Карьера мастера группового боя 1

Андрей Грачев 2
Имя Вальтера Новотны хорошо известно всем, кто увлекается историей авиации. Хотя ас этот и шёл в списке лучших асов Войны пятым, однако расшифровка его побед впечатляет больше, чем у кого-либо другого из первой пятёрки. Он первым в истории преодолел отметку в 250 побед, и третьим перешагнул рубеж в 200 побед. Хотя формально он и в JG54 не является лучшим асом, но, опять же, расшифровка его побед впечатляет намного больше, чем у лучшего аса JG54 Отто Киттеля.

Причём Новотны известен не просто, как охотник-одиночка. Этот ас всегда предпочитал работать в группе, и его слов заключалась именно в этом умении. А в 43 году сформировал ась его легендарная четверка, которая и добивалась феноменальных побед. Новотны никогда в одиночку не охотится, а главным своим козырем считал именно умение работать в группе и отличные пилотажные навыки.

Но одно дело - официальные счета, и совсем другое дело - счета реальные. Мы попробуем в серии наших статей определить, насколько же соответствовали реальности донесения Новотны.

Начнём мы с июля 1942 года. К тому времени Новотны был уже сформировавшимся асом. На его счету было более 30 побед.

Новотны тогда имел чин лейтенанта и служил в 3 отряде JG54, который вёл бои в небе Ленинграда. В тот день 3 отряд поработал на славу. Было заявлено 15 побед. Причём Новотны одержал пять из них.

В реальности потери в небе Ленинграда составили один истребитель типа ЛаГГ-3 и один Пе-2. Пе-2 сбил оберфельдфебель Рудольф Радемахер.

В 12 часов Новотны вёл бой с четвёркой Мажаева, 123-й иап. Впрочем, и боем-то эту сшибку можно назвать с натяжкой. Бф-109, по отчетам советской стороны, вели огонь с 1000 метров, после чего ушли на юг. Конечно же, с такой дистанции сбить кого-то было практически невозможно. Это вовсе не помешало Новотны оформить две победы, ещё одну оформил его напарник - унтерофицер Герхард Бойтин.

Основные бои завязались вечером. Немцы совершали налет на Ленинград, отражением занимались все советские истребительные части, которые здесь были, весьма разнородные. 13-я ВА ещё не была сформирована. Поэтому в бой без всякой координации вступали пилоты 7-го ИАК ПВО, фронтовой авиации, ВВС КБФ. Всё это создавало сумбур, который усиливался из-за отсутствия раций на самолётах.

Первым в бой вступила четверка 11-го гиап, ведущий капитан Евстигнеев. Она смогла пробиться к ю-88 и сбила один из них, но, в свою очередь, был подбит ЛаГГ, пилотируемый Мигалем. В это самое время четвёрка и-16 26-го иап без какого-либо результата гоняла одиночный бф-109. Четверка 26-го иап вела бой сначала с бф-109, а затем вместе с каким-то одиночным и-16 атаковала бомбардировщик. 123-й иап на и-16, придя в район боя, нашёл подбитый ЛаГГ и прикрыл его от атак врага. Также в бою участвовало ряд других соединений.

Однако немцы действовали не менее сумбурно, втягиваясь в локальные схватки и теряя общий строй. Кроме самолета Мигаля, который в итоге всё же был разбит, других побед они так и не одержали. Судя по всему, Мигаля подбил как раз Новотны, но помогал ему ефрейтор Гюнтер Круцке. Таким образом, из пяти заявок аса подтверждается всего одна, да и та одержана в паре.

21 июля ас заявил одну победу, и, действительно, он отличился в том бою. При попытке атаковать ю-88 стремительной атакой бф-109 был подбит Галкин Михаил Петрович, лётчик 283-го иап, имевший 7 побед на счету. При вынужденной посадке он разбился насмерть.

23-го июля утром, видимо, в районе Кириши пилот оформил три заявки на победы, однако, по имеющимся данным, потерь здесь не было понесено.

Ещё две заявки ас оформил 25-го июля. В первом случае бой, где он якобы сбил самолёт, описан предельно кратко: "над Колпино увидели два бф-109, которые пытались атаковать наши самолеты. Однако наши самолёты развернулись и встретили их огнём", после чего бф-109 ушли восвояси. Это была стычка со 123-м иап. Конечно же, требовалась большая фантазия, чтобы заявить по итогам этой стычки победу. Также ас заявил и-180. На самом деле, это были и-16 из того же полка. На сей раз бой был долгий, шёл целых 30 минут, но закончился ничем. В ходе боя лётчик Пидтыкан атаковал один из бф-109, который ушёл в глубокое пике и лишь над самой землёй выровнялся. Видимо, Новотны увидел это пикирование и принял свой же самолет за сбитый советский.

26-го ас в районе Кириши оформил три заявки на победы, но, по данным ВВС ВолхФ, за день зафиксирован только один короткий и безрезультатный бой. Ещё две заявки ас оформил 28-го числа. В обоих случаях он вёл бой с Р-40 158-го иап, но потерь, несмотря на заявки аса, полк не понёс.

