Шахматы в прошлом, настоящем и будущем

Андрей Астапович 2
Ох, вы сильные ладони,
Мышцы крепкие спины!
Эх, вы кони мои, кони,
Ох, вы милые слоны!
(В. Высоцкий)



Принято считать, что шахматы - это наука, искусство и спорт. Эту тройственную образную характеристику знает каждый, кто когда-либо хотя бы мало-мальски интересовался популярной интеллектуальной игрой. В данном очерке рассмотрим, насколько в современных условиях актуальны для общества эти три базовых компонента шахматного феномена. И вообще интересно определить перспективы развития шахмат в современных условиях. В основу очерка положен многолетний опыт, основанный на наблюдениях и анализе событий в мире шахмат. Мы не будем углубляться в детали, даты, имена... - всё будет представлено в обобщённом виде.

В вышеуказанной триаде спорт указан на последнем месте, но данный очерк будет удобнее начать именно с этой шахматной "ипостаси". Исходя из базового определения, спорт - это сопоставление человеческих возможностей в области физического и интеллектуального развития. Любой вид спорта имеет организационную структуру, включающую жёсткие правила, механизм их изменения, систему руководства, подготовки и судейства, а также иерархию достижений (разряды, звания, рекорды и т.п.). Всё это характерно и для шахмат. Очевидно, что любительские шахматы (типа, дедушки в парке на лавочке) вряд ли можно назвать спортом в прямом смысле слова, но спортивный компонент, тем не менее, здесь присутствует.

Нельзя не отметить, что в обществе зачастую скептически относились и относятся к восприятию шахмат как вида спорта. Стереотип "бей, беги, бросай" до сих пор не утратил актуальность.

Представляется, что для полноценного восприятия шахмат как вида спорта последним не хватает зрелищности. К примеру, далеко не все футбольные болельщики умеют прицельно бить по мячу, некоторые даже не знают каких-либо особенностей игры, но при этом, затаив дыхание, следят за атакой любимой команды и жаждут гола.

А что же шахматы?.. Сидят двое друг напротив друга за столиком и, если даже демонстрируется их партия на мониторах, то нужно не просто знать ходы, но и разбираться в деталях, уметь понять цель хода и даже замысел игрока. А это характерно только для тех, кто имеет хоть какую-то подготовку, чем может похвастаться далеко не каждый. В этом плане шахматы как вид вида спорта массовым назвать нельзя. Отсутствие интереса широкой публики, в свою очередь, сказывается на привлечении средств для самоокупаемости, организации и развития. Шахматам не суждено обеспечивать кассовые сборы многотысячных стадионов, рассчитывать приходится лишь на государственную и спонсорскую помощь, а также членские взносы в шахматных клубах и обществах.

Еще в советское время, при гораздо большем общественном интересе к шахматным соревнованиям высокого уровня, не было даже речи о том, чтобы транслировать их напрямую, занимать эфирное время этак на 3-4 часа. В основном, ограничивались "купюрными" выпусками-отчетами в спортивных передачах или новостях. Иногда ведущие гроссмейстеры выступали с комментариями интересных позиций. В печатных СМИ публиковали записи партий, чтобы любой, владеющий шахматной нотацией, мог воспроизвести игру на своей доске. Сейчас же, благодаря многочисленным интернет-каналам, можно видеть прямые онлайн-трансляции с текущим анализом как специалистов, так и интеллектуальных систем. Последние даже высвечивают индикаторы, показывающие либо равенство в позиции, либо степень преимущества кого-либо из соперников. Конечно, немного зрелищности это способно добавить.

Облик шахматиста как спортсмена в массовом сознании тоже особо не воспринимался и не воспринимается. Действительно, ещё в "золотой век" советских шахмат (1950-е - 60-е гг.) разрядниками, мастерами и гроссмейстерами зачастую были округлые дядьки, средних лет и нередко курящие. Мне лично в подростковом возрасте довелось присутствовать на очередном туре районного первенства. Конечно, в игровом зале курить было нельзя, но вот в коридорном помещении местного дома культуры накурено было - "хоть топор вешай". Даже среди шахматных корифеев были заядлые курильщики. А образ этакого шахматного маэстро на рубеже 19-20 веков без сигары даже не воспринимается.

