Англия Часть 5 Прогулки по Лондону вне официальной

Виктор Ардашин
Англия Часть 5 Прогулки по Лондону вне официальной программы

        Предыдущая часть:   http://proza.ru/2023/06/04/159

        Фото из интернет.
        Верхний ряд: 1 – один из магазинов сети "Marks&Spenser" в Лондоне; 2 – кукольный набор «Барби»
        Нижний ряд: 1 – фрачный костюм для Геннадия; 2 – шарф футбольного клуба «Ливерпуль»; 3 – корзина, как символ «мирного договора».

        Наша командировка в Англию была достаточно непродолжительной по времени – одна неделя. Практически всё это время было расписано для участия в международной конференции по страхованию (это и была цель поездки) и на мероприятия, предусмотренные для знакомства со страной и с Лондоном. Вместе с тем, очень хотелось просто побродить по городу, пройтись по его улицам и площадям, посмотреть на его обитателей. Да и купить сувениры своим родным и близким тоже не помешает. Особенно детишкам. Поэтому мы с соседом по номеру Геннадием приноровились каждый вечер после посещения ресторана устраивать себе эдакие познавательно-покупательные прогулки.

        Начну этот раздел с впечатлении о Лондоне. Оказывается,  Лондон практически ровесник современному летоисчислению. По археологическим раскопкам его основание относят к 43 году нашей эры. Это было время вторжения в Британию римлян во главе с императором Клавдием. Сейчас население Лондона составляет более 8 миллионов человек. По численности жителей Лондон занимает второе место в Европе после нашей Москвы.  Это так, для справки.

        Мне показалось, что существует несколько  Лондонов, если судить по заполняющей его улицы и площадям населению. Каждое утро буднего дня где-то с 7-00 до 9-00 улицы центральной части Лондона заполнены так называемыми «белыми воротничками». Идут на работу многочисленные служащие бирж, банков, офисов и прочих видов умственной деятельности.    Эта публика промелькнёт на улицах еще где-то в районе обеда в основном в местах расположения кафе, ресторанов и прочих питательных учреждений. После 18-00 «белые воротнички» снова заполняют улицы, следуя в обратном направлении. Всё остальное время город заполнен многочисленной публикой, не привязанной к офисным учреждениям. Обращает на себя внимание многонациональность города (я ещё раз подчеркну, что речь идёт о центральной его части, в которой имели возможность прогуливаться и мы с Геннадием). Многие одеты в свои национальные костюмы. От их разнообразия порой просто пестрит в глазах. Характерно, что люди в массе своей настроены доброжелательно. Они отзывчивы к просьбам, с которыми мы порой обращаемся к случайным прохожим. Стараются вникнуть в суть вопроса и хоть как-то помочь. Это было приятно.

        Поскольку у нас времени было совсем немного, то мы с Геннадием были заняты в основном поиском сувениров для себя и родных. Не забывали при этом иной раз зайти в паб и пропустить там по кружечке пива. Пиво очень хорошее везде. Оно бывает несколько своеобразное. Но эта своеобразность формируется не за счёт его разбавления водой или прочими примесями, как это порой было принято у нас.  Просто это такой сорт пива, который имеет своих поклонников. В каждом пабе, как правило, разливается пиво бочковое. Имеется несколько его сортов.

        В основном мы с Геннадием занимались поиском сувениров. Геннадию запала идея купить в Лондоне себе комплект фрачного костюма с манишкой и бабочкой. Для чего он ему понадобился - я не знаю. Спрашивать было как-то неудобно. Надо -.так надо! Будем искать. Не буду тянуть кота за хвост и сразу скажу, что такой комплект Геннадий приобрёл. Мы отыскали его в специализированном магазине по продаже фраков. Там был огромный выбор и костюмов разнообразного покроя и цвета, и отдельных его составляющих. Геннадий был очень доволен покупкой. Он просто сиял, как будто сбылась, наконец, голубая мечта его детства. А, может быть, так оно и было.

        Я же выбирал покупки в основном в магазинах популярной торговой сети "Marks&Spenser" (сокращённо на вывесках они частенько фигурируют с эмблемой  «M&S»). Интересна история этих супермаркетов. Она началась более 120 лет назад с "Пенсового базара Маркса", при входе на который красовалась вывеска: "Don't ask how much - it's a penny" ("Не спрашивай цену, любой товар стоит один пенс"). Тогда, так называемый "шопинг", представлял собой своеобразный ритуал: нельзя было купить все в одной лавке. Каждый магазин торговал определенным товаром и имел свой круг клиентов. Мне был хорошо знаком такой приём торговли. Я прекрасно помню наши магазины с вывесками: «Хлеб», «Молоко», «Мясо», «Рыба» и так далее.  В каждом надо было отстоять очередь к прилавку для подбора товара, а потом и в кассу для его оплаты.

