Деньги могут всё?!

Магда Кешишева
   Кто не помнит весёлый мультфильм "Летучий корабль"? Напомню начало, а конец, думаю, вы сами вспомните: царская дочь Забава любит трубочиста Иванушку, а царь хочет выдать её за богатого, немолодого Полкана. Противиться воле родителя нельзя. И придумала Забава:"Выйду замуж за того, кто построит летучий корабль". Она - то верит в Иванушку, а озабоченный царь спрашивает у Полкана:"Построишь?" на что тот самоуверенно отвечает:"Куплю!"

   Вот как оно бывает - есть люди, верящие в силу денег больше, чем в искренние чувства. Начала я с мультфильма, а продолжу про жизнь.
   Молодой Степан Шаумян, будущий революционер и политический деятель, летом 1896 года, отдыхая в Лори, влюбился в девушку по имени Кетеван. Девушка ответила ему взаимностью. Но Стёпа должен был вернуться в Тифлис, где он жил и учился в ремесленном училище. Молодой человек каждый день писал Кето письма, полные тепла и нежности.

   Случилось так, что богатый нефтепромышленник Манташев, по рекомендации директора училища, пригласил Шаумяна в качестве репетитора для своего непутёвого сына Гиго. И вот напасть - в него по уши влюбилась дочь Манташева Надин. Влюбилась так, что ни есть, ни пить не могла. Лежала девушка лицом к стене тосковала, плакала, худела. Наконец, уступив настояниям матери, призналась:
 - Хочу замуж за Стёпу.

   Мадам в ужасе схватилась за голову:
 - Вай ме, вай ме! За Стёпку, за нашего репетитора! Лучше бы мои уши не слышали, что говорит эта сумасшедшая. Отец её убьёт. Выгонит без копейки!
   Да, отец рассердился, но в меру: не кричал, не выгнал. Оборотистый делец, хозяин миллионов, прикинул: дебет ... кредит ... взвесил возможности, прибыли ... и решил:
 - А что? Такого зятя в дело - совсем неплохо!

   Манташев не сомневался в успехе задуманного - он же богат! На следующий день, когда юноша пришёл к уроку, лакей очень вежливо сказал ему, что хозяин приказал звать его к себе в кабинет.
   Впервые оказался Степан на половине миллионера, в его кабинете. Манташев любезно его принял:
 - Садись, привыкай!
 - ?!
 - Не понимаешь? Я говорю, у тебя может быть кабинет не хуже. Манташев для своего зятя ничего не пожалеет! Моя младшая хочет за тебя замуж. Приданого 200 тысяч!
   Юноша молчал. Манташев добавил 100 тысяч:
 - 300 тысяч тебе хватит? Мне не жалко. Вернуться в наше дело. Чего я буду от тебя скрывать! Мои четыре сына - не работники. Старший - кутила, дурак!... Как только выучишься на инженера, сделаю компаньоном. Иди, делай предложение! Через год можете обручиться.

   Степан вскочил с места:
 - Господин Манташев, я люблю другую!
 - Это мне не надо знать. Все мы в молодости имели первую любовь... Я сказал - иди, делай предложение! 300 тысяч твои! Наличными!
 - Я пока пойду готовить уроки с вашим Гиго. До свидания.
 - Ты что, не хочешь жениться?!Отказываешься стать зятем Манташева?!

   Через два дня девушку отправили в Боржоми, а Степан продолжил занятия с Гиго.
   23 июня 1898 года Шаумян закончил ремесленное училище. Тут Манташев снова вызвал его на разговор. Сын Манташева мечтал поехать в Петербург, куда собирался юноша, и отец хотел отправить его вместе с ним.
 - Ты должен охранять его от всяких вредных увлечений, - начал Манташев. - За это я кладу тебе хорошее жалованье.
   Приехали Степан и Гиго в Петербург. Шаумян сдал экзамены, получил высшие баллы и стал студентом. Гиго тоже стал студентом, но экзамены он не сдавал:отец нашёл протекцию к директору института, а нужную сумму привёз лично другой директор учебного департамента Министерства просвещения.

   Но учиться Гиго не хотел. Его больше влекла разгульная жизнь.
 - Иди, ответь за меня. Назовись Манташевым. Эти старички - профессора меня в глаза не видели. Иди, иди! - говорил Гиго.
   Это надоело Шаумяну и он уехал в Ригу. Здесь он поступил на химический факультет Политехнического института. Но по семейным обстоятельствам - отца его арестовали в Тифлисе - ему пришлось оставить Ригу и взять на себя все заботы о семье. Жить было непросто, пришлось снова бегать по урокам, работать корректором.

   В это время снова появляется в жизни Степана Манташев. Вернее, приходит посыльный от него и сообщает, что миллионер готов всё простить. Хотя за душой у юноши ничего не было, он ответил:
 - Спасибо, господин Манташев! Мне Ваша дочь, Вы знаете, не нужна. Компаньонами мы никогда не станем, а работать на нефтепромыслах я обязательно буду!

   Вскоре Степан женился на Кетеван, которая всем сердцем любила его всю жизнь. Много им предстояло проводов, отъездов, тюремных отсидок. Кетеван ждала его девушкой, ждала женой, ждала матерью его детей, ждала и надеялась долгие месяцы после его гибели. Это была ЛЮБОВЬ, единственная, на всю жизнь.
 
  P.S. На фото - тот самый Манташев