Сакральные числа и обелиск у Пантеона

Людмила Хаустова
(Из цикла «Азбука Рима»)
      По древнеримской легенде, Ромул и Рем, основатели Вечного города, вели свое происхождение от  древнегреческого героя Энея, сына богини любви Венеры.  После падения Трои в 1184 году до н.э. Эней с собратьями приплыл к берегам Апеннинского полуострова и основал город Альба Лонга. Согласно историку Титу Ливию, от потомков Энея вели свой род древние патрицианские семьи, в том числе Юлии.  К роду Юлиев принадлежал и Гай Юлий Цезарь, которого Сенат причислил к  лику богов в 44-42 годах до н. э.
    Немудрено, что греческая культура оказала несомненное и большое влияние на Рим. При этом римляне, некогда принявшие в свой пантеон  этрусских богов,   включили в него и немало греческих, иногда просто давая им новые имена. Бог загробного царства Аид стал Плутоном, богиню красоты и любви Афродиту назвали Венерой, а бог войны Арес превратился  в  Марса. Со времен  Александра Македонского  в Римской империи поднялась ещё более   бурная "волна эллинизма". В Вечном городе стали возводили святилища, посвященные  греческим, а позднее и египетским богам. Особенно много их появилось  на левом берегу Тибра, в зоне огромного Марсового поля.  Его воинственное название происходило от первоначального  предназначения этой территории для военных и гимнастических упражнений.  По преданию, здесь некогда стоял алтарь, посвященный  богу войны  Марсу. А поскольку по римскому преданию, именно от Марса  весталка  Рея Сильвия родила близнецов Ромула и Рема, то это место почиталось мистическим и сакральным.
     Победив Антония и Клеопатру в битве при Акции в 31 году до н.э. и присоединив  Египет к  Римской империи, Август взялся за обустройство Вечного города. Подобно египетским фараонам он решил, прежде всего, построить  усыпальницу для себя и своих близких на краю Марсова поля, рядом с рекой. Правда, от разливов Тибра территория эта оставалась заболоченной  на многие месяцы. Но Август распорядился местность осушить, и к 28 году до н. э.   возвел здесь родовую гробницу. Выполненное из местного травертина,  круглое сооружение повторяло форму  этрусских  могильников   (тумулусов) и других самых древних строений.
     Надо напомнить, что древние  строители, равно как  философы и математики Месопотамии, Египта, Индии и древней  Греции, придавали сакральный смысл геометрическим формам и числам. Их воспринимали как воплощение вселенских законов, предусматривающих божественный порядок в мире. Поэтому они особо учитывались при возведении культовых сооружений. По мысли древних зодчих, святилища  призваны  воссоединять человека с божественным мирозданием и высшими силами. Изображение круга издревле считалось божественным, поскольку оно повторяло форму солнца, земли и луны. Кроме того, круг  был бесконечным и у него был один центр. А  «единица»,  согласно  древним учениям, пред¬ставляет   идеальный символ божества, и  к тому же  яв¬ляется частью всех остальных чисел.
    Над цилиндрической базой  усыпальницы Августа (диаметром 87 м) возносились барабаны постепенно уменьшающегося диаметра. (По форме строение  напоминало раздвинутый телескоп). Общая высота его  составляла 44 метра.  На крыше  был насыпан холм земли, на котором по древней традиции, высаживались кипарисы. А  самую  вершину сооружения венчала золотая статуя императора Августа.    Внутри усыпальницы хранились урны с прахом членов императорской фамилии. Со временем здесь были захоронены сам император, его жена Ливия, сестра Октавия, племянник    Марцелл, а позднее императоры  Тиберий, Клавдий и Нерва, а также другие представители рода Юлиев.    Вход в мавзолей украшали  два египетских обелиска и бронзовые плиты с жизнеописанием императора  Августа.     Древнее сооружение в кольце традиционных кипарисов сохранилось доныне, несмотря на многочисленные преобразования. В смутные времена его превращали в крепость, а позднее  даже в   концертный зал.