Детям и подросткам, занимающимся шахматами, с моральной точки зрения, бывает ещё труднее. Их обычно воспринимают как этаких хлюпиков-очкариков, замкнутых в себе, абсолютно не контактных и не умеющих, в случае чего, за себя и других постоять. Отдельное спасибо за это советскому кинематографу!

Тем не менее уже давно стало очевидным: без должной физической подготовки и закалки в больших шахматах делать нечего. История знает случаи, когда именитые гроссмейстеры допускали непростительные даже для начинающих ошибки, иногда - банальные "зевки". Причиной могли быть как дефицит времени времени на обдумывание хода (цейтнот), так и банальное утомление. Случались нервные срывы, являвшие собой скандалы и прочее неспортивное поведение! Эмоциональные накал и пресс шахматных матчей и турниров требует существенной поддержки интеллекта со стороны внутренних волевых ресурсов, которые, в свою очередь, обеспечиваются физической крепостью и здоровьем. Потому, примерно с последней четверти 20-го века, шахматисты высокого уровня выглядят довольно "подтянутыми", а порой даже демонстрируют параллельное увлечение физическими видами спорта (теннис, футбол и пр.). А некоторые девушки-шахматистки вполне могут дать фору участницам конкурсов красоты.

Если же учесть растущую популярность так называемых быстрых шахмат (рапид, блиц), которые, помимо отдельных соревнований, применяются также для определения окончательного результата при ничейном раскладе (тай-брейки) в матчах с классическим временным контролем, то тут вообще требуется быстрота реакции и сверх-максимальная концентрация, что вряд ли под силу комнатным интеллектуалам.

Как и любой другой вид спорта, шахматы заметно молодеют. Если раньше кто из подростков добивался взрослой квалификации, таких "записывали" в вундеркинды. Сейчас, при отлаженной системе детской подготовки, считается вполне нормальным достижение гроссмейстерского уровня ещё в школьном возрасте.

Если женские и мужские шахматы разделены еще с давних времен, то сейчас, на мой взгляд, это разделение теряет актуальность. Ведь и раньше допускалось участие в мужских соревнованиях женщин-шахматисток топ-уровня, то сейчас многие девушки-гроссмейстеры имеют квалификацию в мужской категории. Возможно, этот вопрос ещё окончательно не созрел, но в перспективе обязательно будет поставлен.

Как и многие другие виды спорта, шахматные первенства бывают личными и командными. Иногда проводят соревнования смешанных команд. Это особенно применимо для детско-юношеской категории ("Белая ладья" и т.п.). Только при этом мальчики всегда играют с мальчиками, а девочки - с девочками.

Как и в любом виде спорта, в шахматах существуют технологии недобросовестного достижения нужных результатов.

Правда, банальное шулерство тут не проходит. В отличие от азартных настольных игр, основанных на факторе случайности при выпадании игральных карт или костей, в шахматах никакими манипуляциями надурить соперника невозможно. Вспомним литературную классику... Единственной в чреде афер Остапа  Бендера, закончившейся позорным бегством, был его сеанс одновременной игры в Васюках.
 
Если в традиционных видах спорта ограниченные физические возможности человека усиливаются за счёт достижений в области фармакологии (стимуляторы, допинги и т.п.), то в шахматах одно время применялось парапсихологическое воздействие на соперника со стороны находящихся среди зрителей гипнотизеров, экстрасенсов и пр. Нельзя сказать, что это имело массовое распространение, да и поддержка со стороны подобных специалистов - удовольствие не из дешёвых. В настоящее же время ситуация усугубляется стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий. В спортивных шахматах распространяется так называемое читерство - использование подсказок искусственного интеллекта. Конечно же, шахматисты в игровую зону допускаются без смартфонов и прочих электронных устройств, но где гарантия отсутствия у кого-либо какого-либо малозаметного беспроводного микроустройства. В шахматы-онлайн лучше играть блицы, если же условия игры предполагают длительное время на обдумывание хода, то тут "сто пудов" можно столкнуться с гроссмейстерским уровнем игры. Ведь ничто не мешает удаленному сопернику использовать программы-анализаторы. Чем короче временной контроль, тем меньше времени для читерских манипуляций. К искусственному интеллекту в шахматах мы ещё вернёмся.

