Солнце светит для всех - 8 глава

Елена Светлова 2
Глава 8
Игорь размышлял о Насте: он не столько рисовал в воображении её облик, для этого ему достаточно было открыть интернет, чтобы полюбоваться на девушку, сколько думал о её словах. Больше всего его взволновало её предложение всей семьёй навестить маму Игоря в больнице, он думал: почему бы и нет, как говорят врачи, мама сейчас идёт на поправку в физическом смысле, а вот в психическом – ей нужно больше общения. Ещё одна важная деталь: если у них с Настей будет семья, то Игорь понял, что общие встречи родственников неизбежны, поэтому надо начинать сейчас.
В середине рабочей недели Игорь с отцом – Александром Викторовичем и бабушкой подъехали к зданию больницы. Так получилось, что Игорь чаще своих близких бывал здесь, отец, наконец, приехал из своих длительных командировок, Галина Фёдоровна тоже чувствовала себя неплохо, она нарушила затянувшееся молчание:
- Надеюсь, Светочка нам обрадуется. Главное - её не утомлять.
- Мама, всё будет в порядке, - прервал её отец Игоря, который в последнее время почти совсем не навещал жену.
Игорь первым с воодушевлением устремился вперёд. Когда он оказался в маминой палате, она воскликнула:
- Игорёк, как я рада тебя видеть.
- Вижу, тебе значительно лучше, мама. А я сегодня не один.
- Я знаю, - отчего-то грустно улыбнулась Светлана Павловна.
За Игорем с напряжением наблюдали Александр Викторович и Галина Фёдоровна, а за всеми ними наблюдал лечащий врач мамы Игоря, он тихо сказал:
- Это я предупредил её о вашем визите.
Игорь отошёл в сторонку, ему хотелось, чтобы папа и бабушка тоже приняли участие в этой встрече. Отец немного смущался, чувствуя свою вину за долгое отсутствие у больной жены, а бабушка старалась угостить невестку своими кулинарными дарами, но её ограничивал строгий врач, со стороны наблюдавший за всем процессом.
Светлана Павловна была настолько удивлена визитом родных, что слов у неё почти не было (да и болезнь мешала), все эмоции были написаны на лице и в улыбке, среди них преобладала радость. Когда все пообщались вдоволь, Александр Викторович захотел обсудить с врачом некоторые вопросы. Галина Фёдоровна с Игорем вышли на улицу, благо погода радовала почти настоящей весной.
- Поправляйся, мама, теперь мы будем навещать тебя чаще, - сказал ей на прощание сын.
- Хорошо. А ты приходи со своей девушкой, - неожиданно проговорила Светлана Павловна.
Игорь вытаращил глаза – он ни словом не обмолвился про Настю.
- Пойдём, - потянула его за собой к выходу Галина Фёдоровна.

- Откуда она знает?! – не мог прийти в себя Игорь, вдыхая свежий воздух.
- Больные люди острее чувствуют некоторые вещи, могут даже, так сказать, читать мысли, тем более Света всегда была необычным человеком.
- Кстати, именно Настя предложила мне собраться всем вместе и поехать к маме.
- Вот видишь! Как у тебя с ней дела? – поинтересовалась бабушка.
Игорь задумался:
- Не знаю. Вроде хорошо, но как-то не так. У неё много каких-то тайн, которыми она не хочет делиться со мной.
- Постепенно узнайте друг друга лучше.
- Она не хочет рассказывать. Например, судя по всему, она участвовала в какой-то музыкальной группе…- Игорь замялся. – С не очень хорошей репутацией.
- Может, всё не так, как ты себе представляешь, - возразила Галина Фёдоровна.
- Возможно, - вздохнул внук.
- Я понимаю, что тебе нужна идеальная девушка, но идеальных людей не бывает.
- Конечно, бабушка, у меня у самого есть недостатки, но…
- Я понимаю, что ты имеешь в виду: как говорят церковным языком, благочестивая девушка.
- Ну, бабушка, - Игорь понял, что Галина Фёдоровна попала в точку.
