Загадка дедушкиного чердака

Рустам Тухватуллин
Когда в 2011 году, после 50-летнего перерыва я с семьей впервые приехал в свою родную деревню Новый Кинер в гости к Иреку Исмагилову, в первый день мы с огромным волнением – особенно я - ходили по памятным мне местам, зашли и в наш бывший дом, который папа построил в 1957 году, потом зашли во двор бывшего дома дедушки и бабушки. Странное было ощущение, будто ничего не изменилось. И большой цветущий сад был таким же, как полвека назад. К нам вышла Асия апа – нынешняя хозяйка дома, которой уже за 80 лет. Ирек представил нас. Услышав мою фамилию, она вдруг засуетилась и забежала в дом. Через некоторое время она вынесла несколько старых – старых, покоробленных, потемневших толстых книг. Она сказала, что эти книги 50 лет пролежали на чердаке, и она их сохранила, не выбросила, будто чувствовала, что я приеду. Я был очень взволнован, почти в шоковом состоянии, принимая эти послания из далекого прошлого. Одна книга называлась «Опыт новаторов нефтяников. Труды первого всесоюзного совещания новаторов нефтяников» издания 1951 года.  Книга начинается статьей тогдашнего министра нефтяной промышленности Н.К. Байбакова «Роль новаторов-нефтяников в досрочном выполнении послевоенной Сталинской пятилетки». Остальные книги были по растениеводству и почвоведению. Книги были запыленные, подвергавшиеся воздействию влаги, жары и холода покоробленные.
Загадка книг по растениеводству и почвоведению решилась быстро – они принадлежали брату папы Чарльзу, который в те годы учился на агронома. Чарльз абый рассказывал мне много интересных историй и про папу, и про дедушку и бабушку, и про себя. Например, в 1946 году – когда он, 19 летний мальчишка, до армии работал агрономом района, заехал по агрономическим делам на лошади в Тукай-Кырлай, и там понравился старику – другу детства Габдуллы Тукая. Тот уговорил Чарльза абый остаться ночевать у него дома, они привязали лошадь в его дворе, и весь вечер старик за самоваром рассказывал, как они в детстве играли с Тукаем. Или, как он, в начале 60-х, работая главным агрономом объединенного Мензелинского и еще нескольких районов, давал рекомендацию в партию совсем еще молодому Шаймиеву – будущему первому президенту Татарстана, и ни разу не воспользовался знакомством с ним для улучшения жилищных условий, много лет прожил с тремя детьми, с семьями детей и внуков в хрущевке на первом этаже. Чарльз абый сразу признал свои книги, но про первую книгу ничего сказать не мог. В домашней папиной библиотеке есть ряд книг на нефтяную тематику – и про борьбу с осложнениями при бурении, и про нефтепромысловое хозяйство, и про геологию. Папа пользовался ими при работе над своими произведениями. Но все эти книги были приобретены после 1959 года уже в Альметьевске.
Я думал, что уже никогда не разгадаю эту загадку – как нефтяная книга 1951 года издания попала на чердак в Новом Кинере, ведь Арский район расположен далеко от нефтяного юго-востока Татарстана? Но уже через год, как раз в те дни, когда в городском парке устанавливали бюст Н.К. Байбакову, я очередной раз перебирал архив папы и наткнулся на пожелтевшую газету «Знамя труда» 1982 года со статьей папы «Мой Альметьевск». И сразу нашелся ответ на загадку. Оказывается, папа впервые был в Альметьевске в 1953 году, и именно тогда и приобрел он эту книгу (может, и подарили ему). Вот отрывок из этой статьи:
“В Альметьевск я приехал впервые зимой 1953 года. В качестве специального корреспондента газеты “Татарстан яшьл;ре”(тогда эта газета называлась “Молодой сталинец – примечание мое) я был послан за материалами о молодых нефтяниках и строителях. Как раз в эти дни прошел 1-й республиканский слет молодых нефтяников. Точнее, слет прошел не в Альметьевске, а в Бугульме. В те годы столицей  нефтяников считалась Бугульма, объединение “Татнефть” располагалось тоже там. Жаркие споры молодежи вперемешку с шутками и смехом в поездках в переполненных автобусах, а потом их критические выступления на слете, дали мне, молодому журналисту, очень богатый материал о кипящей жизни этих краев.
Лето 1959 года. Я очень старательно сдаю выпускные экзамены на Высших литературных курсах в Москве. В один из этих днй пришло письмо из Альметьевска от писателя Гарифа Ахунова. Я с Гарифом и раньше переписывался, но это письмо заставило задуматься. “Вот и твоя учеба заканчивается, давай, переезжай к нам в Альметьевск, будем вместе дружно жить, читать и обсуждать наши произведения” – писал Гариф.
Писать о том, сколько я колебался, сомневался, получив это письмо, наверное, не стоит. Что бы там ни было, осенью того года я с семьей переехал в Альметьевск...”

Статья про Альметьевск большая. Здесь я привел только те строки, касающиеся 50-х годов. Вот так вот я узнал, что папа впервые побывал в нефтяных краях в далеком 1953 году, и там почувствовал энергетику этих мест – ведь сюда приезжали со всех концов страны молодые люди строить нефтяную столицу Альметьевск, добывать нефть. Позже Байбаков напишет: «35 лет вся экономика Советского Союза держалась на татарской нефти». Он знал, о чем пишет, ведь много лет проработал председателем Госплана СССР, первым заместителем председателя правительства. 
Я тогда подумал: Если в 50-е, 60-е, 70-е годы экономика страны держалась на Татарстанской нефти, на чем же она держалась в 30-е, 40-е? Ведь на зерне держалась! На бесплатном труде колхозников! Ведь колхозы для того и создавались, чтобы можно было почти бесплатно изымать зерно у крестьян. Частники бесплатно не отдавали зерно государству. И гигантскую индустриализацию провели за счет колхозников. И мой папа первую половину жизни – 35 лет прожил в деревнях, видел все проблемы и писал о том, что видел. А вторую половину жизни прожил среди нефтяников, и опять писал о том, что видел. Получается, Рафаил Тухватуллин всю жизнь был на передовом фронте страны. И на войне на передовой был.