Теперь рассмотрим научный компонент теории и практики шахматной игры. Шахматная теория - это результат как накопленного практического опыта, так и домашних исследований и разработок. Более того, шахматы сами по себе как логический и аналитический метод способствуют качеству разного рода научных исследований. Бесспорно, шахматы являются надежным средством  интеллектуального развития детей.

Действительно, благодаря шахматной науке, мы имеем учебные материалы и руководства о том, как в партиях разыгрывать дебют (начало), как строить тактику и стратегию в миттельшпиле (середине) и как правильно играть в эндшпиле (окончании). Многие известные шахматисты если и не достигли супервысоких званий, то вписали свои имена в названия дебютов, продолжений, вариантов и пр.

Умение концентрировать внимание и видеть угрозы потери качества ещё не гарантирует успех в шахматной партии. Многое определяется знанием стандартных вариантов в начальной стадии. Таковых очень много, и все они проиндексированы в мировой классификации. Некоторые из них разработаны в глубину чуть ли не до 20-ти ходов. Смысл грамотно разыгранного дебюта - расположить фигуры для успешной реализации игровой стратегии и при этом не потерять инициативу и темп. Дебютный репертуар шахматиста во многом определяет его квалификационный уровень.

Стратегия и тактика в миттельшпиле во многом определяется характером, волевыми качествами и складом ума шахматиста. Одни предпочитают  атакующий стиль, другие основное внимание уделяют оборонительным редутам и готовятся ударить в слабое место соперника. Одни предпочитают строгую позиционную игру, другие - комбинационную, с жертвами качества, ловушками и т.п. Шахматисты высокого уровня обязаны уметь играть и так, и так. Здесь теория рекомендует определенный набор приемов, позволяющий достичь позиционного и материального преимущества на доске: связка, блокировка и т.п.

Материальный перевес хоть и является определенным залогом победы в игре, но сам по себе не гарантирует успех. Можно получить худшую перспективу и при материальном перевесе. Я помню ещё из детства очень меткое выражение знакомого шахматиста-разрядника во время домашней игры. Когда ему соперник из джентльменских побуждений предложил переходить, мол, иначе пешку потеряет, тот ответил: "Не на пешки играем", - видимо, был уверен в правоте своего замысла.

Что касается эндшпиля, когда на доске с обеих сторон остаётся мало фигур, то тут во многом теория говорит сама за себя. Опять же недостаточно иметь просто материальный перевес, надо ещё уметь его реализовать. Ведь обидно, когда, к примеру, не владея техникой постановки мата ладьей и королем одинокому королю, придется согласиться на ничью. В спортивных шахматах такое в принципе невозможно - только в любительских.

Мотивацию правильно и рационально играть поддерживают разработчики шахматных задач, этюдов и композиций. Это отдельное направление в шахматной теории и практике. В этой области даже проводятся соревнования и присуждаются квалификационные характеристики.

Возникает вполне справедливый вопрос: научный потенциал в шахматах полностью реализован или есть ещё перспективы роста? И вот тут мы подошли к довольно интересной теме! Раньше находки и разработки апробировались практикой шахматных соревнований. Некоторые "домашние заготовки" получали активное применение, другие оказывались несостоятельными, а некоторые варианты, даже однажды опровергнутые, неожиданно могли получить вторую жизнь. В наше же время своеобразным критерием истины является... тестирование искусственным интеллектом.

Можно считать аксиомой, что суперпрограммы играют гораздо сильнее супергроссмейстеров и что это по сути разные "весовые" категории. Вспоминаю детские споры о том, будут ли "машины" играть лучше чемпиона мира... Если где-то лет тридцать назад  ещё проводились показательные матчи гроссмейстеров с программами (с переменным успехом!), то сейчас в этом нет смысла - результат очевиден. Действительно, объём памяти в разы больше больше, равно как глубина и скорость расчетов и анализа. Более того, "железо" не подвержено каким-либо эмоциям. Искусственному интеллекту вполне по силам опровергнуть человеческую идею, которая внешне может выглядеть чуть ли не гениальной.