- Всё правильно. Ты же и сам соответствуешь этим критериям, вот и избранница тебе должна быть под стать. Кстати, ты встретился с Настей в храме, думаю, это неспроста, - сказала бабушка.
- Я тоже так думаю, но и с Варей я там познакомился, - задумчиво сказал внук.
- А к ней ты как относишься? – продолжала интересоваться Галина Фёдоровна.
- Хорошо. Вот, только поговорить нам мало удаётся. Отдать ей кое-что мне надо, - Игорь нащупал в кармане Варины таблетки, которые она забыла у него в машине после их поездки в цветочный магазин.
- Главное, чтобы тебе не пришлось делать выбор, это всегда трудно. Пусть Господь укажет тебе твою избранницу, - с чувством сказала бабушка.
- Это был бы самый лучший вариант, - пробормотал внук.
Вскоре папа Игоря вышел из больницы, и все погрузились в машину. По пути домой говорили мало, все находились в раздумьях. Александр Викторович сказал, что лечащий врач Светланы Павловны сказал о возможности скорой её выписки из больницы.
- Это же замечательно, - отреагировала Галина Фёдоровна. – В домашней обстановке Света быстрее пойдёт на поправку.
- Не знаю, не знаю. Я же всё время занят, - посетовал Александр Викторович.
- И будет у нас полноценная семья, - тихо проговорил Игорь.

Долгая служба под названием Мариино стояние, которая посвящена святой Марии Египетской, и на которой читается канон Андрею Критскому, проходящий красной линией по всему Великому посту, подходила к концу. Варя чувствовала себя уставшей: сегодня пришлось хорошо потрудиться на работе, да ещё отец Михаил попросил её уже к сегодняшнему дню составить план занятия с воспитанниками воскресной школы в предстоящее воскресенье. Девушка думала, что она на этих занятиях получит, наконец, долгожданную свободу, а вышло так, что она всё равно находилась под постоянным контролем.
Варваре очень хотелось уже скорейшего наступления Пасхи, хотя раньше такого не было: она всегда ценила каждое мгновение этого чудесного времени – духовной весны. Священники говорят, если такое случилось, значит, как-то неправильно проходит пост. Скорее всего, так и есть – она же постоянно думает о посторонних вещах.
Варя поймала себя на мысли, что сейчас ей хочется поделиться своими проблемами не с отцом Михаилом, а с Павлом – он так умеет всё раскладывать по полочкам. Но она не увидела его в храме, равно как и Игоря, но это было неудивительно – он и в воскресный день не всегда посещает богослужения. Варвара заметила одиноко сидящую на скамейке Софью Дмитриевну, племянница подошла к тёте.
- Варечка! Пойдёшь к отцу Михаилу? – обрадовалась при виде девушки Софья Дмитриевна.
- Да, мне нужно показать ему план воскресного занятия.
Поговорить им не удалось, служба продолжалась. Вскоре отец Михаил сам подошёл к ним:
- Ну, что рад вас видеть. Софья Дмитриевна идёте?
 Софья Дмитриевна замялась, она никак не могла решиться открыть свою тайну священнику, которого знала много лет и которому доверяла. Она хваталась за любую соломинку, чтобы отсрочить признание, вот, и сейчас ответила:
- Варя хотела план показать, да тут ещё люди есть, а я пока подумаю.
Отец Михаил покачал головой и подозвал Варвару. Они довольно быстро закончили разговор, Софья Дмитриевна со скрытым восхищением смотрела на племянницу и крестницу: какая выросла замечательная девушка, без ложной скромности была в этом и её заслуга – Варя с малых лет осталась без матери. Поток мыслей Софья Дмитриевны был прерван вопросом отца Михаила:
- Вы будете исповедаться?
- В субботу, батюшка, - слабо улыбнулась она.
- Я и так предполагал, - спокойно ответил он.
Вскоре Варвара с тётей покинули храм Николая Чудотворца.
- Пойдём пешком? – предложила Софья Дмитриевна, она намеревалась откровенно поговорить с племянницей.
