История образования сёл Калал, Азгилли, Джим-Джима

Али Албанви
История образования сёл Калал, Азгилли, Джим-Джимах, Агдам-Калал

Известно, что основным населением лезгино-цахурского села Калал Закатальского района современного Азербайджана были выходцы из входившего в ранее Ахтыпаринское вольное общество, а ныне покинутого села Хал (лезг. Хъал) Ахтынского района ДАССР.


Из истории [дагестанского] села Хал: с начала XVII века по 1839 год лезгинское село Хал входит в Ахтыпаринское вольное общество в составе союза сельских общин Ахтыпара-1. В середине XVIII века, часть сельчан начала переселяться в область Джаро-Белоканы, в Мухахское ущелье, где они там основали такие сёла как Калал (азерб. Qalal; анг. Kalal), Азгилли (азерб. ;zgilli; анг. Azgilo, также «Азъ-Гюллю»), Джим-Джимах (азерб. Cimcimax; анг. Jimjimakh). В 1839 году село было присоединено к Российской империи. С 1860 года село административно подчинялось Самурскому округу Дагестанской области. Вместе с сёлами Кудчах, Миджах и Смугул образовало Смугульское сельское общество Ахтыпаринского наибства. В 1929 году село включено в состав новообразованного Ахтынского района ДАССР. В селе жили лезгины, мусульмане-сунниты. В 1869 году в селе проживало 102 человека, из них мужчин — 52, женщин — 50. Село состояло из 15 домов. В 1886 году в селе проживало 167 человек.


Согласно архивным материалам «Закатальской сословно-поземельной комиссии» селение Калал Закатальского округа было основано переселенцами из лезгинского селения Калал (в документах оговорено, что это не цахурское селение Калал, а селение, входившее в состав Ахты-пара). В 1860-х гг. селение Калал Закатальского округа состояло из 36 хозяйств, 12 из которых были записаны «мугалами», а 24 — «лезгинами». Под «мугалами» подразумевались лезгины из селения Калал, а под «лезгинами» — цахуры. Хотя селение было основано лезгинами, впоследствии оно стало цахурским, поскольку они составили большинство и ассимилировали в языковом отношении близкородственных лезгин.


Согласно записанным в XIX в. преданиям, выходцы из лезгинского селение Калал в середине XVIII в. переселились в Цахур, «а оттуда по указанию цахурцев заняли гору Накчихаб. Но нашедши удобнее жить в ущелье, предки с Накчихаб спустились и поселились в местах, занимаемых ныне селениями Калал, Эзгили и Джимджимах. Последние эти существовали гораздо раньше занятия цахурцами селения Баш-Сувагиль».


Записанные «мугалами» выходцы из селения Калал сообщили Закатальской сословно-поземельной комиссии, что «лезгины [т. е. цахуры — прим. автора] перешли к нам сравнительно недавно, лет 100 тому назад» из Сувагиля, основанного, по материалам комиссии, «более 200 лет» назад, т. е. в середине XVII в.


Выходцем из лезгино-цахурского села Калал по нашему мнению является Хас-Мухаммад б. Шихаб ад-дин ал-Калали аш-Ширвани ’ад-Дагистани (1786–ок. 1831 или 1844) — богослов, суфийский подвижник, шайх суфийского братства Накшбандийа. Учился наукам у выдающихся людей своего времени, особенно у своего наставника Исма’ила ал-Курдамири (ум. 1847/48), у шайха Мухаммада ал-Йараги (ум. 1838) и некоторых других. Он получил иджазу на накшбандийский тарикат от шайха Исма‘ила ал-Курдамири. Будучи учеником Мухаммад ал-Йараги, проходя у него учёбу по экзотерическим наукам, он в свою очередь, стал наставником ал-Йараги по накшбандийскому тарикату. Впоследствии он переселился в Сирию, где и скончался. Похоронен в г. Дамаск (ныне Сирия).


Отметим, что до последнего времени оставался дискуссионным вопрос этнического происхождения дагестанского шайха Хас-Мухаммад аш-Ширвани, т. к. не было известно родовое село богослова. Однако, в 1995 году, в США на английском языке выходит книга ливанского шайха Мухаммада Аднана Каббани (1947–2018), одного из преемников покойного шайха Назима ал-Кубруси (ум. 2014), под названием «Золотая цепь накшбандийского тариката» (анг. «The Titles of the Naqshbandi Golden Chain»). Аднан Каббани приходится родным братом другому преемнику покойного киприотского шайха, Мухаммаду Хишаму Каббани (род. 1945). В упомянутой книге в том числе рассматривается/приводится биография шайха Хас-Мухаммад аш-Ширвани, приведём небольшой отрывок:


«Хас-Мухаммад аш-Ширвани… Он родился в Кулал, округе Ширван, на юге Дагестана, 1-го мухаррама, в понедельник, в 1201 году н. э. / 1786 год н. э.».


Из данной выдержки становится ясно, что богослов был родом из населённого пункта под названием «Кулал» (анг. Kulal), что располагался в историческом Южном Дагестане, часть которого как известно в последствии оказалась в составе современного Азербайджана. В Южном Дагестане, на сегодня выявлено всего два населённых пункта со схожими названиями — оба села в настоящее время являются цахурским и по своему этническому составу. Речь идёт о селе «Калал», в русских документах фигурирует как «Калалу» (азерб. Qalal; Kalal; цах. Къалял или Галал) — село в Закатальском районе современного Азербайджана. Село основано, как уже было выше отмечено, выходцами из лезгинского села Хал [лезг. Хъал] Самурского округа Дагестанской области (ныне покинутого село Ахтынского района Дагестана), и которое в настоящее время не сохранилось [заброшено с 1990-х гг.]. Второе село, со схожим названием — Кальял (также «Калел») — ныне село в Рутульском районе современного Дагестана, центр Кальялского сельского поселения.


