Беседы с мудрецами Иван Гончаров

Елена Пацкина
18 июня 1812 года родился  Иван Александрович Гончаров —
великий русский писатель; член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности, действительный статский советник.

Справочно:18 июня 1812 ;Симбирск, Симбирская губерния, Российская империя;
– 27 сентября 1891 (79 лет) Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя;

Желая отметить день рождения любимого писателя, наш друг, независимый
журналист М. Михайлов мысленно вступил в диалог с автором знаменитого «Обломова»:

М. М. – Уважаемый Иван Александрович, Вы посвятили всю жизнь литературе. Какую роль она играет в жизни общества?

И. Г. – Литература – язык, выражающий всё, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать.

М. М. – Это высокое предназначение, и далеко не всегда писатели могут и стремятся ему соответствовать.  Боюсь, что сегодня некоторые из них своими произведениями удовлетворяют самый невзыскательный вкус тех, кто еще вообще читает книги, и стремятся заработать как можно больше денег, развлекая публику. Рынок есть рынок.
В чем Вы видите цель искусства?

И. Г. – Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий и даже основная, чуть ли не единственная цель искусства.

М. М. – Хотелось бы, чтобы мои современники это почаще вспоминали.
Кроме дружбы с книгами, человеку нужна дружба с себе подобными. Как Вы понимаете главные условия дружбы?

И. Г. – Если ты не можешь прямо, откровенно, даже резко сказать другу все, что ты думаешь о нем, о его поступках, или выслушать от него такую же правду о себе, значит, вы не верите по-настоящему друг другу, не понимаете и не уважаете друг друга.

М. М. – На резкую правду даже друг может обидеться. Есть такие любители «резать правду-матку» в лицо, при этом удивляясь, что кому-то это не по нраву. «Я ведь искренне говорю, запросто. Что, правда глаза колет?» – удивляется такой человек, выражая при этом не истину, а только собственное мнение.

И. Г. – Вы думаете, что быть грубым – значит быть простым и натуральным, а я думаю, чем мягче человек, тем он больше человек.

М. М. – Согласен. Дружба – дело тонкое и хрупкое, как и вообще человеческие отношения.
Кроме взаимной приязни, необходим ум и такт.

И. Г. – Короткое, ежедневное сближение с человеком не обходится ни тому, ни другому даром: много надо и с той и с другой стороны жизненного опыта, логики и сердечной теплоты, чтоб, наслаждаясь только достоинствами, не колоть и не колоться взаимными недостатками.

М. М. – Другое дело – любовь. «Не по хорошу мил, а по милу хорош», – гласит народная мудрость.

И. Г. – Любовь менее взыскательна, нежели дружба, она даже часто слепа, любят не за заслуги. Но для любви нужно что-то такое, иногда пустяки, что ни определить, ни назвать нельзя.

М. М. – Вы разделяете мнение некоторых людей, что настоящая любовь – только первая,
что любят только однажды? «Только раз бывает в жизни встреча, только раз судьбою рвется нить…» – как пелось в старинном романсе.

И. Г. – Сердце любит до тех пор, пока не истратит своих сил. Оно живёт своею жизнию и так же, как и всё в человеке, имеет свою молодость и старость. Не удалась одна любовь, оно только замирает, молчит до другой; в другой помешали, разлучили — способность любить опять останется неупотребленной до третьего, до четвёртого раза, до тех пор, пока, наконец, сердце не положит всех сил своих в одной какой-нибудь счастливой встрече, где ничто не мешает, а потом медленно и постепенно охладеет. Иным любовь удалась с первого раза, вот они и кричат, что можно любить только однажды.

М. М. – Как Вы считаете, что главное для мужчины в женщине: ум или красота?
Ведь как ни уважают ум, а влюбляются в хорошеньких недалеких девушек?

И. Г. – В женской, высокой, чистой красоте есть непременно ум. Глупая красота – не красота. Вглядись в тупую красавицу, всмотрись глубоко в каждую черту ее лица, в улыбку ее.
 Взгляд – красота ее мало-помалу превратится в поразительное безобразие. Воображение может на минуту увлечься, но ум и чувство не удовлетворятся такой красотой: ее место в гареме. Красота, исполненная ума, – необычайная сила, она движет миром, она исполняет историю, строит судьбы; она, явно или тайно, присутствует в каждом событии. Красота и грация – это своего рода воплощение ума.

М. М. – Но у женщин даже не очень умных есть грозное оружие – хитрость. Конечно, у многих мужчин ее тоже в избытке. Особенно у людей успешных: бизнесменов, политиков и прочих. Многие считают, что без этого полезного качества человек ничего не добьется в жизни.

И. Г. – Хитрость – все равно что мелкая монета, на которую не купишь много. Как мелкой монетой можно прожить час, два, так хитростью можно там прикрыть что-нибудь, тут обмануть, переиначить, а её не хватит обозреть далекий горизонт, свести начало и конец крупного, главного события. Хитрость близорука: хорошо видит только под носом, а не вдаль, и оттого часто сама попадается в ту же ловушку, которую расставила другим.

М. М. – Что же, бывает и так. Не всем везет в любви и дружбе, однако есть в жизни любовь безусловная и пожизненная – материнская. Она всегда с нами. Как пел наш замечательный бард про дорогу: «А дальняя дорога дана тебе судьбой, как матушкины слезы всегда она с тобой».

И. Г. – Матери не ожидают наград. Мать любит без толку и без разбору. Велики вы, славны, красивы, горды, переходит имя ваше из уст в уста, гремят ваши дела по свету – голова старушки трясётся от радости, она плачет, смеётся и молится долго и жарко. А сынок, большею частью, и не думает поделиться славой с родительницею. Нищи ли вы духом и умом, отметила ли вас природа клеймом безобразия, точит ли жало недуга ваше сердце или тело, наконец, отталкивают вас от себя люди и нет вам места между ними – тем более места в сердце матери. Она сильнее прижимает к груди уродливое, неудавшееся чадо и молится ещё долее и жарче.

М. М. – В завершение нашей беседы позвольте задать вопрос, не блещущий новизной, но вечно актуальный: что понимаете под словом «мудрость»?

И. Г. – Мудрость – это совокупность истин, добытых умом, наблюдением и опытом, – это гармония идей с жизнью.

На этом закончился диалог с великим русским писателем.