- Можно прогуляться, погода сегодня довольно тёплая. А с Настей ты на этой неделе не занимаешься пением?
- Сегодня служба важная, поэтому нет занятия, теперь в воскресенье будет только. А почему ты про неё вспомнила? – поинтересовалась Софья Дмитриевна.
- Да, так, - уклончиво ответила девушка, она думала, что Настя могла бы что-то рассказать тёте об Игоре.
- Если ты об Игоре, то всё и так видно по этим двоим, - предвосхитила её вопросы Софья Дмитриевна.
Варя бросила на неё грустный взгляд.
- Лучше сейчас это, Варечка, понять, чем мучиться потом. Хотя, может, я и не права: один Господь знает, как там потом будет, - пыталась утешить крестницу Софья Дмитриевна.
- Я всё понимаю, тётя Соня. Я ему не пара, ему нужна такая девушка, как Настя, - с тоской пробормотала Варвара.
- Почему ты так говоришь?! Откуда мы с тобой знаем, кто ему пара? Да и, вообще, общайся с ним, потом будет понятно, у кого какие чувства, - пыталась утешить её крёстная.
- Я просто вижу, что Игорь с Настей созданы друг для друга, - проникновенно заявила Варя.
Софья Дмитриевна замолчала в растерянности, она не знала, что ещё ответить племяннице – у самой в жизни много недосказанности, но Варвара продолжила разговор:
- Знаешь, я иногда думаю: может, мой путь – уйти в монастырь.
Тётя внимательно посмотрела на девушку, стараясь понять, говорит та это от отчаяния или тщательно взвесив свои слова – на лице Вари читалась глубокая задумчивость.
- Я думаю, это ещё не окончательное твоё решение, - осторожно проговорила Софья Дмитриевна.
- Конечно, - согласилась крестница. – Я ещё совсем не готова, у меня столько ошибок в жизни…Вот, например, Павел, по-моему, он уже совершенно готов к монастырю.
Тётя удивлённо взглянула на Варвару:
- А почему ты решила, что он собирается в монастырь? Он сказал?
- Нет…Но мне так показалось…Мы с ним беседовали…- Варя была сбита с толку.
- Он не собирается в монастырь, как-то в разговоре проронил, что оказался негодным для монастыря, и теперь ищет смысл жизни, а больше всего хочет найти близких людей или близкого человека, - рассказывала Софья Дмитриевна.
Пребывавшая до этого в своих мыслях Варвара как будто оживилась, и даже лёгкая улыбка тронула её губы, она произнесла:
- Это хорошо…
Крёстная понимающе кивнула и проговорила:
- Кстати, помимо монастыря, есть ещё много других богоугодных занятий в миру, например, с детьми. Я видела, что тебе понравилось с ними заниматься. Так ведь?
- Да. Знаешь, я почувствовала такой необыкновенный прилив сил после занятий с детьми, такое вдохновение и желание, чтобы это повторялось снова и снова, - повернулась к собеседнице Варя.
- Ну, вот видишь: значит, уже что-то прояснилось в твоей жизни.
- Мне кажется, что тебе тоже плохо без тесного общения с детьми, - пристально взглянула на крёстную девушка.
- Конечно, - кивнула в ответ Софья Дмитриевна.
- Я имела в виду немного другое: ты вроде была бы не против взять кого-то к себе навсегда, - вдруг заявила Варвара.
Софья Дмитриевна даже остановилась, Варя – тоже и как ни в чём не бывало сказала:
- Мы уже почти дошли до дома, можно и на транспорт не садиться.
- Да, Варюша, ты права: озвучила мои мысли прежде меня. Я полагаю, ты должна это знать, об этом пока знает только один человек.
- Не отец Михаил?
- Нет, Анатолий Иванович.
- Интересно, - покачала головой девушка.
- Я тоже не ожидала, что он окажется для меня интересным человеком. Пока всё, - не захотела распространяться Софья Дмитриевна.