     Вслед за  императором,  Марк Агриппа, полководец и зять Августа (женатый на его дочери Юлии), в  27 - 25 годах  до н.э. на     личные средства возвёл  неподалеку Пантеон,  что по-гречески означает храм всех богов. Пантеон был задуман Агриппой как династическое святилище. Оно было посвящено обожествленному  Юлию Цезарю, прародителю императора  Августа.   Сооружение  должно было поддерживать и укреплять идею о божественном происхождении императоров, об их сакральной миссии на земле. 
    В 125 году император Адриан, увлекавшийся греческим искусством и архитектурой, реконструировал Пантеон. И хотя  новый монумент мало что  унаследовал от старой постройки, на  фризе портика  Адриан  благородно увековечил имя его первосоздателя - Марка Агриппы, а свое имя поставил ниже и маленькими буквами. (См. «День рождения Рима в Пантеоне»).
     Надо сказать, что изначально Пантеон выглядел совсем по-другому. Он был облицован белоснежным мрамором, крышу покрывали сияющие на солнце  золотые плиты. Да и  сам храм возвышался на огромном подиуме, к которому вели семь ступеней.  Древние строители полагали, что число «семь» связано с небес¬ными существами и духовными силами, поскольку оно  представляет семь известных планет  и семь дней недели. Поднимаясь к храму по ступеням, человек словно восходил от  бренной земли к сияющим небесам. Фронтон Пантеона украшал золотой орел с короной -  древний символ высшей власти.
      Особое внимание в сакральной архитектуре древние строители уделяли обращенному к небу куполу, который вбирал высшие, божественные силы, направляя их в храм и на собравшихся там людей. В глубокой древности  купола  возводили из заговоренных особым образом камней или обожженного кир¬пича. Купол же Пантеона  оставили открытым, чтобы через это, единственное в здании, всевидящее око- «Окулюс» устанавливалась  прямая и непосредственная связь с небесными силами. Ведь «единица», по верованиям древних, идеальный символ божественной природы.
     Даже размер этого отверстия (8,3 метра) не случаен. По мысли древних, число «восемь», следующее за счастливым числом «семь», означает стабильность и прочность. А число «три» - самое священное из чисел, отражает идею триединства мира. Оно проявляется в триединстве времени (прошлое, настоящее, будущее; начало, середина, конец), им означены три единства в человеке (тело, душа и дух), и три фазы существования (рождение, жизнь, смерть). Оно же отражает идею  трёхмерности пространства (длина-ширина-высота) и три состояния вещества (твёрдое тело, жидкость, пар).
      Купольное перекрытие Пантеона начинается на высоте  20 метров. Сам купол отливался из уникального, неармированного «римского бетона», облегченного за счет включения в  его состав пемзы и вулканической смеси - «пуццоланы».  Купол  составлен из  пяти рядов   постепенно уменьшающихся бетонных колец, причём каждое «кольцо» удерживается под давлением следующего кольца. Цифра «пять», по мысли древних строителей, символизирует индивидуальность и неповторимость. Как  уникальны и неповторимы «пятипалые» ладони каждого человека. Опирается купол на восемь пилонов (вспомним, что «восемь» означает стабильность и прочность).
      Да и ощущение гармонии, возникающее при входе в храм, имеет свой секрет. Высота храма до верхней точки купола и внутренний диаметр «цилиндра»  одинаково равны 43, 57 м. Таким образом,  всё здание (без учета входного портика) вписывается в куб с четырьмя сторонами квадрата.  А цифра «четыре» означает целостность, совершенство, гармонию, ибо она  соотносится с  четырьмя сторонами света и четырьмя временами года.
    Даже число колонн в портике Пантеона не случайно. «Восемь» колонн олицетворяют надежность и незыблемую прочность, а также защиту  человека от гнева богов. А два ряда по восемь колонн в портике, по задумке строителей, представляли облака, поддерживающие небо – кровлю. Опираясь на  подобные расчеты и суждения,  создатели культовых сооружений пытались угадать и отразить божественную картину мироздания.
