ДАртаньян и Железная Маска книга 2 - часть 68

Вадим Жмудь
Глава LXXXI. Скрытый смысл и подводные течения Клио

Филипп заподозрил, что Арамис каким-то образом вмешался в события таким образом, что Король Людовик IV, его родной брат, так изумительно похожий на него самого, не случайно заболел смертельно опасной болезнью. Каким образом мог бы Арамис отравить Короля? Это казалось немыслимым.
Но даже если бы Арамис и осуществил это, как мог бы он внушить Королю идею о возвращении Филиппа на трон Франции?
В случае смерти Короля его малолетний Дофин стал бы новым Королём, но править он, конечно, ещё не мог бы. Следовательно, регентом стал бы брат Короля, Филипп, принц Орлеанский. Разумеется, такое развитие событий было для Людовика крушением всех его дел, разворотом политики в направлении, противоположном тому, куда Францию последовательно вели его дед, Генрих IV, затем Ришельё, Мазарини и Кольбер, которые, были фактическими правителями страны. Позволить превратить страну в балаган? Даже на смертном одре Людовик не согласился бы на это, он сделал бы всё от него зависящее, чтобы этого не допустить.
Кроме того, Людовик, как и Филипп, знали страшную семейную тайну. Эта тайна состояла в том, что Король Людовик XIII, считавшийся отцом Людовика XIV, им в действительности не был, но он также и не был сыном Короля Генриха IV, каковым признавался официально.
Но при этом Людовик XIV всё-таки был внуком Генриха IV
Это означало, что и Луи-Филипп, брат-близнец Людовика, также был внуком Генриха IV, тогда как Филипп Орлеанский был братом Короля лишь по матери, так как он, действительно, был сыном Людовика XIII. Если бы власть хотя бы даже на время перешла к Филиппу, это на деле означало бы, что вместо потомков Бурбонов на троне появились потомки одного из тосканских любовников Марии Медичи.
Дофин Людовик родился совсем недавно, в 1661 году и был, таким образом, пока лишь единственной надеждой на истинное сохранение династии. Этот ребёнок мог умереть в раннем детстве, особенно с учётом того, насколько желательной была бы его смерть для Филиппа Орлеанского, который в этом случае становился бы Королём Франции.
«Да, — подумал Луи-Филипп, — мой брат не мог поступить иначе в этой ситуации. Он спасал своего сына, передавая трон мне».
Но если поступок Людовика предсказуем, тогда, быть может, и Арамис мог бы это предсказать? И в этом случае не повлиял ли он на здоровье Короля?
Что же всё-таки произошло с Людовиком? Действительно ли Арамис причастен к этой его неожиданной болезни? И умер ли он в конце концов?
Я мог бы написать третий том этой книги.
Быть может, я так и поступлю, но передо мной лежит объёмистый труд, который был написан тайнописью, и который расшифровали совсем недавно. Это – подарок мне от одного из легатов нынешнего Папы Римского, который просил не называть его имени.
Кое-что, как оказалось, было написано по-испански, кое-что по-итальянски, а кое-что по-французски. Некоторые главы написаны на латыни. Но все они были зашифрованы весьма замысловатым шифром. Результат расшифровки этого труда и перевод всех глав на французский язык лежит передо мной.
Не скрою, я использовал часть рукописи для написания этого романа, который я озаглавил «Д’Артаньян и Железная Маска или ещё два года спустя».
Но рукопись слишком объёмная, слишком подробная, мне оставалось лишь сократить некоторые её места, чтобы сделать из неё книгу, которую можно было бы представить на суд читателей.
Я мог бы приложить последнюю часть этой рукописи для того, чтобы читатели смогли узнать окончание этой истории.
Но кто я такой, чтобы расчленять мемуары свидетеля интереснейших и важнейших исторических событий? К тому же, он был не только свидетелем, но и творцом истории, вместе с друзьями – Атосом, Портосом и д’Артаньяном.
Я решил, что следует лишь слегка литературно обработать эту рукопись, изъяв лишь те моменты, которые будут непонятными современному читателю, добавить лишь самые необходимые комментарии, и опубликовать под новым названием «Мемуары Арамиса».
Конечно, последовательность изложения в этом случае нарушится, и лишь из последних книг читатели смогут узнать, что же в действительности произошло, отчего и когда умер Карл Лотарингский, в действительности ли погиб герцог де Бофор, а если погиб, то каким образом случилось то, что тела его не нашли. Они узнают, стал ли, наконец, Арамис кардиналом и даже, как он мечтал, Папой Римским?
Я не хочу забегать вперёд. Если уж я решил обработать эту рукопись и опубликовать её почти без изменений, вне зависимости от того, верю ли я всему, что в ней написано, или не верю. Было бы неправильно поступать иначе.
Из этих мемуаров, из того, что я уже прочитал, я вижу, что события не всегда имеют тот смысл, который мы в них усматриваем, далеко не всегда то, что кажется причиной, ею является. В человеческом обществе, в этом конгломерате людей, прилагающих различные усилия, направленные на совершенно различные цели, основными движущими силами порой оказываются вовсе не те силы, которые лишь излишне амбициозно и совершенно ошибочно полагают, что руководят ходом истории. Человеческое общество очень часто сравнивают с муравейником. О, как ошибаются эти люди! В муравейнике все действия отдельных муравьёв подчиняются главной цели, единой идеи, в кажущемся хаосе имеется невероятный порядок. Этот хаос родит гармонию. В человеческом обществе всё наоборот – из кажущегося порядка родится хаос. А может быть, это тоже порядок, но именно тот, которого добиваются те, кто в действительности управляют миропорядком?
Как знать! Могу лишь сказать, что если люди, управляющие историей, когда-то существовали, то одним из них был Арамис. Этот человек воистину был любимцем Клио, музы истории.
Итак, решено, я прекращаю работу над романом «Ещё два года спустя» и займусь редактированием «Мемуаров Арамиса».