- Всё дело в Тане? – продолжала задавать вопросы Варвара.
- Ты очень проницательна, - одновременно восхитилась и удивилась тётя.
- Просто с её появлением начались какие-то перемены, я это не умом поняла, а просто почувствовала…- прошептала девушка.
- Ну, что будем делать? Сейчас уже поздно, да и холодно становится, а поговорить надо.
- Может быть, завтра встретимся? Приходи к нам. Папы не будет часов до восьми, - предложила племянница.
- Это хорошо, надо обсудить всё пока с глазу на глаз, - обрадовалась Софья Дмитриевна.

 Насте не работалось, тревожные размышления бередили ей душу, она никак не могла сосредоточиться на чём-то одном: не могла решиться сделать шаг в сторону помощи отцу – отправить сообщение незнакомцу, который, возможно, сможет вызволить папу из заключения и приблизить их долгожданную встречу – ей казалось, что именно он поймёт её лучше всех, с остальными людьми девушке было трудно находить общий язык. Также мысли об Игоре не давали покоя: нужна ли была это встреча им обоим, может быть, вообще, не надо было идти в храм Николая Чудотворца и начинать всю эту учёбу церковному пению, хотя она даже втянулась в него. Анастасия совсем запуталась, она достала из сумки маленькую иконку Николая Чудотворца и прочитала молитву – благо рядом никого не было.
Внезапно на душе прояснилось: до конца работы оставалось немного времени, девушка достала ноты и сборник по церковному пению – вот её стихия. Настя стала заниматься – Софья Дмитриевна задавала домашние задания, которые ученица старалась выполнять вовремя. Её тихое пение привлекло внимание, в дверях показался Ваня, Анастасия замолчала.
- Хорошо поёшь, даже не ожидал. Я тут мимо проходил, - сказал он.
Настя смутилась и быстро спрятала учебные материалы по пению:
- Это так, я занимаюсь немного церковным пением.
- Как, вообще, дела? Ты связалась с этим человеком, контакты которого я тебе дал? – продолжал расспрашивать девушку Ваня.
- Нет ещё, как раз собиралась ему написать. А что?
- Да так, хотел тебе помочь, если что, подстраховать, - смутился Настин приятель.
- Спасибо, Ваня, я ценю твою помощь. Как твоя жизнь?
- Да, всё в порядке. Время свободное у меня есть, если что. Девушки нет, - зачем-то добавил он.
Анастасия молча взирала на старого друга, не зная, как реагировать на его слова. В душе у неё царило смятение чувств.
- Знаешь, Настя, я часто с теплом вспоминаю старые студенческие годы. Я тебе там фотку скинул, где мы вместе были с твоей музыкальной группой. Классное было выступление, до сих пор вспоминаю.
Анастасия удивлённо воскликнула:
- А я не помню, надо будет глянуть.
- Ну, ладно, я пошёл, скоро конец рабочего дня, если что – звони, - проговорил Ваня.
- Хорошо, - улыбнулась Настя.
Обоим было немного грустно – их с головой накрыла ностальгия.

Софья Дмитриевна, как и обещала, на следующий день пришла в гости к племяннице. Варя накрыла скромный стол с постными угощениями.
- Варечка, не надо было так стараться, я ем сейчас мало, что-то не хочется, - призналась тётя.
- Да, всё в порядке, мне не в тягость, не для кого больше всё равно готовить. Папа поздно приходит, ест где-то в других местах, - с грустью произнесла Варвара.
- Не грусти, будет у тебя своя семья, тогда ещё устанешь от готовки, - попыталась её утешить с юмором крёстная.
- Если бы, - тяжело вздохнула Варя.
- Всё будет хорошо, - вдохновляла девушку Софья Дмитриевна. – А вот где Володя интересно время проводит?
- Не знаю, папа отмалчивается. Хотя тут недавно он заявил, что хочет детей и, может, даже женится. Что бы это значило? – недоумённо посмотрела на тётю племянница.
Та промолчала, были у неё свои мысли на этот счёт, но она предпочла пока поделиться с Варей своими тайнами прошлого.
