни.

В этот раз я хотела обязательно побывать в этом храме 17 века, куда Дмитрий Пожарский передал икону и стал основателем храма, созданного именно для хранения ее.

Очень приятно было наконец-то побывать в этом храме.

Так в один день я посетила эти знаковые для нас места.

ПУТЬ В КУБИНКУ К НОВОМУ ХРАМУ

Когда появился в России Храм Вооруженных Сил России, посвященный победам воинства на войнах, которые велись при нападениях на Русь с давних пор, мне очень захотелось увидеть все воотчую, своими глазами и потому я планировала туда отправиться. Зять знал об этом, и после возвращения в Москву в выходной мы отправились туда.

Путь начала с подхода к арке, которая являлась колокольней храма.

А дальше как положено, тем путем, который положено нам пройти от мирных дней 1941 года до мира, наступившего с победой в 1945 году. Эмоции захлестывали, менялись, независимо от того, с какой скоростью пройдешь этой Дорогой памяти. Замечательный музей!

Храм восхищает не только своей необычностью, монументальностью, но и своим содержимым, дополняя содержимое музея, но воспринимается храмом и святым местом, несмотря ни на что. Такое же ощущение было у меня и в Морском соборе Кронштадта. У кого-то может быть иное восприятие, но я думаю у тех, кто критично относится ко всему, что делается у нас в России. Говорю об этом, потому что встречала иные мнения. Но я рассказываю о своем восприятии, своих чувствах и впечатлениях, которые, кстати, не отличаются от впечатлений моих детей и внуков.

Храм обошла со всех сторон и убедилась, что впечатлительно всюду, с каждой стороны есть что-то особое. А еще с противоположной стороны фигура матери скорбящей, внутри которой горят свечи, словно сердце и вся она скорбит божественной любовью объятая.

Безусловно, поступала там так же, как всегда, приходя в любой другой православный храм. Молилась, ставила свечи. Но здесь я еще и фотографировала, что редко позволяю себе в храмах обычно.

Итак, просто давай пройдемся и я покажу то, что меня особенно поразило, впечатлило.

Само собой, прежде всего внимание здесь на Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу, затем на Архангела Михаила и святого Георгия-победоносца   - заступников земли нашей.
Конечно, князья русские, что вставали на защиту земли русской, начиная от святого Благоверного князя Александра Невского.

 Все воинство небесное стояло и стоит на защите России. Так воспринимаю я, и святые молятся вместе с Богородицей о победе над врагами нашего отечества.

Безусловно, иконы разных святых имеются в храме, и возможность им поклониться и святым мощам имеется для каждого в храм приходящего.

Несколько разных смотровых площадок от храма и стен, позволяют обозреть все вокруг. Есть там воссозданные военные поля с блиндажами окопами, которые особенно интересны детям.

Есть ЗАГС, где возможно бракосочетания, кафе, чтоб отметить это событие и площадка для фотографирования, украшенная цветами. Много чего есть вокруг, в том числе, чтоб перекусить, купить мороженое.

Вечером, когда все освещается особенно и интереснее наверное молодежи, так как можно и концерт посмотреть, послушать. Мне лучше при светлом дне.

Парк Патриот, думаю, интереснее мужчинам и мальчикам. Мне достаточно видеть все по ТВ.

Так исполнилось очередное мое пожелание, что увидеть в Москве. Если бы никуда не уезжала, то возможно, отправилась бы в театр, на концерт, ведь это тоже - здорово, и бывало, находясь в Москве, я бывала там. Собственно этот пост не только показать свое фото, но и рассказать о своих впечатлениях, о местах, где я побывала.

ВДНХ В ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

На ВДНХ бывала давно, в советское время и потому хотелось увидеть, что сейчас и как. Отправились туда в День защиты детей с внуками.

Праздничное ВДНХ не совсем то, что хотелось увидеть, но есть места все еще знакомые...

Прошлись по главной аллее, заглянули в некоторые павильоны. Не все были открыты, кое-где шла реконструкция.

Приятно, что есть прошлое, национальное и есть нынешнее, интерактивное, чтоб было интересно молодежи. В павильоне Казахстана и я поглядела на все это.

Интересно было и в павильоне Армении...
Дошли до Океанария московского, Москвариума, и зашли туда, главным образом из-за моих правнуков. И хотя когда-то я отказалась идти в Океанариум в Монако, здесь я была с семьей.

На ВДНХ было много людей и детей. Участники фестиваля Движение первых, сцена с Большой переменой, где ведущей была Тутта Ларсон и многое другое.

Неожиданно для меня был карнавал, который привлек и наше внимание.

