Актриса Людмила Давыдова

Александр Щербаков 5
Популярная советская актриса Людмила Давыдова прославилась за счет съемок в кинолентах «Тени исчезают в полдень» и «Место встречи изменить нельзя». В молодости артистка имела яркую внешность, поэтому ей доставались характерные роли, с которыми она с легкостью справлялась.

Людмила Петровна родилась весной 1939 года в городе Туле. Отцом будущей актрисы был Петр Шляхтур, мать – Мария Шляхтур. Поскольку девочка жила в семье военнослужащего, они часто переезжали и после войны отправились в Москву. В российской столице Людмила пошла в школу и уже с первых классов активно проявляла себя.

В старших классах Давыдова активно участвовала в жизни школы, занималась спортом и любила учиться. А вскоре записалась в драматический кружок и сразу начала показывать отличные результаты. Выступая на школьной сцене, она держалась профессионально, не стеснялась и прекрасно отыгрывала персонажей.

Дальнейшая судьба девушки была предрешена, поэтому, выбирая учреждение для получения высшего образования, она сосредоточилась на поиске театрального вуза. Подав документы во Всероссийский государственный институт кинематографии, Люда выбрала актерский факультет. Подаренный природой талант помогал ей все схватывать на лету, поэтому учиться было несложно.

Актерская карьера Давыдовой началась уже 1960 году. А окончив вуз, девушка по приглашению поступает на работу в экспериментальный театр пантомимы «Эктемим». И хотя через 2 года он закрылся, к тому моменту у актрисы уже появились первые поклонники. Долго без работы она не сидела и сразу устроилась в Театр-студию киноактера, в главный состав труппы, где и выступала до 1994 года.

В фильме артистка дебютировала, еще будучи студенткой ВГИКа. Первую роль сыграла в киноленте «Первое свидание», снятой Искрой Бабич. С этого момента в биографии актрисы появляются и другие фильмы, принесшие ей в дальнейшем популярность на весь Советский Союз.

С 1965 года артистка пользуется огромным спросом у режиссеров, ее приглашают на небольшие роли. В ленте «Как вас теперь называть?» сыграла эсэсовку, в популярном советском фильме «Берегись автомобиля» ей досталась крошечная роль официантки в пивной, а в военной драме «Война и мир» перевоплотилась в княжну Безухову. Соглашаясь на съемки в роли незначительных персонажей, Люда понимает, что вскоре ее игру заметят и станут предлагать более значимые образы. И не прогадала, за 10 лет актерской карьеры ее список фильмографии вырос.

В 1971 году Людмила снимается в картине «Тени исчезают в полночь». Эта лента принесла большой успех девушке, сделала ее еще более популярной и востребованной актрисой. Съемки проходили в Свердловской области, в окрестностях селений Саргая и Сараны. Фильм состоял из 7 серий и рассказывал историю, происходящую в сибирской деревне Зеленый Дол и отражающую судьбы всей России и Советского Союза в тяжелые военные и послевоенные годы. Давыдовой досталась роль Натальи Филипповны Меньшиковой-Лукиной.

В 1979 году Давыдову приглашают на съемки фильма «Место встречи изменить нельзя» под режиссурой Станислава Говорухина. Роль Верки-модистки женщине досталась неслучайно. Эффектная внешность позволила ей с успехом передать образ содержательницы воровского притона.

В 1980-е годы популярность актрисы не упала, но режиссеры все больше стали ее приглашать на эпизодические роли. К началу 1990-го зрители наблюдали Давыдову в фильмах «Законный брак», «Говорит Москва», «Салон красоты», «Зина-Зинуля» и «Запомните меня такой».

Последней картиной в актерской карьере Людмилы стал фильм «Первый этаж» в 1990 году. Лента о людях, любви и смерти не набрала большой популярности в России, хотя и стала лауреатом Каннского фестиваля.

С первым супругом артистка познакомилась на съемках киноленты «Первое свидание». Им стал Андрей Ладынин, мужчина работал режиссером, а также снимался в фильмах. Однако личная жизнь актрисы не всегда складывалась так, как она того хотела, и вскоре брак распался.

Вторым мужем женщины стал Валерий Усков. Они вместе работали в картине «Тени исчезают в полдень». Роман пары был бурным, и дома, и на работе молодые люди постоянно были вместе. Однако женщина очень хотела детей, но это желание осталось только в мечтах Людмилы.

Чтобы отвлечься от печальных мыслей, она много времени посвящала общественной деятельности, приходила на собрания комсомольцев и активно помогала в подготовке московского международного кинофестиваля. В родном театре женщина делала стенгазеты. Также пробовала писать прозу, занималась дубляжом и озвучкой.