- Как всё сложно! – воскликнула девушка, выслушав тётю.
- Но это моя жизнь. Я столько сделала ошибок, теперь придётся за них расплачиваться, - тяжело вздохнула Софья Дмитриевна.
- Тётя Соня, - тронула её за руку Варя, - ты всегда можешь на меня рассчитывать.
- И что мы будем делать?! – немного растерялась крёстная Варвары.
- Надо решить, будешь ли ты рассказывать Тане правду. Будешь ли как-то сближаться с девочкой, - здраво рассуждала Варя.
- Хорошие вопросы ты ставишь, но я пока не знаю на них ответа, - задумалась Софья Дмитриевна.
- Поэтому, наверное, мне придётся заниматься Таней. Я имею в виду не только занятия в воскресной школе, но и, вообще, всю эту историю…- пробормотала племянница.
- Ты не думай, что я на тебя свалила свои проблемы, - успокоила её крёстная. – Вместе будем думать.
- Я и не думаю. Хороший опыт для меня – преподавание, да и где я ещё пообщаюсь с детьми…- с грустью проговорила девушка.
- Не надо отчаиваться. Всё ещё будет, - успокоила её тётя. – Слушай, а, может, нам вдвоём как-то взять опеку над Таней? Я не знаю, возможно ли это. Надо узнать у юристов.
- По-моему, не очень это практикуется, да и мне кажется, что тебе будет сподручнее с Анатолием Ивановичем, - хитро улыбнулась Варвара.
- При чём здесь Анатолий Иванович?! – притворно возмутилась Софья Дмитриевна.
- Совсем не причём? Вроде бы он располагает информацией, значит, будет нам очень полезен, - развивала Варя свою мысль.
- Да, полезен. Он оказался совсем не таким человеком, каким я его изначально представляла, - призналась тётя.
- Вот, и будете дальше общаться, - воодушевилась крестница.
- Да. Тем более он предлагает выяснить кое-что про Савву. Тут тоже есть тайны, - вздохнула Софья Дмитриевна.
Племянница широко раскрыла глаза, уставившись на тётю.
- Да, - кивнула та. – Ты мне вот, что скажи: лет девять назад папа с кем-нибудь общался? Я имею в виду женщин.
Варвара удивлённо взирала на тётю, потом медленно произнесла:
- Была какая-то девушка, но я про неё почти ничего не знаю, это было около десяти лет назад, да и мне не до этого было тогда, были проблемы в школе.
- А это важно, - начала Софья Дмитриевна, но вдруг хлопнула входная дверь, они заболтались, не заметили, как наступило восемь часов вечера, на пороге возник Владимир Дмитриевич.
Беседа оборвалась на самом интересном месте, но план дальнейших действий был намечен.

Настя решила не откладывать дела в долгий ящик, а тут же связаться по электронной почте с человеком, который, как она надеялась, поможет ей приблизить встречу с отцом. Она написала сообщение, после этого уже приготовилась покинуть своё рабочее место, как пришёл ответ. Девушка поразилась: такое ощущение, что загадочный благодетель ждал её сообщения. Она с удивлением взирала на текст: там была указана улица и номер жилого дома, а также пароль «Скоро Пасха». Анастасия с удовлетворением отметила, что, видимо, отправитель не далёк от православной веры, но к разгадке этой тайны она не приблизилась.
По дороге домой Настя размышляла, стоит ли ей позвать с собой на встречу с незнакомцем Игоря, потому что идти одной ей было страшновато, да и Игорь когда-нибудь должен будет узнать о ситуации в её семье. Девушка отправила ему сообщение с вопросом: «Как дела? Какие планы на ближайшее время?». Уже потом она сообразила, что встреча, скорее всего, должна быть конфиденциальной, иначе она ничего не узнает. От Игоря быстро пришёл ответ, что он в ближайшее время будет занят – нужно забирать из больницы маму. Анастасия даже испытала облегчение – значит, ещё не время ему узнать её тайну.