В чем заключается искусство шахмат? Прежде всего в красоте игры, в нестандартном подходе, дерзких импровизациях. К примеру, красиво разыгранная атакующая комбинация, завершившаяся эффектным голом, или невероятный вратарский сейв воспринимаются публикой как произведение искусства. Так и в истории шахмат можно вспомнить и воспроизвести на доске немало красивых до изящества комбинаций. Знатоки особенно ценят комбинации, предваряемые жертвой качества.

А теперь представим, возможна ли подобная красота в игре двух "машин"? Конечно же, нет. Это будет уж очень "сухая" и неинтересная игра: без авантюр, импровизаций, дерзких решений, грубых ошибок и т.п. Причем результат здесь определен заранее. Если одна программа по глубине анализа и скоростным характеристикам мощнее другой, то она просто будет позиционно пережимать более слабую программу. Если же программы одинаковые по силе, то будут ничьи. И это потому что коэффициенты рациональности и погрешности у обеих одинаковы. С каждой стороны будет грамотно разыграна правильная непробиваемая позиция.

Могу предложить попробовать сыграть партию с программой любого уровня, записать ходы и, независимо от результата, с той же программой, без каких-либо перенастроек, начать следующую партию с тем же дебютом и повторением своих ходов из предыдущей партии. Вполне вероятно, что и программа повторит свои свои ходы из предыдущей партии. Шахматист-человек на такое вряд ли будет способен. Если даже он запомнит последовательность ходов в предыдущей партии с удовлетворяющим его результатом, то всё равно где-то захочет сыграть по-другому.

Таким образом, мы подошли к сути шахматной партии. Если равные по силе и квалификации соперники должны, по определению, играть вничью, а сильный выигрывать у более слабого, то почему у "одушевленных" шахматистов этот принцип если и работает, то совсем не на сто процентов? Не сосчитать случаев в практике шахматных соревнований, когда шахматисты выигрывали у соперников с более высоким рейтингом! Всё дело в пресловутом человеческом факторе. Здесь, в определенной мере, соревнуются не квалификационные характеристики, а, как уже было отмечено выше, психологический настрой, моральное состояние, физический потенциал и т.п.
Превосходство в шахматной партии определяется соотношением числа ошибок, которыми смогла воспользоваться противоборствующая сторона. Иными словами, критерием мастерства является умение воспользоваться ошибками соперника. Это примерно как красивый, зрелищный гол будет забит лишь при условии, что ошибка соперника создаст игроку комфортные условия для удара или броска. Отсутствие ошибок или их одинаковая степень будет гарантировать ничью.

Напомню, что мы в данный момент говорим о шахматах как об искусстве. Казалось бы, пусть программы "перетирают" с программами по своим правилам, а люди в своей среде продолжают ошибаться и создавать почву для искусства. Одно только существенное "но"... Если раньше шахматисты учились у более сильных шахматистов (по книгам и журналам), то теперь они вынуждены учиться у бездушных "машин" и сверять свои игровые стратегии с компьютерной аналитикой. Последняя точно не предложит "плести кружева", как это могли себе позволить шахматные корифеи 19-20-х веков.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что как спорт шахматы имеют вполне нормальные перспективы, опирающиеся как на традиции, так и новации, базирующиеся на современных технологиях. Имеет место большое разнообразие форматов шахматных соревнований. Это направление, бесспорно, будет совершенствоваться с целью усиления спортивного азарта, интриги и т.п. С помощью интернета стало возможным наблюдать, что называется, вживую за ходом соревнований, видеть индикаторы компьютерного анализа, получать интерактивные комментарии.

Благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям, шахматы стали доступнее. Сообщество любителей шахмат стало более насыщенным не только в плане совершенствования игрового мастерства, но и элементарного общения. Те, кто когда-то в советском детстве занимались шахматами, а потом жизненные реалии затянули, могут без особых проблем и вернуть, и даже приумножить былой потенциал.

Что же касается шахмат с точки зрения науки и искусства, то тут у шахматистов особых перспектив не видно. Им придется реализовывать себя лишь в качестве пользователей компьютерных баз и аналитического аппарата. Наука здесь будет развиваться лишь в сторону совершенствования искусственного интеллекта, и этим будут заниматься специалисты иного профиля. Искусство как немаловажный в прошлом компонент шахматного противоборства со временем окончательно будет сведено на нет.