В общем,  была интересная и полезная прогулка у меня, запланированная)))

ИЗМАЙЛОВО – ЭТО СКАЗКА

Поскольку мне хотелось побывать хотя бы в одной усадьбе, которых немало в Москве и Подмосковье, то мы отправились в одну из них. В Измайлово, где попадаешь просто в сказку. Она расположена поблизости от исторической царской усадьбы Измайлово, а что замечательно, что рядом метро.

В усадьбе есть деревянные постройки, стилизованные под русское зодчество XVI—XVII веков. Когда-то возводился в XVI—XVII веках как царский острог.
С начала XIX века усадебный комплекс начал приходить в упадок, но до наших дней сохранились исторические постройки XVII века: передние и задние ворота Государева двора, совмещённые с боковыми флигелями, Собор, Мостовая башня, а также служебные и хозяйственные помещения.

В 2001 году на территории усадьбы был открыт храм Николая Мирликийского, получившего статус подворья Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря. Храм является одним из самых высоких деревянных сооружений в России — его высота составляет 46 метров. К храму не зарастает тропа народа, были и мы всей семьей, постоянно заглядывают молодожены. На венчание мы не попали.

В наши дни вернисаж состоит из центра ремёсел, «блошиного» рынка и ярмарочного пространства. У нас в семье нашлись любители этого, и мы сделали кое-какие покупки там.

Кремль в Измайлово состоит из девяти музеев и выставочных площадок, включая музей русской водки. Чтобы посетить все это, надо пробыть там весь день. Но кое-куда мы заглянули.

Природа не так далеко от Кремля Измайловского. И мне удалось оттуда сделать фото, где река и тенистые берега.

ПРОГУЛКА ПО МОСКВЕ С ПОДРУГОЙ

 Мечтая о поездке в Москву, я конечно, намечала места, где хотелось побывать. Оно и нынче делала так, думала, как и когда добраться туда или сюда и с кем.

В один из дней я попала в такое место с подругой, которая живет в Подмосковье. Мы уже много лет дружим, начиная с блогов, где знакомились вначале с творчеством друг друга, а потом все ближе. Стараемся при случае встретиться. И вот, нынче мы опять встретились, и с нею я попала в то место, куда хотела. Кстати, не так сложно было добраться. Метро 1905 года и улица Малая грузинская не далеко.

Это - неоготический Собо;р Непоро;чного Зача;тия Пресвято;й Де;вы Мари;и, крупнейший католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, третий по счёту московский католический храм, построенный до революции 1917 года, один из трёх действующих в настоящее время католических храмов Москвы. Все в традициях готических соборов, что я видела в Европе.

В соборе служат мессы на русском и других языках и Божественные Литургии византийской традиции. Кроме того, проводятся встречи молодёжи, курсы катехизации, благотворительные концерты органной, церковной, классической и рок-музыки. Надо сказать, молодежи действительно было много. Мы посидели немного, пока шла проповедь. Она показалась вполне нормальной, но всю мессу слушать и смотреть не стали.

Афиши у входа рассказывают о тех концертах, что ожидаются в соборе.
Пофотографировались на память.

Вообще мы встретиться наметили утром, но в выходные в Москве метро и электрички ходят плохо, и потому я задержалась на час. Встречу назначили у фонтана возле метро на Ленинградском вокзала, где и раньше встречались. Погуляли в районе Казанского вокзала, посидели в Вареничной, что рядом с вокзалом. Там мне понравилось и интерьером и едой. Вроде музея СССР.

И именно здесь сделали совместные фото. Очень рада, что встреча не сорвалась, хотя бы одна встреча в Москве с подругой.
Надеюсь в следующий раз еще встретиться с кем-то.

МОСКВА-ТВЕРЬ

Когда отправлялась в Москву, для меня самое важное было повидаться с моей семьей, дочерью, внучками, правнуками, а так же съездить в Тверь и повидаться с сестрами.

Другие поездки и культпоходы были для меня лишь бонусами для встреч с родными.
Повидалась со всеми и не раз - это класс. Съездила в Тверь - это прекрасно, а в Твери по гостям, на кладбище в троицкую субботу заехать. дачу поглядеть семейную у сестры. А еще хоть что-то новенькое в городе, чего не видела. А не видела я памятник одному из моих любимых поэтов Дементьеву. Памятник на набережной в старой части города.

А в Москве со старшей внучкой прогулялись по Бутово, где они живут и заглянули в Храм святого Ушакова, известного всем адмирала русского флота, который не проиграл ни одного сражения. Храм заложен в 2015 году в честь тех, кто умеет делать великие дела для России.

Храм мне понравился уже на подходе своими куполами яркими с якорями. А еще мой внук поступил в кадетский класс морской, а в этот храм их уже водили поклониться адмиралу и святому. Видимо рассказывали что-то важное и интересное.

Незаметно пролетел месяц, и пришло время вернуться домой в Барнаул, но желание вернуться к родным в Москву и Тверь осталось. Даст Бог все свершится!

Мечты же исполняются!!!