Север дальний 2 окончание

Бирюков Леонид
   Новый аэропорт Игарка и (справа) ещё сохранившиеся на тот момент административное здание авиапредприятия и аэропорта с характерной "вышкой"   (фото автора)

  Сейчас Игарка (пока, к сожалению, только аэропорт) стала востребованной. С 2005 года началось интенсивное освоение Ванкора (170 км к западу от Игарки). Длительный период ожидания структуры, которая могла бы осилить это перспективнейшее, но и тяжелое, как говорят, месторождение нефти, а претендовали на него такие монстры, как французская Тоталь Фина Эльф и англо-голландская Роял Датч Шелл, закончился естественным приходом сюда Роснефти. Сразу же, наряду с доразведкой месторождения, эту нефтедобывающую компанию, не сочтите за рекламу, обязали взять на себя поддержание разваливающейся транспортной инфраструктуры, в частности, аэропорта Игарка. В том же году специалисты Роснефти сделали предварительную оценку предстоящих работ по реставрации ВПП и ремонту аэропорта. Было заявлено, что ВПП необходимо не реставрировать, выборочно меняя плиты и подсыпая грунт, а ремонтировать от начала и до конца. А здания аэропорта, в том числе недостроенные грузовой склад и аэровокзал, ремонту не подлежат. Прозвучало буквально следующее: «Способ реставрации единственный: бульдозером разровнять и на этом месте посеять травку».

   Собственно говоря, этим наирадикальнейшим методом и проводилась реконструкция аэропорта Игарка. Из прежних сооружений осталась только гостиница – она сравнительно недавно построена, её отремонтировали, восстановили практически с нуля столовую – она существовала в виде пристройки к гостинице, построили еще одну гостиницу, соединив ее со столовой надземным переходом. Ну а само здание аэропорта воздвигнуто (иного слова на ум не приходит) на совершенно новом месте. В нем комфортно разместилось большинство служб, к слову, служба авиационной безопасности имеет возможность со стационарного пульта вести видеонаблюдение за многими, даже и очень потаенными, уголками зала ожидания и перрона. Конечно, и это самое главное, есть просторный, хочется сказать – просторнейший зал регистрации с двумя стойками.

  Правда, пусть это не покажется ложкой дегтя, работники аэропорта тут же пожаловались, что даже в летний период, когда приходится оформлять пассажиров одновременно на два–три рейса и нагрузка на службу организации перевозок возрастает в несколько раз, задействована всего лишь одна стойка регистрации – администрация аэропорта не стремится увеличивать численность персонала. Что ж, и в этом следует усматривать преемственность поколений: лет 15 – 20 назад, когда здесь скапливались сотни пассажиров, с ними должны были управляться всего лишь один диспетчер и двое дежурных СОП.


   Когда-то самым больным местом аэропорта был гараж, служба спецавтотранспорта. И этого места не узнать. Просторные боксы, удобные бытовые помещения, новая, вернее, невиданная до селе техника… Кстати, на этой новой технике работают те же водители, что и десять лет назад. Им ли не сравнить, не вспомнить, как, бывало, часами пытались реанимировать шнекоротор, как застревали на полосе… Помним, говорят, сравниваем... И здесь, оказывается, есть своя ложка дегтя: этот, например, «новый» агрегат, притащили на «веревке» по зимнику, а тот агрегат красив, но не предназначен для работы в жестких северных условиях…

   Пока аэропорт Игарка обслуживает преимущественно вахтовиков, прилетающих на Ванкор. Скорее всего, это его основное предназначение на многие и многие годы. Рядом с Ванкорским месторождением на западном берегу Енисея имеется еще несколько подобных, перспективных, но тяжелых, месторождений нефти. Это выражение имеет двоякий смысл. Тяжёлое месторождение, потому что нефть лежит на глубине свыше четырёх тысяч метров. И нефть сама по себе тяжёлая, только из неё можно получить дизельное топливо. Что определяет редкость, а значит, ценность подобных месторождений. Все они расположены в 150 – 200 км от Игарки. Кроме западного берега, у Енисея есть восточный берег. И там, рядом с Игаркой, тоже многое чего запрятано в недрах. Рано или поздно это, уже найденное и кое-где разведанное, будет взято. И наверняка Игарка вновь будет востребована. А будет ли аэропорт транзитным, будет ли он запасным для Норильска, покажет время. Одно определенно ясно, что уже не будет того мощного пассажиропотока, который был в 80 – 90-х годах ушедшего безвозвратно века, что уже пришла или грядет новая техника, которой не нужен будет промежуточный для дозаправки аэропорт, что ... А мало ли что еще вдруг явит нам век нынешний?

      ИГАРКА, 2010 год.