И если в работе у актрисы все получалось, то в семье по-прежнему не ладилось. Между супругами все чаще возникали ссоры. Давыдова хоть и страдала от безразличия мужа, но до последнего старалась сохранить брак. Точку в их отношения поставила очередная ссора, после которой Люда ушла от Валерия.

Позже Валерий Иванович рассказывал, что эти годы брака стали для него самыми трудными за всю жизнь, он не мог мириться с пренебрежительным отношением жены к его матери, да и к своим родителям она относилась не лучше, и Усков очень жалел пожилых людей.

Говорили, что у Людмилы тяжёлый характер, она часто бывала вспыльчива и не сдержанна, с ней было трудно найти общий язык, поэтому режиссёры избегали сотрудничества с актрисой, несмотря на её несомненный талант. Но Валерий Иванович считал по-другому – он почти не видел, как жена улыбалась или чему-то радовалась, её постоянное недовольство и потухший взгляд наводили уныние и на него самого: «Наверное, Люся в ту пору была уже больна, и именно недугом, а не тяжелым характером, объясняются её постоянная мрачность и внезапные, необъяснимые, вспышки ярости. Как бы то ни было, но с каждым днём жизнь с ней становилась всё невыносимее».

Отношения супругов осложнялись ещё и тем, что Усков мечтал о ребёнке, а Людмила не могла забеременеть. Он много работал, постоянно уезжал в кино-экспедиции, а вернувшись как-то, обнаружил, что у жены другой мужчина, причём уже давно, несколько месяцев. Режиссёр потребовал объяснений и услышал в ответ: «Ты всё время пропадаешь на своих съёмках, а мне нужен мужчина! Я без этого не могу!».

Позже знакомый доктор объяснил Валерию, что и эта неуёмная потребность бывшей жены была не чем иным, как первыми признаками надвигающейся болезни, тяжёлого психического расстройства, которым страдала актриса много лет. Супруги развелись, а Шляхтур вышла замуж в третий раз за декана факультета МГИМО Георгия Давыдова, и взяла его фамилию.

После развода с Георгием актриса не стала менять фамилию, хотя позднее вышла замуж еще четыре раза. Ее последним мужем стал Владимир Котелкин, бывший супруг Людмилы Зыкиной. Мужчина не имел отношения к театру и кино, он работал преподавателем в Институте иностранных языков.

Был у неё и пятый муж, и шестой, по словам Валерия Ускова, который очень жалел бывшую жену и иногда навещал её, когда проезжал мимо. Последние годы Людмила жила вдвоём с мамой, и практически не выбиралась из психиатрических лечебниц. Мария Петровна Шляхтур жаловалась режиссёру, что у дочери проблемы с сердцем, часто забирают в больницы, лекарства дорогие, а денег совсем нет – она думала, что он не в курсе настоящего диагноза актрисы, но об этом знала вся киношная тусовка и театральная Москва.

Последний фильм, в котором Давыдовой предложили небольшую роль мамы, вышел в 1989 году, в театре она числилась ещё 5 лет, и даже получала небольшую зарплату, но выходить на сцену уже не могла – у актрисы окончательно помутился рассудок. В 1996 году она почти полгода провела в клинике, а после выписки, за несколько дней до Нового года добровольно ушла из жизни.

Проблемы со здоровьем у актрисы проявлялись еще в начале 1990-х годов. Все началось с регулярных головных болей, которые вызывали депрессивное настроение. А отсутствие детей еще больше удручало женщину, ведь она так и не состоялась как мать. Вскоре ее нервное расстройство стало беспокоить родственников, которые и отправили артистку на лечение в психиатрическую клинику.

«Ей было пятьдесят семь. Говорили, что причиной смерти стало самоубийство. Даже если это так, греха на Людмиле нет — её погубила болезнь, помутившая рассудок. До меня был один муж и после меня - пять, а на похороны пришёл я один. Постоял возле гроба, поклонился, выразил соболезнование Марии Петровне, отдал кому-то из дальних родственников, взявших на себя печальные хлопоты, деньги и ушёл...».- Валерий Усков

Фильмография

• 1960 – «Первое свидание»
• 1965 – «Война и мир»
• 1969 – «Неподсуден»
• 1971 – «Тени исчезают в полдень»
• 1974 – «Совесть»
• 1975 – «Назначаешься внучкой»
• 1979 – «Место встречи изменить нельзя»
• 1984 – «Мертвые души»
• 1986 - «Алый камень»
• 1987 – «Запомните меня такой»
• 1989 – «Брызги шампанского»
• 1990 – «Первый этаж»