Итак, первый разбор впечатляет. Явно Новотны в то время очень хотелось получить РК. И ас очень старался. Именно с этим желанием связан всплеск его результативности в этот период. Новотны вдруг стал самым результативным асом эскадры на данном отрезке времени. Но, как видим, почти все его победы являются не более, чем мистификацией.

2 августа ас достиг рубежа в 50 побед. Он одержал в тот день семь побед. Ас сопровождал бомбардировщики, которые шли несколькими мощными волнами на Ленинград. Советские истребители активно, но, увы, не очень умело пытались отражать налёты, и потери были очень велики. Но мы не будем разбирать все потери, мы разберем только те, которые относятся к нашей теме.

В первом вылете ас заявил три победы - два и-16 и МиГ. И-16 были определённо из состава 123-го иап. Это был бой с пятёркой, ведущим был Пидтыкан Иван Дмитриевич, выдающийся ас. Этот человек сбил 22 самолета на и-16 ещё в 41 году. Бой протекал так.

Встретив бф-109, лётчики завязали с ними бой. Попутно были замечены ю-88. Лётчик Николаев, оторвавшись от бф-109, атаковал их в одиночку, но после атаки был сам атакован бф-109, однако смог уйти от атаки. Затем атаку проводил уже Пидтыкан, но ему вообще не дали её провести два бф-109. К счастью, двое пилотов его группы, быстро развернув юркий и-16, встретили врага в лоб, и тот был отогнан. При новой попытке атаки ю-88 советских пилотов снова взяли в оборот "мессеры". Прорваться к ю-88 не получалось. При очередной атаке Пидтыкана атаковали два бф-109. Его ведомый Потапов попробовал их отогнать, но сделать это не удалось: Пидтыкан пытался уйти в пике, один из бф-109 спикировал следом... Видимо, Пидтыкан был уже подбит в первой атаки, поскольку на пике на и-16 от атак никогда не уходили - только на вираж. Ведь и-16 пикировал гораздо медленнее бф-109. Потапов не видел гибели Пидтыкана. Его самого атаковала ещё одна пара бф-109, но он успешно отбился.

Итак, в том бою немцы сбили прославленного советского аса. И многие историки с радостью решили, что сбил его именно Новотны. Однако, исходя из заявок, сбил его хауптманн Герхард Коалл, командир отряда Новотны. Заявки Новотны относятся к сшибкам, которые были в начале боя, и к последней атаке на Потапова. Коалл, собственно, и заявил самолёт как и-180, а не и-16, подчёркивая этим, что атаковал именно командира. Новотны же побед не одержал.

Вторая его заявка, вероятно, относится к бою против 123-го иап. В ходе этого боя немцы заявили три победы. Но реальный ущерб составил один самолёт: был подбит известный ас Жидов Георгий Никонорович, но он благополучно дошёл до аэродрома и посадил самолёт, двигатель сгорел, но сам самолёт удалось починить. Если исходить из обстоятельств боя, скорее всего его подбил ефрейтор Гюнтер Крутцке.

Во втором вылете ас оформил четыре заявки. Первый и-16, оформленный им, вообще непонятно откуда взялся, в любом случае эта победа не имеет подтверждения. Затем ас крепко "закусился" с группой Занина на "МиГах" из 124-го иап. В этом бою участвовал и сам командир группы Ханс Филипп, который в этот период особой активности не проявлял. Он заявил две победы, как и Новотны, но реальных потерь советская группа не понесла. Бой был долгий и упорный.

Наконец, Новотны в конце этого вылета всё же одержал реальную победу. При атаке на ю-88 был атакован бф-109 и сбит пилот Киселев из 26-го иап на и-16. И вот тут мы можем точно утверждать, что данную атаку провел Новотны. Собственно, эта победа стала единственной из семи заявок, которая имеет реальное обоснование.

Новотны достиг минимума, необходимого для получения РК, и слегка, что называется, "осадил лошадок". Тем более 11 августа произошёл случай, который испортил ему настроение перед получением награды. Мы уже рассказывали в цикле статей про неудачи асов JG54 в боях с Советскими пилотами про этот эпизод. Ас был подбит пилотом Тетеревом Михаилом Александровичем из 630 иап и при посадке разбил самолёт, а сам получил серьёзные травмы. Он претендовал на три победы, но на сей раз командование пошло на принцип и подтвердило только одну, хотя и эта победа в итоге не имеет подтверждения по советским документам, так как Р-40, заявленный сбитым, был лишь не особо сильно поврежден.

В общем, если суммировать, то за этот период из 24 рассмотренных заявок аса подтверждаются всего три. Да и то одна из них была коллективной. Плюс ещё в одном случае самого аса приземлили советские пилоты. И это было только начало карьеры аса. Все самые замечательные его победы, формирование его грозной четверки, рекорды, обожание нации - всё это было ещё впереди.