Три Ивана

Елена Фанталова
     Мой рассказ будет о трех Иванах, которых я нередко вспоминаю по жизни.  Каждому из них было бы уже около ста лет, они сейчас в ином мире, но о каждом думаю благостно, с редким теплом, как о подарках судьбы, посланных мне  в период детства и юности. Это были простые русские люди, открытые, добрые, участливые.  Один из них был часовщик, знакомый моего дедушки,  другой  учитель русского языка  нашей школы, третий рабочий из деревни,  в которой прошла моя жизнь.  Они были разные по характеру,  но каждый со своей русской  харизматичностью ,  со своей аурой удивительной расположенности к людям независимо от социального статуса человека и  жизненной ситуации.  Объединяла моих знакомых Иванов удивительная доброжелательность, простота  в общении, желание бескорыстно  помочь, сделать лучше. Сейчас таких людей почти не встречается.  Время у нас другое, и для человеческого неравнодушия и открытости  все меньше и меньше остается места в нашем коммерческом и разъединенном мире.
Начну с Ивана первого, которого увидела еще в детстве.  Это часовщик  Иван Андреевич Перепелкин. Всегда веселый, оживленный, разговорчивый,  с высоким голосом и быстрой речью, всегда желающий поведать что-то о себе и узнать новое о нас. Какая-то незащищенность ощущалась в нем.  Прекрасный мастер своего дела, в семье нашей его любили и он отвечал взаимностью.  Это было общение «ни о чем», но удивительно доброжелательное,  несущее  человеческую теплоту своим  непосредственным присутствием.  Чинил он старые настенные часы , но приходил к нам и  на другую  квартиру, куда семье пришлось переехать из – за капитального ремонта в  нашем старом доме на Таганке. Приходил, чтобы просто  помочь прибить книжные полки. Вспоминая своих внуков и глядя на меня, он радостно приговаривал: «Дети растут как грибы, как грибы». Частичка душевного тепла и простоты общения Ивана Андреевича Перепелкина до сих пор  хранится внутри меня и согревает  на фоне непростой и эмоционально жестокой сегодняшней жизни.
      Расскажу далее о другом Иване,  Иване втором, совсем другом, но тоже замечательном, добром, открытом  русском человеке. Это был  Иван Иванович Потапов,  учитель  русского языка и литературы в нашей школе. Он был уже пенсионного возраста, преподавал у нас недолго, занимал  должность завуча школы.  Казалось, что он был из другого, дореволюционного мира, но это просто так казалось. Всегда просто одетый, в темном скромном костюме,  с правильными чертами лица,  внимательный , серьезный, в очках с роговой оправой.  Он  четко подавал материал, приводил конкретные примеры из литературы и русского языка. Он  не был строгим, никогда не раздражался, но и не улыбался.  Говорил выразительно и интересно,  мы  периодически заслушивались его рассказами.  Иногда, все-таки,  он с горечью произносил: « Вот  вы все про шпионов да про шпионов читаете,  а Толстой и Чехов чистые на полочке стоят». Ему  искренне хотелось привлечь наше внимание к духовному богатству русской литературы, хотя удавалось это сложно, особенно для мальчиков, которые не очень любили  аналитические  литературные фрагменты.  Был и комический случай в его преподавании, совсем не характерный для него, но все же случившийся  во время урока русского языка.  Получилась неожиданная  «сшибка». Иван  Иванович проговорил :  «Вот слово  порт. А множественное число – в портах. Ударение ставится на «а». Например,  в портах произошел взрыв». Сначала в классе   воцарилась тишина, пауза небольшая. Потом раздался гомерический хохот,  и до такой степени, что животы наши инстинктивно  втянулись от смеха,  застыли  как каменные и некоторое время  так и не могли расслабиться. Все произошло спонтанно и неожиданно.  Бедный Иван Иванович понял неудачность своего примера, но не оправдывался, а просто ждал, когда мы успокоимся. Он чувствовал доброе отношение учеников к нему и это чутье его не обманывало.  И еще один штрих  о доброте и участливости Ивана Ивановича.  По ряду причин уже в подростковом возрасте  мне пришлось менять школу. Мама моя пришла  в кабинет Ивана Ивановича с моим  дневником, чтобы попросить взять меня в его школу. А он и не посмотрел дневник, хотя  там были  хорошие и отличные оценки. Мама просила взять меня в класс  «Б», так как  я училась в прежней школе в таком классе. Но тут Иван Иванович неожиданно вдруг сказал: « Вы хотите в «Б»?  Лучше в «А». Там классный руководитель больше о них заботится, да и «математика» у них сильнее» . Мама как услышала, что «математика сильнее», так немедленно произнесла: «Конечно, только в «А» . Ведь с математикой у меня были проблемы. Иван Иванович и сам не знал, какое доброе и великое дело он сделал для меня, сказав маме одну эту фразу. И я попала к блистательной преподавательнице по математике, училась на одни пятерки у нее и поступила в  университет именно благодаря  тем знаниям, которые  она  дала мне  и всем нам, ее ученикам. Чудесная Юлия Куприяновна Паничкина, которой я благодарна всю жизнь, которую поминаю теперь в молитве, как и Ивана Ивановича. Поминаю их  как дорогих и близких мне людей, сыгравших  значительную роль в моей учебе, моем образовании,  да и  просто в жизни в целом.