Таким образом можно с некоторой уверенностью утверждать, что богослов, шайх Хас-Мухаммад аш-Ширвани был выходцем из цахурского/лезгинского южнодагестанского села Калал, ныне Закатальского района современного Азербайджана.


Живущие в соседнем с Калал лезгинском селе Азгилли (азерб. ;zgilli, не путать с одноимённым село в Гёйгёльском районе современного Азербайджана, расположен в 20–22 км к северо-востоку от г. Закаталы) Закатальского округа, т. н. «мугалы» также назвали себя переселенцами из лезгинского селения Калал [Хал Самурского округа Дагестанской области], и заявили, что «мугалами себя не считают и не называют». Селение в 1860-х гг. состояло из 17 дымов, из которых 14 относилось к выходцам из Калала, а 3 — к цахурам, переселившимся из Сувагиля. «Мугалы» также рассказали, что «называют себя калалинцами».


В соседнем селе Джим-Джимах все 18 дымов, из которых состояло местное население, принадлежали выселенцам из Калала Ахтыпаринского наибства, называвшим себя «калалский тухум».


Лезгинские сёла Джим-Джимах (азерб. Cimcimax; анг. Jimjimakh) и Агдам-Калал (азерб. A;dam Qalal; анг. Agdamkelal), как основанные выходцами из Южного Дагестана, вплоть до 1907 г. входили в состав Дагестанской области. По неоднократному ходатайству управления Закатальского округа, которое считало целесообразным нахождение этих посёлков под их ведомством, губернатор Дагестанской области своим указом от 15 июня 1907 г. передал их в административное подчинение Закатальскому округу.


В 1901 г. Комиссия для окончания сословно-поземельных дел в частях Кавказского края военного народного управления запустила процесс признания приалазанского поселения кусурцев самостоятельным поселением и перевода его жителей под юрисдикцию администрации Закатальского округа. Управление округа, «считая целесообразным» передать из ведения Самурского округа под их управление селения Джимджимах и Агдамкалал, отмечало: «вместе с тем, кроме вышеозначенных поселков, проживают в Закатальском округе жители других селений Самурского округа, а именно: 1) селения Кусур в числе 101 дыма, они с давних времен образовали в местности Таначи особый поселок «Кусур-Таначи», в коем имеют полное крестьяне обзаведение и проживают здесь в течение 9 месяцев в году и только на 3 летние месяцы уходят в горы, в свое селение Самурского округа». На основе вышеизложенного руководство Закатальского округа считает целесообразным и их «причислить» к Закатальскому округу. Процесс этот затянулся вплоть до июня 1907 г.


Уже во второй половине ХIХ в. селения Джим-Джимах и Азгилли Закатальского округа перешли на тюркский язык общения, хотя и продолжали считать себя лезгинами. В настоящее время они — т. н. «азербайджанцы» («граждане Азербайджана») с родным т. н. «азербайджанским» («государственным языком Азербайджана») языком, хотя и помнят, что предки их были лезгинами, но не знают конкретных корней. Представители тухума «Калал», поселившиеся преимущественно в цахурских селениях Мухахского ущелья, со временем перешли на цахурский язык и ассимилировались в их среде.


Автор: ‘Али Албанви


АЛ-АЗКИЛИ — нисба образована от названия цахурского сел. «Азъ-Гюллю»[Аз-Кюллю - Аз-Куллу - Аз-Калал], ныне село «Азгилли» (азерб. ;zgilli, не путать с одноимённым селом в Гёйгёльском районе современного Азербайджана) — лезгино-цахурское село в Закатальском районе современного Азербайджана. Село основано выходцами из села Хал [ныне покинутого лезгинского села Хал [лезг. Хъал], Самурского округа Дагестанской области, ныне данное южнодагестанское село не сохранилось.


АЛ-КАЛАЛИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к лезгино-цахурскому сел. «Кулал», также «Калалу» (азерб. «Qalal»; «Kalal»; цах. «Къалял» или «Галал») — ныне цахурское село Калал в Закатальском районе современного Азербайджана. Данное село основано выходцами из лезгинского села Хал [лезг. Хъал] Самурского округа Дагестанской области (ныне покинутого села Ахтынского района Дагестана). Второе село со схожим названием — Кальял (также «Калел»), откуда мог быть выходцем носитель данной нисбы — село в Рутульском районе современного Дагестана, центр Кальялского сельского поселения.


Литература

1. Карта K-38-094 в 1 см 1 км [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/335jT6, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.06.2023). — Яз. рус.

2. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 7. — 1873. — [463] с. разд. паг.: ил. — Содержит: Сказание очевидца о Шамиле: перевод с арабского / Гаджи-Али; Бывшее Елисуйское султанство (с картой). С. 10–27 (101–119). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.prlib.ru/item/363888, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.06.2023). — Яз. рус.

3. Хапизов Ш. Дети Кулан вац [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dagjur.com/deti-kulan-vac/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.06.2023). — Яз. рус.

4. Хапизов Ш. Поселенческая культура дагестанцев Цора в контексте этнокультурной истории (ХVIII–ХХI вв.). С. 55; 98–99. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.06.2023). — Яз. рус.

5. Az;rbaycan toponiml;rinin ensiklopedik l;;;ti. ;ki cildd;. I cild. Bak;, ";;rq-Q;rb", 2007. С. 23–24; 174; 269. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.06.2023). — Яз. азерб.