Русский язык. Славяне. Откуда все взялось? Часть 2

Гарри Александров
    Так уж получилось, что история славян более-менее сносно известна только со времен крещения Руси. Если же попробовать двинуться дальше в глубь веков, то она становится все более и более расплывчатой и противоречивой. Может сложиться впечатление, что славяне незадолго до этого знаменательного события еще жили на деревьях и объяснялись примитивным мычанием.

    На самом же деле славянская культура – одна из самых древних на Земле. Корни ее уходят в седую старину – даже не на века, а на многие тысячелетия.

    К сожалению, она не оставила практически никаких письменных свидетельств. Не в последнюю очередь это объясняется тем, что основным строительным и поделочным материалом у славян было дерево. А дерево, как известно, быстро гниет, когда попадает в почву. И очень хорошо горит, когда находится на поверхности. Поэтому памятники, скажем, древнеегипетской культуры и письменности сохранились, а древнеславянской – нет.

    Однако, кое-какая информация о далеком прошлом наших предков все же осталась. И ее вполне достаточно для того, чтобы понять, кто мы есть и откуда вообще взялись славяне. Надеюсь, это будет интересно каждому русскому человеку. Поэтому отбросим дела и сомнения и попробуем вместе заглянуть в туманные глубины минувших тысячелетий.

    Известно, что последнее оледенение на Земле закончилось примерно в XIII-XI тысячелетиях до нашей эры. Климат в это время начал заметно теплеть. На территории Восточной Европы у южной кромки ледника в ту пору обитали племена светловолосых и голубоглазых людей, которые занимались охотой и скотоводством.
По мере отступления ледника эти люди вместе с уходящими вслед за ледником дикими животными тоже начали перемещаться на север. Процесс этот происходил очень и очень медленно.

    В VIII-VII тысячелетиях до н. э. климат потеплел настолько, что в Приполярной области по берегам Северного Ледовитого океана широко распространились лиственные и хвойные леса, буйно поднялись высокие травы, а температура воздуха даже в январе не опускалась ниже 00. Одним словом, сложились очень благоприятные условия для проживания людей. Поэтому именно здесь, в Приполярье, и расцвела в это время культура народов, которых с очень высокой степенью вероятности можно  считать далекими предками индоевропейцев.

    Однако в V-IV тысячелетиях до н.э. похолодание началось вновь. Правда, уже не такое сильное, как было раньше. Люди стали постепенно перемещаться в сторону более нижних широт. Некоторые из них осели на территориях нынешних Вологодской, Архангельской и Кировской областей. Другие переместились еще южнее. Здесь, на землях Юго-Восточной Европы от Дуная до Урала в V-III тысячелетиях до н.э. сложилась общность племен, говорящих на сходных языках и создавши сходные формы материальной и духовной культуры. Начало активно развиваться пахотное земледелие. В науке эта культура известна как цивилизация Триполья.

    Мягкий климат и благоприятные в сравнении с послеледниковым периодом условия существования способствовали тому, что продолжительность жизни человека увеличилась, и численность племен стала быстро расти. Между ними началась вражда и участились кровавые стычки. Устав от борьбы, некоторые племена вынуждены были покидать свою прародину и искать еще не занятые территории. Видимо, именно в эту эпоху началось заселение Западной Европы предками кельтов, романских народов, а затем и германцев. Не исключено, что в те же далекие времена отделились и ушли к югу предки греков и армян.

    Однако и оставшимся племенам в конце-концов стало тесно и они продолжили расселение, перемещаясь кто на запад, кто на юг. Из всего многообразия этих племен нам с вами более всего интересны три группы: протославяне (которые, конечно же, тогда еще не назывались славянами), балты (предки современных литовцев, латышей и ныне исчезнувших пруссов) и племена, называвшие себя ариями. Эти группы племен, как стало ясно впоследствии, были наиболее близкими родственниками.