        В Англии подобный способ обслуживания покупателей практиковался до Майкла Маркса. Он произвёл буквально революцию в обслуживании населения. Мне  было приятно узнать, что Майкл (Михаил) Маркс родился в России в 1859 г. Едва достигнув совершеннолетия, он эмигрировал в Англию. Его переезд был достаточно смелым поступком, поскольку Маркс не знал даже английского алфавита, не говоря уже о языке.  Устроившись на работу в торговой сфере и познав её азы, Майкл решил открыть собственное дело. Он развозил по близлежащим деревням продукты, ткани и одежду, которые покупал непосредственно с их складов. Это было значительно дешевле. Через некоторое время Маркс смог открыть на рынке первую лавку, где предлагал различные товары от продуктов до предметов повседневного и долговременного спроса населения. Майкл Маркс решил коренным образом изменить царивший в то время в торговле порядок. Действительно, зачем покупателю бегать в поисках необходимого товара из магазина в магазин, когда лучше купить все сразу и по доступной цене в одном магазине. "Товар должен быть дешевым, его должно быть много и различных видов" - таков был девиз основанной им фирмы. У Майкла  появились свои клиенты и его магазин (а потом  - магазины) стали быстро набирать популярность. Со временем Маркс открыл магазины и в соседних городах. Он справедливо полагал, что, прельстившись небольшой ценой, покупатель зайдет в магазин что-нибудь купить и, вместе с этой покупкой,  он может приобрести ещё множество приглянувшихся ему в магазине вещей, о которых даже не думал, пересекая порог магазина.

        Постепенно молодой предприниматель Майкл Маркс стал хозяином солидной сети магазинов и пригласил в компаньоны Тома Спенсера, который долгое время работал кассиром на складе. Так появилось название «Marks & Spencer». Это имя компания носит и по сей день. Основатели сети стали напрямую работать с производителями. Для англичан универмаги «M&S» не просто магазины, они - частичка истории народа. Даже британский премьер-министр предпочитает "закупаться" именно в этой торговой сети. А уж мы-то с Геннадием (и множество других покупателей) - тем более.

        Вот именно этой сети магазинов «Marks & Spencer» («M&S») я и решил доверить выбор сувениров для своих родных и близких. И не ошибся. Я приобрёл в них всё, что приглянулось и о чём порой даже не помышлял, отправляясь за покупками. Дочке я купил куклу «Барби» с набором разных причиндалов - мечту каждой девочки такого возраста и того времени. Сыну – шарф футбольного клуба «Ливерпуль».  Жене – красивое колье (из бижутерии, конечно). Но смотрелось  колье шикарно и Наташе понравилось. Надевает его по праздникам. В общем, накупил сувениров для всех, кого хотел порадовать. Себе – различные приспособления и оборудование по уходу за аквариумом. Был очень доволен.

        Несколько позже, сидя уже в самолёте по дороге в Москву, я понял, что впервые из-за границы я везу в качестве подарков не коробки с обувью и пакеты с одеждой, а именно сувениры. Напомню - это был 1995 год. Год разгара «Перестройки». К тому времени в нашей стране можно было уже купить практически всё о чём мечталось. Были бы деньги.

        В заключении этого раздела я хотел бы рассказать о небольшом казусе, который приключился со мной в гостинице во время одного из наших завтраков. Ежедневно мы завтракали в кафе-ресторане, расположенном на первом этаже гостиницы нашего проживания. Завтрак был, как обычно, организован по принципу  шведского стола. Единственное отличие состояло в том, что клиент не сам набирал себе поднос с блюдами, а заказывал их через официанток. Официантками работали молодые симпатичные девушки из южных регионов земного  шара. Об этом можно было судить по цвету их кожи кофе с молоком.

