Шагаловцы

Маркович Ирина
   Я люблю Шагала, подарившего нам замечательные картины, в яркой, наивной, детски- примитивной манере раскрывающие красоту окружающего мира.
Неоднократно бывала на выставках работ великого соотечественника в Витебске и Минске, Москве  и Санкт-Петербурге.
   Скажу откровенно: я никак не ожидала увидеть  полет шагаловской фантазии, торжество его красок в родном Борисове.
   Новая встреча с любимым художником произошла в Борисовской центральной районной библиотеке имени И.Х. Колодеева, в этом, по верному определению моих земляков, духовно-культурном центре многоплановой направленности. 
   Можно сказать, что я попала на выставку "Шагаловцы" случайно. Выходя из абонементного зала в арт-пространство третьего этажа, ахнула, увидев летящие "шагаловские" образы,  созданные насыщенными красками. Работы юных художников я рассматривала долго, отмечая как удивительно точное "попадание" в мир шагаловского вдохновения, так и новаторский характер каждого представленного произведения. Впечатления оказались столь сильными, что захотелось ими поделиться, а заодно и высказать благодарность  участникам любительского объединения «Палитра» и его руководителю,
магистру искусствоведения,  члену Белорусского  союза художников  Люцько Анастасии Георгиевне.

   Первой меня "зацепила" работа Клары Воронкевич, изобразившей полет Музы на фоне ночного города. Пролетая над многоэтажками, фея творчества "открывает
взоры" тем, кто ожидает и кто, возможно, не ожидает ее появления. Провожающие красавицу в коралловом платье "глазастые" дома с петухами вместо антенн - прекрасный художественный образ, настоящая  авторская находка!
  Тема свободного, творчески-эмоционального полета  передана и в работе Полоник Валерии "Над Парижем". Неповторимый облик прекрасного города воссоздан с помощью узнаваемых деталей: ломаные линии
серых крыш османовских домов, их благородно-песочный цвет, наличие нарядно-декоративных балконов. На дальнем плане - силуэт Эйфелевой башни, притягательного центра города (а может, и всего мира?). В образе летящей и разбрасывающей цветы героини отражена  неповторимая атмосфера Парижа, способная "заставить" человеческую душу воспарить над реальностью.
   Произведение "Капучино в Париже" Юлии Баравули показалось интересным как  зрительная реализация емкого выражения Марка Шагала "Париж - ты мой Витебск": из открытого окна виден не мегаполис - провинциальный городок с одноэтажными домами,  уличными фонарями, низеньким забором, за которым возвышаются стены культового здания. Ощущение тихого домашнего уюта увеличивают розовые занавески распахнутого окна. А вот чашка любимого французами напитка несет на себе выраженный парижский колорит: воздушная пенка капучино оформлена в виде загадочного женского лица.
   Витебск и Париж,  реальность и мечта, сегодняшнее и завтрашнее сплавлены в работе "Кола" Александры Шалайко. Ключевой образ синей птицы, переносящей на орбиту солнечного колеса-круга юную деву, воспринимается как надежда на счастье, удачу, успех, столь присущая мировосприятию вступающих в жизнь молодых людей.
   Работы "шагаловцев" удивили неодзначностью трактовки образов, дающих зрителю простор для воображения, субъективной интерпретации. Так, "Кошачий квартал" Алексиевич Анны с выписанными на переднем плане образами  модницы-кошки и кота в презентабельной шляпе у меня лично вызвал  ассоциации с расписными вывесками торговых лавок. Развешенные на веревочках детские вещи воспринимались как рекламные  приоритеты продавца одежды для малышей. Полагаю, что другой смотрящий найдет здесь "картинку семейного счастья", кто-то еще увидит "песнь о любви".
   Любовь воистину главенствует в работе  "Лямур-тужур" Лях Натальи. Летящие над городом влюбленные коты - интересная аллюзия образов шагаловских картин на тему самого главного человеческого чувства - воспроизведены с анималистической и одновременно психологической точностью. Сила чувства передана через экспрессию цвета, доминирование желто- оранжевого и любимого Шагалом интенсивно-синего.
   А вот "Веселые коты" Лизы Лешковой напомнили о комизме живописи Шагала, ее предметности, о роли в ней животных. Коровы, козы, петухи... Пусть будут и коты!
   Непростой по задумке увиделась "Любовная песня" Ржеутской Стефании, отразившая важные темы творчества Шагала - Любви, Времени, Жизни и Смерти. Любовь как радость и драма, как величайшее счастье и испытание личности - эти недетские мысли отражены и в образах работы, и в ее колористике, отличающейся сложным взаимодействием ярких и темных тонов.
   "Золотая рыбка" Марины Леончик также заставила задуматься об идее работы.  Рыбка на небе как мечта человека о счастье? Как изображение одноименного созвездия на ночном небе? Как предмет Космической Рыбалки? Кто кого здесь ловит? Однозначного прочтения, точно, нет.
   "Диалог" Варвары Богомоловой привлек внимание "кубической" заостренностью фигур и лиц собеседников, выразительной символикой красного, подчеркивающей напряженную сложность общения мужчины и женщины.   
   "Венчание" Варвары Рабцевич, наоборот, наполнило позитивом происходящего сакрального действа, напомнило о любви Марка Шагала к жене Белле -  чувстве, которое художник пронес через всю жизнь.
   В завершение особо отмечу "Воспоминания о родном Витебске" Дианы Котовой, ключевую работу проекта."Воспоминания"
порадовали мастерством портретного изображения художника, передачей внутренней связи Марка Шагала с родным Витебском, с людьми, составлявшими ближний и дальний круг его общения. Пафос отмеченной работы, как впрочем и всего проекта "Шагаловцы" в целом, состоит в утверждении важнейшей человеческой ценности, обозначаемой словами  "Малая Родина".
   Спасибо вам, шагаловцы, за подаренный праздник!