    Как в те далекие времена называли себя славянские племена, мы не знаем. Первые упоминания о них появились гораздо позже – в древних летописях иноземных историков. Причем летописцы именовали их каждый по-своему и часто путали с другими, подчас очень далекими племенами. Поэтому были они и гипербореями, и антами, и венедами, и сарматами, и скифами, и даже готами. Да и сами себя они называли по-разному. По крайней мере, если судить  по самоназваниям из более поздних времен: кривичи, вятичи, радимичи, древляне, поляне и т.д. Все эти племена старались жить обособленно и какого-то единого сообщества, хотя бы отдаленно напоминавшего нынешнее государство, тогда, разумеется, не существовало. Более того, племена постоянно враждовали между собой. Может быть по этой причине, может по какой другой, но племена ариев стали все дальше откочевывать на юг, оставив за славянами почти всю территорию нынешней Восточной Европы.

    Двигаясь медленными перекочевками через Прикаспийские области, Приаралье и Среднюю Азию, арии постепенно продвигались в сторону Иранского нагорья и полуострова Индостан. Часть из них осела на Иранском нагорье. Территория, где они расселились, в древности так и называлась – Ариана. Позже «Ариана» трансформировалось в «Иран». Другая часть арийских племен пошла дальше и обосновалсь на территории нынешней Северо-Западной Индии и Пакистана.

    Здесь в те времена располагался один из самых древних очагов человеческой цивилизации. По имени населенного пункта в пакистанском штате Пенджаб, вблизи которого впервые были обнаружены остатки древнего города,она получила название культуры Хараппы. Впоследствии археологами было найдено еще несколько городов, существовавших здесь в IV-III тысячелетиях до н.э. Самым крупным из них был Мохенджо-Даро (провинция Синд). Население его составляло более 100 тыс человек, что немало даже по современным понятиям. Остатки городов культуры Хараппы представляют собой множество двух- и трехэтажных геометрически правильных зданий из обожженного кирпича с четкой планировкой улиц. Улицы одного направления были прямыми и располагались строго параллельно друг другу. Улицы перпендикулярного направления пересекали первые под прямым углом. Ширина их достигала 10 метров. В городах действовали прекрасно спроектированные и выполненные системы водоснабжения и канализации.

    Жителям городов культуры Хараппы была хорошо известна технология обработки меди и бронзы – как холодным, так и горячим способом. Кроме того, они производили изделия из золота, серебра и свинца, владели технологией пайки. Тем не менее, не брезговали и каменными орудиями – ножами, боевыми палицами, а также использовали каменные гири, сосуды, зернотерки и другие предметы быта.

    Почти все, что касается этой цивилизации, до сих пор покрыто мраком таинственности. Неизвестно даже, каким был антропологический тип ее жителей, были ли они темнокожими или светлокожими. Несколько статуэток, найденных при раскопках, дают основания предполагать, что жителями были дравиды – предки нынешних обитателей полуострова Индостан – темнокожая раса австралоидного типа с выпуклыми губами и приплюснутым широким носом. Но полной уверенности в этом нет – статуэток найдено слишком мало и они могли оказаться там случайно.
Во время раскопок были найдены металлические и каменные изделия с письменами. Но и они до сих пор не расшифрованы, несмотря на усилия ученых.

    Кроме того, в местах обитания представителей культуры Хараппы практически нет костных останков. Даже если предположить, что они сжигали своих покойников, как принято в Индии до сих пор, то должны были сохраниться многочисленные остатки кострищ. А их нет. Так что жители каким-то загадочным образом просто исчезли, растворившись в сумраке веков.

    Если предположить, что население было темнокожим, то оно, скорее всего, было просто вытеснено пришедшими с севера ариями в полуостровную часть Индии, которая действительно была заселена в то время представителями австралоидной расы.

    Существует гипотеза, согласно которой потомками представителей исчезнувшей цивилизации Хараппы являются цыгане, которых арии вытеснили когда-то из привычных мест обитания. Гипотеза, конечно, красивая, но, согласитесь, как-то трудно представить себе нынешних «ромалов» в роли искусных архитекторов и строителей. Очень уж живое воображение требуется. Хотя, кто знает, может быть это именно вековечная тоска по утраченной родине так повлияла на их жизненную философию.