Оккультреггер Алексея Сальникова

Олег Сенатов
Бытовая повседневность романа «Оккультреггер » - это наша современная жизнь, хотя автор с первых строк не скрывает, что его герои только внешне похожи на обычных людей, а на самом деле, они – существа потусторонние. Это – либо ангелы (престолы и херувимы), либо черти (демоны), либо  - посредники между людьми и потусторонним миром – оккультреггеры (каждый из них снабжен дополнением – гомункулом). Когда наступает очередная «муть» (человечество охватывает какая-нибудь завиральная идея), задача оккультрегеров - отыскать среди людей кандидатов на роли «угольков», которые, сгорая, генерируют немного тепла «для сугрева». Раз в несколько месяцев оккультрегер полностью меняет свой внешний облик («линяет»), но он остается одной и той же личностью в возрасте, скажем, двести лет.
Действие романа происходит исключительно среди  этой оккультной публики, а жизнь обычных людей находится где-то на его периферии, и, тем не менее, вся  эта мистика удивительно похожа на наше современное существование. Более того, модель  общества, предполагающая присутствие в нем двухсотлетних оккульттрегеров, объясняет, почему у нас на фоне современности, со всеми ее прибамбасами вроде смартфонов и социальных сетей, вдруг неожиданно высовываются фрагменты до конца не пережитого прошлого: то 1830, то 1861, то 1914, то 1917, то 1937, то 1941, то еще какой-нибудь другой год.
И вообще: поначалу вся эта романная мистика раздражает читателя, пока он к ней не привыкнет, поняв, что и наша «обычная» жизнь, если на нее посмотреть в определенном аспекте, - тоже выглядит натуральной чертовщиной.
Эта догадка подтверждается в эпилоге, в котором автор, сменив стилистику, показывает отношения черта и женщины - оккульттрегера, без всякой мистики - как отношения двух обыкновенных людей.
Как и предыдущий роман Сальникова – «Петровы в гриппе» - «Оккультрегер» посвящен исследованию современного российского общества; и тот, и другой, отличают великолепное, художественно осмысленное описание быта, но объяснительные модели в них различаются кардинально. Если «Петровы в гриппе» - классический роман, то «Оккульттрегер» - по своему жанру –  ближе социологическому эссе или философскому трактату, и поэтому труднее для восприятия.
Однако, взявший на себя труд в него погрузиться, будет очарован его оригинальным грубоватым стилем, и вознагражден блеском неожиданных ярких метафор.
Роман «Оккульттрегер», бесспорно, - крупное событие в современной русской прозе. Что-то Сальников напишет дальше?
                Октябрь 2022 г.