       И вот, наконец, Иван третий,  Иван Андреевич Елисеев ( первый Иван,  часовщик,  был тоже Иван Андреевич, только Перепелкин).  Иван Андреевич Елисеев  имел дом в нашей деревне, но  работал в Калуге, хотя был уже на пенсии. Он давно овдовел, один воспитал  сына Алешу,  избалованного им и  совсем непохожего на него. Был Иван Андреевич мастером на все руки, редким умельцем,  талантливым  и даже в чем-то изобретателем. Построил водокачку с цистерной на своем участке, поскольку водопровода в деревне еще не было и  воду брали из колодцев, которые были на разных  ее концах . «Золотые руки»  - так говорят о таких людях типа Ивана Андреевича.  Он умел и мастерить, и творить. Технические идеи были в нем неиссякаемы. Как-то он сказал нам:  «Я тащу к себе  всякий хлам и что-то из него делаю». «Наш деревенский Кулибин» -говорили о нем.  Семья наша нуждалась в помощи Ивана Андреевича  по починке избушки 1918 года постройки,  в которой мы жили, и за очень щадящую плату он эту помощь оказывал нам.  То конек  поломается на крыше,  то крыльцо провалится, то  фундамент перекосится, то труба печная задымит  – тут же бежим к  Ивану  Андреевичу. И даже покрыть протекающую на большой террасе  крышу шифером помог именно  он,  дорогой наш Иван Андреевич.  Шифер в Калуге закупали  мы, женщины, это я и моя тетя,  а покрывал ее Иван Андреевич.  Ему, конечно, нужен был помощник, и этим помощником-ассистентом оказалась я.  По старой деревянной  самодельной лестнице я  залезала к самому краю крыши  с листом шифера, а Иван Андреевич подхватывал его. «Мы не смогли бы существовать здесь без Ивана Андреевича»- как-то справедливо заметила моя тетя.   Иногда Ивана Андреевича подолгу не было, он уезжал куда-то на  заработки, а когда вновь появлялся и заходил к нам,  мы встречали его аплодисментами, наливали ему чай и  душевно общались.  Помню до сих пор  его горящие живые глаза, редкую позитивную энергетику,  интересные рассказы, искренние переживания.  Жизнь у него была нелегкой. Родной  племянник стал притеснять его на его же участке, часть которого Иван Андреевич ему подарил и помог там обустроиться. Сейчас я  вижу, что такие предательства нередко встречаются между родственниками на приусадебных участках. Но Иван Андреевич не унывал, оставался ко всем добрым и отзывчивым, показывал мне, как осторожно надо снимать созревшие яблоки, чтобы они сохранились до нового урожая, делился  своими овощами, выросшими у него в теплице. Мы обычно  оставляли ему ключи от нашего деревенского дома, чтобы он мог зайти и сделать намеченную работу уже после нашего отъезда в Москву. Но время течет неумолимо. Когда я однажды приехала весной , сосед мне грустно поведал : «Ванька ваш умер». Увы, это не было неожиданностью. Иван Андреевич и раньше  рассказывал мне о своих проблемах с сердцем, связанных как с возрастом, так и с огорчениями из-за племянника.  Однажды он потерял сознание прямо на своем участке и так долго лежал. Когда очнулся, понял, что не умер. Но это было один раз, а второго уже не случилось.
     И подводя итог своему повествованию, мне хочется , чтобы меня на том свете услышали знакомые и дорогие моему сердцу Иваны, на бескорыстности и доброте  которых держится  русский дух, русская  земля, русская ментальность.  Я благодарна судьбе за то, что  они были в моей жизни, а теперь продолжают жить в моей душе. Наверное,  неслучайно так совпало, что заканчиваю эти строки сегодня  ночью, в воскресенье,  в Неделю Всех святых, в Земле русской просиявших"

18 июня 2023.