        На завтрак я обычно заказывал себе яичницу с беконом и кофе с сырными и рыбными гамбургерами. Ну и пару круассанов, конечно, прихватывал. Так вот – умял я свою яичницу и перешёл к кофе. Оно уже стояло на столе в кофейных маленьких чашечках на блюдечках. Беру я чашечку с кофе за ручку и вижу, что вместе с ней со стола поднимается и блюдечко, на котором чашечка стояла. Признаться - поначалу я несколько опешил. Кто их англичан знает? Может быть, у них именно так принято пить кофе из чашечек, скреплённых с блюдечками, чтобы скатерть случайно не испачкать. Зыркнул я глазами по другим столам. Нет – у всех чашечки в руках посетителей отдельно, а блюдечки спокойно отдыхают на столах. Вижу – недалеко от нашего столика проходит метрдотель. О своём «полиглотстве» и способах его освоения я уже немало рассказывал в предыдущих разделах воспоминаний. Естественно, что на чистом английском языке уже с оксфордским прононсом я обращаюсь к метрдотелю, держа чашечку с кофе и намертво вцепившегося в неё блюдечком, с вопросом: «Эксьюз ми, сэр! Вот из зыс?».  Тот подошёл ко мне, взял чашечку со всем содержимом из моих рук и начал что-то говорить на незнакомом мне языке. Потом он куда-то быстренько испарился, но вскоре вернулся с тем же продуктом обратно к нашему столику и поставил на стол передо мной чашечку кофе на блюдечке, на котором он и нёс содержимое. Я взялся за ручку чашечки и она легко распрощалась со своим спутником – блюдечком. Метрдотель снова начал что-то говорить, но я прервал его красноречие благодарственными словами: «Сэнк ю, сэр! Ол вери гут!». На этом мой завтрак и закончился.

        Но оказалось, что эта история имела продолжение. Поздно ночью, когда мы с Геннадием вернулись в наш номер, на моей тумбочке стояла большая корзина, наполненная разными вкусностями. В ней было три бутылки разных спиртосодержащих напитков (шампанское, виски и какое-то вино), фрукты, конфеты и что-то ещё весьма симпатичное и на вид вкусное. Мы поняли с Геной это так, что  корзина со всем её содержимым символизирует подписание мирного договора  руководства гостиницы с нами – её клиентами. Я был готов подписывать такие договоры хоть каждый день и не по одному зараз. Содержимое корзины мы дружно оприходовали всей нашей группой. Коллеги благодарили почему-то меня. Я скромно отмалчивался, улыбался и кивал головой.   

        Ну а дальше был снова аэропорт «Хитроу». Неделя пролетела, как один насыщенный интересными событиями день. Опять мы разместились в родном самолёте  «ИЛ-86». Четыре часа полёта – и мы в Москве. Отлично! Поневоле в голове крутятся воспоминания об увиденном и услышанном за этот период времени.  Хочется в спокойной обстановке подвести некоторые итоги командировки.

        В целом, можно считать их весьма полезными. Расширился мой личный диапазон знаний в части страховой деятельности. Приобрёл немало знакомых среди руководителей российских страховых компаний. Ведь здесь мы все были единомышленниками и представляли в какой-то степени свою страну. Поэтому старались проводить одну линию на повышение её авторитета в части страховой деятельности в российском государстве. Как нам казалось, это в известной степени удалось. Было представлено несколько докладов с российской стороны, которые вызвали неподдельный интерес у присутствующих. Было немало вопросов и комментарий от участников конференции из других стран. Ответы и пояснения мы порой формулировали единым коллективом, дополняя друг друга. В заключительной части конференции её Председатель выразил благодарность всем участникам, особо отметив активность представителей из России. Не скрою = это было нам всем весьма приятно.

        P.S. После приезда из командировки в Англию, меня вызвал в Санкт-Петербург Генеральный директор ЗАО «Балтийское страховое общество» Иван Петрович Ковров.  Он попросил меня рассказать о ходе конференции и рассматриваемых там вопросах. Что я и сделал, конечно. По ходу беседы Иван Петрович задавал вопросы, на которые я старался достаточно подробно отвечать. О своих дебатах с модератором первого заседания я ничего не сказал. Мне показалось, что это существенного значения не имело.  Тем не менее, видимо от кого-то из присутствующих на конференции российских страховщиков, Иван Петрович о них узнал и одобрил. Возможно, именно эта моя активность и послужила поводом для достаточно регулярного включения моей кандидатуры в состав группы участников от нашей страховой компании в ряд последующих международных конференций. Так мне кажется.

        Продолжение:   http://proza.ru/2023/07/23/159