Последний грех

Владимир Шевченко 6
22 июня. Один из самых трагичных дней нашего народа.
Конечно нужно отдать дань солдатам этой войны. Хочу опубликовать стихи подзабытого советского солдата - поэта Марка Соболь.

Маршевая рота

Зябко поникла трава на лугах,
дождик безбожный...
Тысяча лет на моих сапогах
глиной дорожной.

В горле от этой пожухлой травы
горькая завязь.
Счастливы лица у тех, что мертвы,-
отвоевались.

Тяжкое званье советских бойцов
мы переносим
долгой дорогой среди мертвецов
и через осень.

Вот они, сполохи огненной мглы,
Дымного смрада!..
В серые спины нам смотрят стволы
заградотряда.

Что сторожите вы из-за бугра
взглядом-прицелом?
Не беспокойтесь: мы крикнем "ура!"
перед расстрелом.
1943 год
Его стихи как - то застряли во времени. А напрасно. Достаточно вспомнить песню из культового фильма 1958 года " Последний дюйм". Этот фильм послужил знаменем для солдат потерянного поколения. О которых писали Хемингуэй, Д. Олдридж, Э. Ремарк. И которым посвящались такие фильмы как " Альпийская балада", Касабланка", " Они сражались за Родину". И многие другие. Но в чем привлекательность фильма, о котором сложно написать что - либо худое " Последний дюйм." Мужество солдат потерянного поколения. Вне зависимости от национальности. Вспоминаю о первом путешествие Тура Хейердала. Когда он в свою команду взял солдата второй мировой. И который впоследствии бросился с ножом на акулу. Люди с мужскими лицами и такими же характерами. Что, к сожалению, уже почти утеряно. Вспомним фильм " Набережная туманов". Когда прожженный легионер, чуть ли не совершает аварию, спасая животное, перебегавшее дорогу. Я видел фотографию одного из легионеров пятидесятых во время войны в Алжире. В горной местности, солдат после операции , тащил на спине больного ослика. И донес до части. Выходил. Хотя в те времена, как утверждали сами французы, в иностранный легион, брали отбросы со всего мира. Все относительно. Кто отброс, а кто нет, покажет время или предсмертное ложе.
Самое удивительно в фильме "Последний дюм", это фантастическое опускание зрителя в реальность потерянного поколения. Потрясающая и такая необычная для советского времени песня солдата на стихи Марка Соболь. В исполнении Советского Рэй Чарльза Михаила Рыба. О котором также незаслуженно забыли. Песня напоминает американских блюз. Такого музыкального термина в те времена у советских людей, почти не существовало. И, конечно - же зрителей шокировали сами стихи. Многие их до конца так не понимали. Но улавливали весь их трагизм и восхищались героями. На самом деле многие спорят до сих пор. Что означает - А Боб Кеннеди пустился в пляс? Некоторые говорят, что это американский сленг, означающий уклонение от боевых действий. А кто - то утверждает что это эйфория солдата оставшегося в живых после страшной переделки. . Как мы сейчас говорим - Выброс адреналина. Я, лично видел подобное.

Тяжелым басом гремит фугас
Ударил фонтан огня
А Боб Кеннеди пустился в пляс
Какое мне дело
До всех до вас?
А вам до меня!

Трещит земля как пустой орех
Как щепка трещит броня
А Боба вновь разбирает смех
Какое мне дело
До вас до всех?
А вам до меня!

Но пуля-дура вошла меж глаз
Ему на закате дня
Успел сказать он
И в этот раз
Какое мне дело до всех до вас,
А вам до меня?

Простите солдатам последний грех,
И в памяти не храня,
Печальных не ставьте над нами вех.
Какое мне дело
До вас до всех?
А вам до меня!
https://youtu.be/g6kwabSYwe8?t=44