Борисоглебский монастырь

Терехов Максим Юрьевич
     На нашей земле до сих пор можно найти народы, не разумеющие смысла Жертвы Христовой. Как писал апостол Павел; «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие». Таким образом не находит понимания и безусловный подвиг многих последователей Христа.
     Святые братья Борис и Глеб (память 15 мая и 6 августа по н. ст.) являются покровителями русского воинства, однако парадокс состоит в том, что ни в одной битве они не принимали участия.
     Во времена Древней Руси обычная семья состояла, как минимум, из пяти-восьми человек. Как правило, семьи были очень дружными и сплоченными. Но случалось и так, что многодетность приводила к серьезным конфликтам и ожесточенной борьбе за наследство. При этом в ход шли любые средства вплоть до физического устранения конкурентов. Жертвой таких междоусобиц становились не только представители «заинтересованных сторон», но и ни в чем не повинные люди. Похожая драма разыгралась и в семье Великого Киевского князя Владимира сразу после его смерти в 1015 году.
      У крестителя Руси святого князя Владимира было 10 дочерей и 13 сыновей от шести жён. О его чудесном преображении после принятия таинства крещения знают все, кто интересовался историей церкви. Лишь два его сына Борис и Глеб родились в венчаном браке и с детства воспитывались, как христиане. Внезапная кончина князя помешала ему передать престол Борису.
      По старшинству престол мог быть отдан Святополку – по сути приёмному сыну князя Владимира. Долгое время тот воспитывался, как язычник и крещение принял очень неохотно, скорее всего по политическим мотивам. Чтобы получить княжеский престол он послал убийц к Борису и Глебу и каждый из них принял не обычное, для той эпохи решение не собирать войско и не сохранять свою жизнь ценой пролития братской крови.
       Святополк покрытый позором и несмываемой братской кровью потерял в боях княжеский престол, а в Киеве стал княжить другой сын князя Владимира Ярослав, одержавший военную победу над Святополком и прозванный в народе Мудрым. Он разыскал тела убиенных братьев и привёз их в Киев, где почти сразу стали случаться чудеса и исцеления от их мощей. Братья не раз помогали русскому воинству в знаковых битвах. Известен случай их явления святому князю Александру Невскому перед битвой со шведами. Их заступничество было настолько очевидным, что воины князя Александра даже не дерзали приписывать победу своему умению. Иными словами, вступив в воинство небесное святые братья помогают защитникам веры православной в их праведных битвах.
     Святые Борис и Глеб в наше время остаются одними из самых почитаемых русских святых. В их честь строят храмы и монастыри. Один из таких монастырей находится в городе Дмитрове, который я не раз посещал с различными целями.
     Город Дмитров – один из древнейших городов русских знал в своей истории взлёты и падения.
      История Дмитрова началась в далеком XII веке – в это время Дмитров впервые упоминается в летописи. Согласно историческим документам, князь Юрий Долгорукий повелел заложить крепость на берегу Яхромы, что и было сделано в 1154 году.
     XIII-XIV века – неспокойное время в истории Дмитрова – период противоборства за город между Тверью и Москвой. В середине XIV века Дмитров присоединился к Московскому княжеству.
     Историю Дмитрова вообще нельзя назвать спокойной: на город неоднократно нападали враги – литовцы и другие, нередко его разрушали практически до основания. При этом сильно доставалось и монастырю.
      По преданию, Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове основан Юрием Долгоруким примерно в то же время, что и сам город — в середине XII века. Однако, точная дата основания обители не известна: в 1610 году, в Смутное для России время, пожар, разбушевавшийся в монастырских стенах, уничтожил весь монастырский архив.
      Первое документальное свидетельство, дошедшее до наших дней, вопреки преданию, относит основание обители к гораздо более позднему периоду — к XV веку. Об этом свидетельствует белокаменный крест, поставленный, согласно надписи на нем, «на Благовещенье в 1462 году» и обретенный братией под Алексеевским приделом Борисоглебского собора обители более 400 лет спустя. Ныне эта святыня находится в краеведческом музее города Дмитрова.
     В начале XVII века на монастырь, как, впрочем, и на всю Русь, обрушиваются испытания Смутного времени: в 1610 году польско-литовские банды совместно с русскими изменниками разорили Дмитров и сожгли Борисоглебский монастырь. Нелегко давалось возрождение из пепла – лишь спустя десять лет обитель была полностью отстроена заново.
      В 1652 году Борисоглебский монастырь по указу царя Алексея Михайловича приписан к Новгородскому Архиерейскому дому и становится подмосковной резиденцией его «собинного» (ближайшего) друга — Новгородского митрополита Никона, впоследствии Патриарха всея Руси.
     Значение монастыря то возрастало, то уменьшалось в зависимости от эпохи. Теперь это единственный уцелевший в городе монастырь. После революции он был закрыт в 1926 году и превращён в музей, но потом отдан НКВД под управление «Дмитлага». В 1932 здесь проходило строительство канала Москва-Волга и в монастыре находилась управляющая работами организация.
      Сейчас монастырь полностью восстановлен и радует взоры паломников белокаменным собором святых князей Бориса и Глеба. Древние росписи и суровая атмосфера внутри собора напоминают нам о непростом решении братьев. Монастырь по своим размерам небольшой. Его не сложно обойти за короткое время, но в нём чувствуется особая духовная собранность. Рядом с собором стоит красивая часовня во имя Святого Духа. Есть ещё надвратная церковь святителя Николая.
     Среди святынь монастыря – ковчег с частицами мощей святых Апостолов Андрея Первозванного и Евангелистов Матфея и Луки, святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Феофана Затворника Вышенского, святых Петра и Февронии Муромских, великомученика Георгия Победоносца и многих других святых, а также частица Креста Господня.
      В монастыре паломники смогут посетить иконную лавка и трапезную, и оценить местные сувениры и выпечку. 
      Рядом с монастырём стоит памятник святым братьям Борису и Глебу. Святым воинам подвиг, которых состоит в том, что они не воевали. Памятник уникальный – на одном постаменте стоят две статуи всадников. Работа скульптора А. Рукавишникова.
     От памятника видны купола Успенского кафедрального собора, известного своими удивительными керамическими иконами на фасаде и интересными архитектурными решениями. Собор имеет внутри семь престолов. Я иду в его сторону, но с грустью понимаю, что уже темнеет и дорога назад может растянуться очень надолго. Все эти святыни находятся достаточно близко друг от друга, и при желании и хорошей погоде имеет смысл походить пешком, чтобы проникнуться атмосферой древнего города Дмитрова. У меня возникает желание приехать сюда специально для того, чтобы ещё раз обойти эти места.