       Поражает виртуозное мастерство и хитроумная, затейливая  изобретательность мастеров прошлого. По их расчетам, в день рождения Вечного города, 21 апреля  солнечные лучи от купола Пантеона устремлялись сияющим потоком к входной двери храма. Можно себе представить изумление и восторг собравшихся, когда в сиянии ослепительных лучей в храм входил император.  (См. «День рождения Рима в Пантеоне»).
    В 13 году до н. э. в честь  триумфального возвращения императора  Августа из Испании и Галлии,  неподалеку от  Мавзолея Августа, по решению римского Сената   возвели Ара Пачис, или Алтарь Мира. Воздвигли его  под открытым небом, чтобы не  препятствовать обращению к небесным силам и их воздействию на молящихся.   Алтарь был огорожен четырехугольным портиком.  В соответствии с верованиями древних, число «четыре» символ божества, олицетворяющего  неколебимость времени, и воплощенного в четырех сторонах света и в неизменных четырех временах года. Мраморные поверхности панелей были  украшены рельефными  изображениями ритуальных, жертвенных процессий с участием императора и членов его семьи, иллюстрациями исторических событий, а также аллегорическими и декоративными элементами. Освящение алтаря Сенатом 30 января  9 года до н. э.  знаменовало   наступление  эпохи «римского мира» (Pax Romana).    В ходе  веков из-за постоянных разливов Тибра  Алтарь Мира постепенно разрушался и со временем исчез под 4-х метровым слоем ила. Только в 1938 году Муссолини приказал восстановить древний монумент на набережной Тибра, рядом с Мавзолеем Августа.
     Ещё один древний монумент был установлен  на  соседней площади Монтечиторио.  30-метровый гранитный обелиск   был привезен в Рим из Египта  императором Августом.     Обелиск получил название «Солнечного», поскольку искусный математик-астроном Факундо Новио решил использовать его в качестве  стрелки солнечных часов. Площадь вокруг обелиска была выложена мраморными плитами, расчерченными на манер циферблата, по которому перемещалась  тень от обелиска. Помимо того, обелиск выполнял функцию календаря. На вершине его закрепили золотой шар с прорезями. Проходящий сквозь прорези солнечный луч падал на расположенный у его основания меридиан с  бронзовыми полосками, цифрами и буквами, означающими календарные дни, месяцы и знаки зодиака. (См. «Прогулки по Монтечиторио»). Мало того, древнеримские зодчие так хитроумно рассчитали, что 23 сентября, на закате,  в день и час  рождения императора Августа,  луч солнца от обелиска  с площади Монтечиторио  падал на Алтарь Мира, построенный в честь императора.
     Однако, вернемся к Пантеону. Со временем круглый по форме Пантеон всё чаще стали называть Санта Мария Ротонда. (От латинского rotundus, что в переводе означает «круглый»). От него название перешло на площадь перед храмом (Piazza della Rotonda).  Долгое время на площади   и даже в портике  Пантеона размещался рынок.  Только в начале XVIII века площадь освободили от рынка и от соседних  обветшалых строений, и украсили грациозным фонтаном,  выполненным по рисунку Джакомо  делла  Порта.  Век спустя, реставрируя пришедший в упадок фонтан, архитектор Филиппо Бариньоли  сохранил прежний бассейн с масками. В центре его  он возвел декоративную скалу, украшенную папскими гербами и дельфинами,  из пасти которых извергаются струи воды. А на скале архитектор установил отреставрированный и несколько уменьшенный древний обелиск. Изначально он в паре с другим (см. "Цыплёнок Минервы") украшал вход в Мавзолей Августа, а потом был перенесен на соседнюю с Пантеоном   площадь Сан Макуто. Верхушка его декорирована ниспадающими на пирамидальное возглавие листьями, геральдической звездой и крестом. Папе обелиск так понравился, что помимо традиционной медали, отчеканенной в честь установки монумента, он повелел воспроизвести изображение фонтана с обелиском на имевших тогда хождение монетах - скудо. С той  поры фонтан неоднократно реставрировался,  но в целом его облик остается неизменным и поныне.