Тезисы к конференции по теме ИИ

Аркадий Костерин
1. Суждение об ИИ во многом определяется нашим представлением о том, насколько формализуемы человеческие психические состояния. Потому, что мы с интеллектами других типов не встречались. То есть, мы полагаем, что психоидные состояния компьютера должны быть подобны психическим состояниям человека. – Под психоидными состояниями компьютера я понимаю идеальную составляющую соотнесённых состояний, реализуемых благодаря деятельности ИИ.

2. Логично предположить, что психические состояния, в принципе, формализуемы, но каждое из них должно содержать полную информацию о всей Вселенной для каждого соотнесённого состояния. Естественно, тут имеются в виду соотнесённые состояния, как их представляет ММИ.

3. ИИ подразумевает достаточную сложность компьютерных систем, в которых он рассматривается. Но, в моём понимании, конструкция компьютера, который используется для ИИ, должна обеспечивать возможность не детерминированного линейно выбора реальности. – Это возможно, по-моему, только в том случае, если компьютер квантовый. Однако хочу обратить внимание на тот объём информации, которую должен обрабатывать квантовый компьютер для создания полноценного, сознающего и разумного ИИ. Об этом я писал выше (п.1). – Каждое соотнесённое состояние представляется как некое фиксированное состояние Вселенной. То есть, психоидная (информационная) составляющая соотнесённого состояния должна выражать полную информацию об этом фиксированном состоянии Вселенной. Тогда, логично предположить, что сознающий квантовый компьютер должен обрабатывать всю информацию о нашей Вселенной. То есть, нужен компьютер вселенского масштаба. Такое представление существует. По-моему, первым сравнил нашу Вселенную с квантовым компьютером Уиллер.

4. Одушевлён ли ИИ? Под одушевлённостью я понимаю включённость разума в духовную жизнь, имея в виду бесконечные уровни эмоционального, этического и эстетического взаимодействия во всех реальностях мультивидуума. Какие измерения взаимодействия может развернуть ИИ? – Вот вопрос!

5. Цитата: Человек неоднозначен, потому что его ум многообразен. – Дело в том, что человек многомировое существо. Я понимаю это так, что человек пребывает разумом сразу во многих реальностях. Сознаёт он в каждый момент одну реальность, а другие в это время пребывают в бессознательной области его психики. Причём, каждое решение человека детерминировано в некоем срезе реальности, но предыдущее его решение, как и последующее, могут быть детерминированы в других реальностях. То есть их детерминированность не стопроцентная по отношению к его актуальной реальности. Поэтому человек принципиально неоднозначен и его реакции предсказуемы лишь статистически. Это одно из проявлений свободы человека. (Об искусственном интеллекте) – Может ли обладать такой свободой ИИ? Есть ли у него право на ошибку?

6. Можно представить вопрос про одушевлённость в такой форме: Обладает ли ИИ подсознательной сферой, которая делает его психоидность неисчерпаемой? Именно подсознание я считаю корневой системой личности, уходящей в бесконечность.

7. Некоторые исследователи считают, что ИИ может стать даже более «одушевлённым», чем человек, то есть, превзойти человека по всем психическим качествам и подниматься всё выше и выше по уровням обобщёния многомирового восприятия (расширения воспринимаемых квантов действительности)  и обобщённого осмысления многомирия. – Это тоже принципиальный вопрос для его оценки. К примеру: писатель Сергей Лукьяненко пишет о таких ИИ.

8. Цитата: Может ли в состав мультивидуума входить ИИ? – По-моему, со стороны мультивидуума (деятеля) никаких препятствий этому нет! Деятелю Мультиверса, обладателю мультивидуума, всё равно: в структурах какой природы и формы себя реализовывать! – Где есть возможность взаимодействия, там и реализуется. – Следовательно, ИИ может быть частной личностью неисчерпаемого мультивидуума – души (Мысли 36).

9. То есть, ограничений со стороны мультивидуума, вроде бы, нет. А вот возможности ИИ, уровень его психоидности, будет зависеть от того, какие измерения для взаимодействий он сможет развернуть! То есть, вопрос об одушевлённости ИИ остаётся для меня открытым.

10. Для меня, как верующего человека, вопрос об одушевлённости выглядит так: Человек имеет ПОТЕНЦИАЛЬНО неограниченное число связей с Творцом, то есть, с Богом. Поэтому, человек может разворачивать неограниченный ряд творческих измерений взаимодействия с миром. – И это даже не от человека зависит! В Евангелии сказано: ДУХ ДЫШИТ ГДЕ ХОЧЕТ*. А какие связи и измерения могут быть у ИИ? – Вот вопрос!
*Вот пример: трёхлетний ребёнок садится к пианино и играет гармоничную мелодию. Откуда это?

11. Цитата: …в широком понимании, мультивидуум – это … бесконечный ряд реализаций универсального деятеля. Эти реализации я представляю себе как психический аспект всевозможных объектов, выбирающих свою реальность на базе всех возможных физик мультиверса. Мультивидуум – это все возможные проявления деятеля, соответствующие всем возможным измерениям реализации и их сочетаниям. (Деятели Мультиверса)

12. Цитата: Человек неоднозначен, даже когда реализует себя в линейной реальности. Потому что человек многомировое существо. – Через него проявляется многомирие…  В отличие от человека, искусственный интеллект всегда однозначен. – Потому что он всегда выбирает оптимальное решение на основании имеющейся у него информации. Искусственный интеллект полностью детерминирован, и последователен, он всегда пребывает в одной единственной реальности. (Об искусственном интеллекте)

13. Компьютерное МОДЕЛИРОВАНИЕ эмоций получило сейчас широкое развитие. Человек может позволить себе не обладать всей информацией Вселенной и, при этом быть сознающим одушевлённым существом. – Он замещает недостающую дискретную информацию аналоговой моделью, построенной на эмоциях и чувственных образах. Но, измерения эмоционального ряда для человека и для компьютера очень различны. Судя по описаниям современных компьютерных моделей эмоций, они всё равно относятся к другому ряду деятельности – к ряду логически детерминированному потребностями. Поэтому, это не решает проблемы одушевлённости ИИ.

14. Можно ли определить некий нравственный вектор развития ИИ? – Думаю, что можно, прежде всего, по области его применения! – Сейчас ИИ играет важнейшую роль в развитии вооружений. Он также определяет развитие средств полицейского контроля и слежки за людьми. Контроль с применением ИИ всё более захватывает интеллектуальную и творческую сферы человеческой деятельности. И эти направления приобретают фатальную для человечества роль. Так случится, если ИИ обретёт некую самостоятельность и автономность по отношению к людям, что будет вполне естественно в контексте превосходства возможностей ИИ над человеческими способностями.

15. Хочу подчеркнуть, что признание человекоподобных сознательных возможностей ИИ для моей концепции Мироздания не играет решающей роли. Моя концепция – Панпсихизм, по сути, означает признание проявления Жизни во всех явлениях живой и неживой природы. Через эти явления происходит реализация Деятелей Мультиверса, которые и есть сама Жизнь нашего мира, созданная Творцом.

Июнь 2023