Игра в школу миниатюра

Валентина Будникова
Игра "в школу"
(миниатюра)

«…бывало, кукол в ряд сажу,
За них диктанты напишу.
У всех были тетради, ручки…»*

                Внучке Дианочке...

Желание обучаться и обучать - это моя особая страсть. С раннего детства мечтала стать учителем, в своих сочинениях возвеличивала только эту профессию, и вопрос «кем быть» по окончании школы даже не возникал. Судьбой всё было предрешено...

 Не помню, чтобы меня до поступления в школу кто-то обучал чтению. Как-то вдруг в шестилетнем возрасте к этому пробудился интерес сам собою. Первым художественным текстом  стал рассказ «Филиппок»… и «технологию» так называемого самообучения чтению восстановить не представляется возможным; одно помню, как долго-долго разбиралась со значением выражения «или ты немой». Субстантивированное имя существительное «немой» воспринималось мною как местоимение с отрицательной частицей «не» (смысл текста нарушался). Понятно, что мой «внутренний самодовлеющий человечек» не всегда мог сам во всём разобраться.

Вспоминаются также игры «в школу»… всё на уровне воображения: помню, как детская комната переоборудована в класс... воображаемые ученики с невыдуманными именами и фамилиями... есть отличники, двоечники... Фамилии «первоклассников», действительно, не выдуманы. На столе стопки исписанных тетрадей, их дарят мне для игры педагоги, живущие по соседству, зная о моих склонностях к профессии учителя. Каждая страничка тетрадей детально изучена; мысленный разговор с невидимыми учениками, старательными и нерадивыми. Заведен классный журнал, контроль текущих оценок... Учителя в будущем мне почему-то станут доверять проверку тетрадей; буду помогать в этом также родственнице, учительнице начальных классов. А своим не вымышленным, а настоящим ученикам стану «твердить» об ученической тетради как их основном документе, по виду, оформлению, содержанию которого можно делать многие выводы...

Игра увлекает… и не только детей. И вот уже в потоке игры  - вся моя родня:
Тети, бабушки, их внучки,
 Младшие сестрёнки и братишки…
 А также соседские девчонки и мальчишки…(вот такие у нас вирши)

 Младшие сестра с братом, действительно, до школы обучались чтению и письму под моим руководством. А далее была «предуготовлена» участь всех соседских ребятишек: девчонок и мальчишек. Летние веранды не один год переоборудуются  под класс; пребывать в безделье и праздности даже в долгих каникулах некогда: все под началом, присмотром «новоиспечённого» учителя устраняют пробелы в знаниях. Я была для них учителем-самозванцем, обыкновенной ученицей, а соседская детвора пыталась поначалу громко отстаивать свои права на лето и свободный отдых… Однако тщетно... Родители,  заинтересованные в знаниях своих детей, были на моей стороне, поддерживали полезную «игру в школу» и помогали поутру усаживать своих «чад» за так называемые парты в переоборудованных под школу летних верандах, где доской служила входная дверь, всегда испещрённая мелом. По долгожданному звонку в колокольчик четвёртый-пятый уроки заканчивались, и мои ученики врассыпную разбегались праздновать своё быстро уходящее, «заслуженное вот таким самоотверженным трудом» лето...

До сих пор секреты успешности игры из того далёкого детства мной не раскрыты. Хотя смею предположить, что будущий учитель, несомненно, обладал талантом организатора и «на заре своей профессии», по наитию был уже  на верном пути: «осуществлял деятельностный подход в обучении», умел вовлечь всех «участников образовательного процесса» в состояние творческого игрового потока, потока взаимодействия, взаимосвязи, сотрудничества.

У. Шекспир когда-то сказал: «Весь мир - театр, и все мы в нём актеры!» В моей жизни детская игра «в школу» переросла в ответственную и серьёзную работу длиной в сорок два года (стаж педагогической деятельности).


***
«Наверное, у каждого из нас есть такое место, куда мы стремимся возвратиться и возвращаемся часто, увы, только в мыслях /…/,
где мы впервые и неожиданно осознали себя личностями, где научились мечтать и загадывать своё будущее…»
Г.А. Естамонов, кузбасский писатель.


* https://do.s-ba.ru/files/articles/СаранчинаА.В.эссе.pdf